Сельское хозяйство пришло в Европу морем

Анализ ДНК «фермеров» с территории одного из очагов зарождения сельского хозяйства, ближневосточного «Плодородного полумесяца», позволил обнаружить неожиданные генетические связи.

Сельское хозяйство пришло в Европу морем

Земледелие и скотоводство, вероятно, впервые попали в Европу с территории Ближнего Востока морем, а не по суше, как считалось ранее. К такому выводу пришли исследователи из Испании и Великобритании, впервые определив последовательность митохондриальной ДНК ранних ближневосточных «фермеров». Работа опубликована в журнале PLoS Genetics.

Земледелие и скотоводство зародились в период «неолитической революции», около 12 тысяч лет назад, на Ближнем Востоке, в регионе «Плодородного полумесяца». Переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству) оказал огромное влияние на человеческую историю. Одним из главных следствий «неолитической революции» стал значительный рост населения, образование городов и первых цивилизаций.

Сельское хозяйство быстро распространилось с территории Ближнего Востока в Европу. Последние полвека активно обсуждался вопрос о том, был ли этот процесс результатом миграции людей или это стало итогом распространения идей. Данные археологии, антропологии и лингвистики, а также генетические исследования последних лет свидетельствую в пользу первой гипотезы: земледелие и скотоводство распространялось на новые территории путём миграции людей, а не идей.

То, что это так, в частности, показали анализы ДНК первых земледельцев из Каталонии, Страны Басков и Германии. Однако до последнего времени результаты генетических анализов первых европейских «фермеров» сравнивались с ДНК современных нам жителей Ближнего Востока. Исследования указывали на прямые генетические связи между жителями этих регионов. Предполагалось, что сельское хозяйство распространилось в Европу «по суше» – через территорию Малой Азии.

В рамках нового исследования, над которым трудились учёные из университетов Барселоны, Ливерпуля и Мадрида, были впервые подвергнуты анализу образцы из трёх памятников, расположенных в регионах зарождения сельского хозяйства: из бассейна Среднего Евфрата и оазиса Дамаска (современная Сирия). Возраст образцов – около 8 тысяч лет до н.э.

Анализ ближневосточных образцов подтвердил генетически связь между первыми фермерами «Плодородного полумесяца» и их «коллегами» из Каталонии и Германии. При этом наиболее тесная связь прослеживается между древним населением Ближнего Востока и жителями Кипра и Крита. Эта связь подтверждается также по данным археологии: сходной архитектурой и погребальными сооружениями. Кроме того, на возможность такой связи указывает и радиоуглеродная дата, полученная при раскопках на Кипре – около 10,6 тысячи лет назад. То есть земледелие появилось на Кипре и Крите сравнительно быстро после его возникновения.

Первыми земледельцами-мигрантами, вероятно, были небольшие группы колонистов-мореплавателей, а не люди, передвигавшиеся по суше, полагают авторы нового исследования. Между тем, хотя учёные и считают морской путь наиболее вероятным и ранним способом распространения сельского хозяйства, они не отрицают гипотезу об «анатолийском» пути первых «фермеров». Они указывают, что оба маршрута могут быть тесно связаны. Для того, чтобы уточнить пути миграций периода «неолитической революции», требуется увеличение количества образцов из «Плодородного полумесяца» и более подробный их анализ, заключают исследователи.