В России отношения медиков и родителей, к сожалению, далеко не идеальны и часто они воспринимаются как некое противоборство. Это и слова о «врачах-убийцах» с одной стороны, и пренебрежительное «мамочка, вы же не врач» с другой. В нормальной ситуации и медики, и родители осознают, что у них общая задача – здоровье. Обычным родителям и обычным врачам, по идее, место по одну сторону баррикад. По другую находится болезнь ребенка
В России отношения медиков и родителей, к сожалению, далеко не идеальны и часто они воспринимаются как некое противоборство. Это и слова о «врачах-убийцах» с одной стороны, и пренебрежительное «мамочка, вы же не врач» с другой.
В нормальной ситуации и медики, и родители осознают, что у них общая задача – здоровье. Обычным родителям и обычным врачам, по идее, место по одну сторону баррикад. По другую находится болезнь ребенка.
Что касается участия родителей в медицинской сфере, то абсолютно неправильными видятся мне две крайние позиции. Первая – полное невмешательство под предлогом «они учились, вот пусть они и разбираются». Вторая, диаметрально противоположная, когда никаким медикам не доверяют ни при каких условиях.
Для своей семьи я нашла, кажется, баланс: пользование медицинскими услугами тогда, когда без них не обойтись, и при этом избегать бесконечной беготни по врачам тогда, когда я не вижу в этом смысла.
Я не могу в домашних условиях лечить зубы, фиксировать переломы, вправлять вывихи, делать операции, рентгенологические или ультразвуковые исследования. Но не знаю, зачем каждый месяц ходить на диспансеризацию в течение первого года ребенка, если ребенок здоров. Также не вижу смысла в постоянных визитах в женскую консультацию при неосложненной беременности. Тот же стандартный визит в ЖК, если он не предполагает проведение УЗИ, – это измерение давления и взвешивание.
Эти манипуляции вполне можно осуществлять дома. Большинство посещений детской поликлиники фактически заканчивается беглым осмотром и взвешиванием. Зачем ехать куда-то к определенному времени, часами ловить чужую заразу в очередях, если видно, что ребенок растет: переходит на следующий размер подгузников, вырастает из одежды, развивается по возрасту? Какая разница, сколько он прибавил, если прибавка нормальна?
В нашей жизни медицины куда больше, чем требуется. Медикализированы в том числе внутрисемейные дела, которые можно решить в подавляющем большинстве случаев и без участия медиков: выбор места родов при физиологическом протекании беременности, грудное вскармливание ребенка, бытовые вопросы вроде выбора места для сна (часто медики против того, чтобы ребенок спал в кровати родителей), вопросы прикорма.
С другой стороны, я часто вижу медицинскую безграмотность родителей. И выходит замкнутый круг, разговор слепого с глухим. У врача нет времени и желания разъяснять каждый употребленный термин, родитель понимает через слово из-за обилия латыни. Хорошим решением проблемы мне видится ликвидация пробелов в области знаний родителей о медицине, даже если вся медицинская наука для родителя – один огромный пробел.
Я понимаю, что у некоторых читательниц возникнут сомнения: мол, врачи специально учатся, а я вот учительница/продавщица/кто угодно, не относящаяся к медицине никаким боком. Врачи действительно учатся долго и обучение их непросто, а хорошие врачи так вообще учатся всю жизнь. Родителям и не нужно пытаться заменить собой врачей всех специальностей. Часто для конструктивного диалога достаточно уметь задать вопрос по теме и понять, что ответит врач.
Помните: врачи тоже люди, они пришли в институт, зная медицину примерно на том уровне, на котором знает ее вчерашняя школьница. Первые два курса – это общие дисциплины (биология, анатомия, органическая и неорганическая химия, нормальная физиология, физика, математика и некоторые другие) и самое начало непосредственно медицины. Необязательно зубрить наизусть все четыре тома анатомического атласа Синельникова на русском и на латыни, не нужно учить технику окраски по Граму препаратов в микробиологии. Но минимальные знания анатомии — необходимы.
