Еда как культурная практика. Психологические и культурологические трудности в борьбе с лишним весом и нездоровым холестерином за здоровое питание
Сегодня мы поговорим о еде. А также: о лишнем весе. А также: о физическом здоровье тела, организма. А также: о духовном совершенствовании. А также: о личностном росте.
Еда – это корень всех наших бед, и всего нашего счастья. Еда – это корень всех наших проблем и наш главный помощник в материальном мире. (Если кто живёт на облаке, так и скажите).
Еда наш враг или друг, смотря по тому, что вы будете есть и как. Убийца, Развратитель, Растлитель или Учитель, Врач, Духовник.
И все мы прекрасно знаем всё и даже больше:
о вреде рафинированного сахара,
о вреде избытка в рационе жира,
о наших врагах — легко усвояемых «простых» углеводах,
о том, что зависимость от сладкой сдобной выпечки – это зависимость сродни наркотической,
о том, что после сорока лет мясо не нужно есть практически совсем и никому (это говорит мой друг – ярый антивегетарианец и биолог по базовому образованию).
«Еда – это корень всех наших бед, и всего нашего счастья». Всё это мы знаем. И позорно с моей стороны было бы пережёвывать перечисленные выше общеизвестные истины без конца.
Меня интересует совсем-совсем другое. Меня страшно волнует вопрос: почему вся эта информация – не работает. Мне это интересно как психологу. Как культурологу. Как семиотику. Как простому человеку, который и правда – самый что ни на есть —простой. С простыми проблемами.
Еда – это корень всех наших бед, и всего нашего счастья. Это мы знаем. Мы не знаем главного:
Еда для человека – это практически всегда только: 1) семейная 2) социальная 3) культурная —практики
Все вы знаете, что человек – это животное, которое придумало себе «второй мир» — мир умственных категорий, отвлечённых смыслов и абстрактных понятий. И вот по этим понятиям человек и живёт.
Животные живут в мире объектов реальности. Человек живёт в мире выдуманных им обрядов, законов, обычаев, предрассудков, схем.
И ещё человек конечно же продолжает жить в мире объектов реальности (потому что то, что человек – животное млекопитающее – это же никто не отменял, да?
Животное обычное интересует — когда в Природе восход, тогда оно и встанет, вылезет из норы.
Человека интересует: когда начальник любит, чтобы подчинённый приезжал на работу? Тогда он и встанет, и вылезет из норы, с учётом транспортных пробок.
Но не об этом даже сейчас речь. Речь в нашем материале — о еде.
Культурная практика совместной трапезы
Человек ест не для того, чтобы насытиться, хотя и для этого тоже. Человек ест для того, чтобы ощутить свою Связь с Другими...
Мы садимся за стол вместе с друзьями и начинаем весёлую трапезу. Мы ощущаем свою Связь с друзьями. Только так мы знаем — мы не одни. У нас есть – друзья.
Мы садимся за стол со своей семьёй и начинаем ужинать. Мы ощущаем свою связь с Семьёй. Мы знаем – мы не одни. У нас есть муж, жена, дети... С нами всё в порядке.
Мы садимся за праздничный стол и приступаем к традиционному блюду. Мы знаем — в какой стране мы живём и к какой культуре принадлежим. Мы не Иваны, не помнящие родства, мы не «непонятно кто и что». Мы не «едим еду», мы всего лишь — воспеваем нашу Связь с Родиной, с нацией, с поколением...
Наконец, мы, одинокие, приходим в свою пустую квартиру, зовём соседку и вдруг начинаем … «готовить что-то затейливое». Что мы готовим, что рассказываем соседке при этом? Мы готовим коронное блюдо нашей покойной мамы, бабушки, блюдо, которое обожал наш папа, дед, первый муж. Или сын, который теперь вырос и живёт очень далеко... Нашу связь с Прошлым. Нашу Связь с теми, кого по разным причинам сейчас рядом с нами – нет. И рассказываем об этом семейную историю. Если нет соседки – то сами себе.
«Связь», «связывать» по латински – «религаре». Связь – это и есть – религия. Невидимая связь человека с другими живыми человеками, с миром умерших, и с Миром Горним.
Когда традиционный человек прошлого садился за трапезу, он выливал на жертвенник первый кубок вина и преподносил первый кусок еды – духам-охранителям, богам. Это была его Связь с миром Горним, просьба о защите, попытка установить Невидимую Связь.
Когда современный человек настоящего садится перед телевизором и начинает поглощать еду для «утешения», он тоже устанавливает Связь. Он пытается вспомнить: как это было, когда его, плачущего, подносили к Груди (или к бутылочке с тёплой смесью) и он затихал, успокаивался, сопел. Он устанавливает Связь с беззаботным младенчеством, с матерью, с утерянным Раем детства.
Из всего перечисленного многообразия связующих культурных практик «установления общности, причастности», которые мы называем одним неточным словом – «еда», меня интересует сейчас вот только это.
Меня интересует, что покупая, приготавливая и поглощая пищу, навязывая её своим гостям, внукам, детям и мужу — мы, в основном, рассказываем то вербально, а то и вовсе невербально и даже неосознанно — нашу личную Семейную Историю. Так мы выражаем нашу Любовь к нашим же Родителям.
Знаете, почему все общеизвестные знания диетологов и врачей о вреде той или иной пищи – не работают? Потому что мы не можем «предать память» о нашей бабушке. Маме. Отце. Семье в целом.
Перестать готовить так, как это делала бабушка – это означает Разорвать Связь!
Это означает — плюнуть на могилу бабушки. Это означает — остаться в пустоте, вакууме, без поддержки Твоих Предков.
Именно поэтому — так трудно быть здоровым и похудеть. Когда на одной чаше весов — любимая мама и её пирожки как квинтэссенция её Любви к тебе, то неважно, что лежит на второй чаше весов. Оно всё равно — уже проиграло.
В своей книге-бестселлере «Мясо», Фоер (автор книги) указывает выход из этой в общем-то — тупиковой ситуации. Это – главное, за что стоит ценить вот эту книгу.
Фоеру было тяжело стать вегетарианцем и есть здоровую еду. Он – еврей из Европы. Принадлежит к традиционной семье, где глава – Бабушка. Он должен есть «куру» и фаршированную рыбу, гефилте-фиш.
Не потому что всё это — полезно или там вкусно. Есть вещи и повкуснее, чем традиционная еврейская жрачка нищих ашкеназов, которые одну курицу ели три недели.
А потому что не есть всё это — означает оскорбить своих мёртвых предков. Сказать им туда, в могилу, что они – лохи.
И тогда Фоер, хороший психолог и культуролог, посоветовавшись с психологами умнее себя, создал практику культурного «забывания».
Практика культурного «забывания»
Суть этой практики сводится к тому, что нужно не прекращать – рассказывать подробные и выстраданные истории о том:
как,
из чего,
что
и почему готовили и ели твои предки.
Не нужно – готовить сами эти блюда и не нужно заставлять своих детей — поедать эти блюда.
Вместо этого, рассказывайте Истории, объясняйте, анализируйте, отдавайте дань Памяти.
Странно, что эта практика называется практикой «культурного забывания». Я бы назвала её «практикой культурной памяти»... Но Фоер — парадоксалист.
Наверное, он прав. Единственное условие — забывания привычки есть жареное, жирное, сладкое, солёное et cetera – это не забывание – рассказывать истории о том, как, почему и с какой любовью наши покойные бабушки и родители готовили для нас то, что смогли достать и приготовить.
Удачи вам всем в психологической борьбе с вредным холестерином и лишними жировыми отложениями! А некоторым – удачи в старте вегетарианства и здорового питания.
Ваша бабушка не обидится на вас... Если только вы не будете забывать рассказывать истории о ней и её любви, которую она выражала через Еду — своим детям.опубликовано econet.ru.
Елена Назаренко
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий