Моделирование показало, что мультивселенная либо изобилует жизнью, либо ее не существует

Кажется, что наша вселенная содержит подозрительно правильное количество темной энергии для поддержания жизни – и ткань реальности вот-вот разорвется, прежде чем жизнь сможет за неё ухватиться. Но новые исследования показывают, что это может быть не так.

Моделируя то, как вселенная будет расти с разным количеством материи, ученые обнаружили, что жизнь по-прежнему возможна даже с большим ее количеством. Результаты моделирования имеют перспективные последствия для существования теории мультивселенной.

В 1990-х годах было установлено, что Вселенная расширяется не с постоянной скоростью, она ускоряется, и эта работа принесла своим первооткрывателям Нобелевскую премию по физике в 2011 году. Ученые назвали силу этого ускорения «темной энергией», хотя это скорее абстрактное название, чем фактическое описание. Чтобы попытаться пролить больше света на темную энергию, в 2012 году была запущена Dark Energy Camera, и в этом году было получено огромное колличество данных.

Было рассчитано, что тёмная энергия составляет более 68 процентов содержимого Вселенной. Но остается вопрос: почему так много? Кажется, что наша вселенная создана для поддержки жизни, но если бы темной энергии было даже немного больше или меньше, то звезды, планеты и, соответственно, жизнь не смогли бы развиваться.

Теория мультивселенной помогает объяснить эту золотую середину темной энергии. Согласно этой идее, наша Вселенная является лишь одной из бесконечного числа возможных Вселенных, поэтому есть вероятность, что где-то среди них есть Вселенные, где все условия соблюдены. Принцип смещения, известный как слабый антропный принцип, тоже играет роль – основное, в чем мы можем сомневаться, так это в том, насколько маловероятно наше существование, если мы существуем.

Новое исследование, проведенное исследователями из Университета Сиднея, Университета Дарема, Университета Западного Сиднея и Университета Западной Австралии, рассмотрело, как различные уровни темной энергии могут повлиять на развитие жизни. Команда разработала моделирование с использованием проекта Evolution and Assembly of GaLaxies и их среды (EAGLE), которая является одной из наиболее полных симуляций наблюдаемой вселенной.

Исследование показало, что темная энергия оказывает гораздо меньшее влияние на образование звезд и планет, чем считалось ранее. Даже когда симулированная вселенная содержала в сотни раз больше темной энергии, чем есть в нашей вселенной, жизнь все равно находила путь для развития.

«Мы спросили себя, сколько темной энергии нужно для того, чтобы жизнь была невозможна?», – говорит Паскаль Элахи, автор исследования. «Наши симуляции показали, что ускоренное расширение, обусловленное темной энергией, практически не влияет на рождение звезд и, следовательно, места жизни. Даже возрастающая темная энергия во многие сотни раз может оказаться недостаточной для создания безжизненной вселенной».

Эти выводы имеют широкие последствия для возникновения жизни в мультивселенной. Раньше считалось, что большинство параллельных вселенных эволюционировали бы с условиями, чуждыми жизни, но новое исследование предполагает, что жизнь может быть гораздо более распространена среди мультивселенных. Или, возможно, это может быть ударом по самой идее мультивселенной. В конце концов, количество темной энергии в нашей Вселенной уже не является подозрительно совершенной суммой. Напротив, исследователи говорят, что теория мультивселенной предполагает, что в нашей вселенной должно быть в 50 раз больше темной энергии, чем есть.

«Образование звезд во Вселенной – это битва между притяжением силы тяжести и отталкиванием темной энергии», – говорит Ричард Бауэр, автор исследования. «Мы нашли в наших симуляциях, что вселенные с гораздо большей темной энергией, чем наша, могут счастливо образовывать звезды. Итак, почему такое ничтожное количество темной энергии в нашей вселенной? Я думаю, что мы должны искать новый закон физики, чтобы объяснить это странное свойство нашей вселенной, а теория мультивселенной мало помогает лишить физиков дискомфорта».

Интересно, что окончательная статья Стивена Хокинга, посмертно опубликованная в начале этого месяца, также несколько отступает от теории мультивселенной, сторонником которой он когда-то был.опубликовано econet.ru  Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.