Что знать достаточно, на мой взгляд? Самый минимум. Представлять, где находятся основные органы: мозг, сердце, легкие, печень, желудок, поджелудочная железа, почки, желчный пузырь. Представлять отделы кишечника: тонкая кишка и толстая кишка, их составляющие. Минимально ориентироваться в крупных костях: бедренная, большая берцовая, малая берцовая, локтевая, лучевая, плечевая. Знать минимум крупных сосудов (сонная артерия, аорта, бедренная артерия и еще несколько).
Подчеркиваю еще раз: неровности и ямочки учить не надо, как и миллион сосудов, кровоснабжающих тот или иной орган, как и четыре слоя мышц предплечья. Это нужно врачу, да и то не каждому. Остальным такая информация абсолютно необязательна, если только анатомия не вызывает у вас особого трепета и интереса.
Примерно то же самое с физиологией: что в легких происходит, что в кишечнике, зачем нужны почки, а зачем — печень. Кого-то ждет много открытий. Например, что слоган «мезим для желудка незаменим» с точки зрения функционирования человеческого организма безграмотен, ведь ферментативный препарат не работает в желудке, он начинает действовать в тонкой кишке.
Что делает врач, когда к нему приводят маленького пациента? Он проводит физикальное исследование – исследование с помощью собственных органов чувств. Врач смотрит на ребенка (проводит осмотр), слушает его легкие и сердце с помощью фонендоскопа (это называется аускультацией), иногда кладет палец одной руки и стучит по нему пальцем другой руки (это называется перкуссией), ощупывает определенным образом некоторые органы и лимфатические узлы (это называется пальпацией).
Эти манипуляции не очень сложны для понимания людьми, не имеющими медицинского образования. Наличие дома фонендоскопа и умение им воспользоваться иногда может очень выручить. Студент учится различать звуки, практикуя и слушая записи.
Вот схема, на которую можно ориентироваться. Мне иногда бывает достаточно послушать и успокоиться: хрипов нет. Или найти что-то тревожное и обратиться за помощью.
Другим полезным для себя навыком я считаю умение делать инъекции. Не самостоятельно назначать препарат, а следуя рекомендациям врача, которой я доверяю, выполнять сестринскую работу. Медсестра может многое делать руками, при этом она не ставит диагноз и не назначает лечение. Посмотрите, как много может сделать медсестра. Хорошая новость: большая часть этих навыков вам не понадобится.
Научившись делать уколы, вы не будете нуждаться лишний раз в процедурном кабинете или за деньги вызывать медсестру на дом. Техника выполнения инъекций – это не сакральные знания, это навык, которым может овладеть каждая и каждый.
Нелишним будет знание о распространенных инфекционных болезнях. У меня есть справочник аж 1984 года. Необязательно читать и вникать в информацию о том, какие клетки в организме гоняются за злыми вирусами и микробами. Ценные данные – инкубационный период, клиническая картина (характер сыпи, температура, характеристики кашля и т.д.) и методы лечения.
И, пожалуй, последнее – это умение ориентироваться в цифрах анализов. Для этого у меня тоже есть справочник. В нем кратко и достаточно простым языком написано, при каких заболеваниях какие обычно назначают анализы, что обозначает каждый показатель и какой диапазон значений считается нормальным.
Я ни в коем случае никого не призываю отказываться от помощи врачей и заниматься самолечением. Гораздо проще слушать врача и задавать вопросы, зная о том, что такое тромбоциты, что вырабатывает поджелудочная железа и где находится печень.
В противном случае голова идет кругом и непонятно, за что хвататься: тут и ребенок болеет, и цифры в анализах какие-то страшные, и слова врач говорит жуткие, и органы вдруг обнаруживаются неизвестные… А кто предупрежден – тот вооружен.опубликовано econet.ru.
Дарья Малынова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий