Современная отечественная система школьного образования с трудом выдерживает какую-либо критику. Однако несмотря на гул детских и родительских стонов, ропот работников образовательной сферы, положение дел не меняется, лишь усугубляя год за годом ситуацию с образованием в стране. Большинство людей просто не видят альтернативы. А тем временем такая альтернатива есть.
Современная отечественная система школьного образования с трудом выдерживает какую-либо критику. Образовательные деятели призывают государственных чиновников к переменам. В интернете граждане потешаются над заданиями из учебников (хотя, на мой взгляд, это скорее грустно, чем смешно). Родители бесконечно жалуются друг другу на количество часов, украденных школой из жизни не только их детей, но и жизни их собственной.
Дети болеют, теряют не только интерес к школьным дисциплинам, но и тягу к процессу обучения в целом.
Однако несмотря на гул детских и родительских стонов, ропот работников образовательной сферы, положение дел не меняется, лишь усугубляя год за годом ситуацию с образованием в стране. Большинство людей просто не видят альтернативы, послушно ориентируясь на школу неподалеку от дома. В более продвинутом случае - на общедоступный официальный рейтинг школ города. А тем временем такая альтернатива есть….
Жохов Владимир Иванович, заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников и методических пособий. Имеет более 300 научных публикаций. Более полувека он проработал в педагогике – учителем, методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей, преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина.
Сразу оговорюсь, что о системе Жохова (она же Методическая система «УниК») мнения расходятся. Но разбирать спорные моменты я сейчас намерено не буду.
Мне не хотелось бы сводить разговор об этом лишь к моему субъективному мнению. В следующей моей статье будет интервью с Владимиром Ивановичем, где мы обязательно обсудим найденные мной в интернете доводы «против» непосредственно с автором методики. Туда же войдут ответы на наиболее распространенные родительские вопросы. В этой публикации я лишь ограничусь тем, что в общем предлагает «УниК» школьникам 1- 4 классов, это просто не может не впечатлять.
Несмотря на то, что методика полностью соответствует действующим стандартам ФГОС и классы, работающие по системе «УниК», организованы в самых обычных государственных школах, точек соприкосновения с общепризнанным образовательным процессом практически мало.
До сих пор мне кажется странным, как это наш громоздкий, не склонный к какой-либо эластичности государственный аппарат вообще позволил такое «безобразие» в Российских школах.
Основными принципами системы являются соответствие алгоритмов обучения потребностям организма и психики ребенка, особенностям развития детского мозга в период с 4-5 до 10-11 лет и развития в маленьком человеке свободолюбивой и достойной личности.
Кроме того, учитываются и особенности необходимых различий в подходах к обучению мальчиков и девочек. Сам автор называет это принципами природосообразности и здоровьесбережения.
Принцип природосообразности, положенный в основу системы, не ориентирован на принуждение детей. Все уроки проходят с использованием элементов занимательности, детям разрешено двигаться ( что особенно, можно даже сказать, жизненно необходимо мальчикам), разрешено даже отвлекаться от урока. Но отвлекаются дети редко.
Как показывает практика, все довольно быстро подключаются к общему делу. Классы оборудованы экранами, на которых транслируются слайды, продуманные до мельчайших деталей таким образом, чтобы максимально привлечь внимание ребенка и пробудить его интерес.
Имеет значение всё: рисунки, цвет, размер и форма шрифтов, звуковое оформление.
Именно так проходит обучение. Вместо учебников — слайды на экране, сопровождающиеся комментариями учителя и видео зарисовками, мультфильмами об изучаемой теме. Учитывая, что все это построение досконально проработано именно с целью заинтересовать ребенка и обеспечить максимально простое запоминание материала, с увлеченностью учеников — проблем не возникает.
Занятия сопровождаются музыкой, дети много поют. Так обеспечивается не столько веселое времяпрепровождение (хотя и оно тоже), сколько стимулируется одновременная работа левого и правого полушария развивающегося головного мозга младшеклашки. В начале обучения используется «щадящая» методика обучения письму без многочасового копирования прописей. Детям разрешено писать маркерами на досках. Переход к тетрадям осуществляется уже после того, как будут освоены основные принципы написания чисел и букв.
Отсутствие требований к «сидячему обездвиживанию» или необходимости поднимать руку, прежде чем что-то сказать, не означает, что детям не прививаются основы правильного и воспитанного поведения. Слово «дисциплина» здесь не любят. Оно подразумевает безоценочное армейское выполнение требований и приказаний. Свободную «живую» личность в ребенке таким подходом не воспитаешь.
На уроках Жоховских классов теме взаимоуважения и обучению коллективной командной работе уделяется времени не меньше, чем вычитанию или умножению. Детей учат помогать товарищам, совместно решать каждое выданное учителем задание, цивилизовано разрешать споры. Думаю, что говорить об отсутствии в таких условиях общепризнанной пятибалльной системы говорить не нужно. Это очевидно. Дети чувствуют себя командой, у них общие цели и задачи, у них нет конкуренции.
В период гипертрофированного всеобщего индивидуализма мне кажется это неимоверно важным. Однако, было бы неправильно сказать, что личной ответственности система ребенка не учит. На первом же родительском собрании папы и мамы узнают о том, что им запрещено не только делать уроки со своим чадом, но и следить за самим фактом его исполнения. Ребенок в этой части своей работы остается наедине с полученной задачей и ответственностью перед коллективом за ее выполнение.
Еще одной отличительной особенностью является разновозрастной состав классов. В первый класс могут приниматься дети от 5 до 7 лет.
При этом, никакого вступительного отбора или тестирования не осуществляется. Создатель системы утверждает, что работа в классе ведется таким образом, что разный возраст и уровень подготовки не влияют на результат каждого отдельного ученика к концу года. Наоборот, такая «разносортная» обстановка в классе помогает детям научиться взаимовыручке, взаимопониманию, чувству локтя. И судя по результатам работы Жоховских классов, автор не обманул.
Дети уже в первом классе без перегрузки знакомятся и с отрицательными числами, и с умножением и делением, умеют склонять существительные, числительные, знакомятся с причастиями и деепричастиями и многими другими понятиями и знаниями.
Принцип же здоровьесбережения строиться в основном на том же, что уже описано выше. Ребенок, которого не заставляют сидеть на одном месте, двигается столько, сколько ему нужно.
Отсутствие жестких запретов, страха перед учителями, ненависти к неинтересным, долгим и нудным заданиям убирают из жизни ребенка стресс. Сюда же можно добавить отсутствие ежедневных совместных с родителями довольно нервных и продолжительных мучений над домашними заданиями.
Ну а занимательная форма обучения, воспитание дружного коллектива (на что, кстати, в стандартных школах вообще не обращается внимания) рождают в ребенке искренний интерес к школе и желание в нее ходить.
А если ребенку дать возможность двигаться, интересно и весело проводить время, убрать из его жизни страх и стресс, то он будет здоров! Заболеваемость детей в Жоховских классах действительно ниже среднего показателя по Москве вдвое. А еще он будет любить сам процесс обучения, сохранив в себе тягу к новым знаниям и умениям, к развитию своей пока, но только еще пока, маленькой личности, развитию чувства человеческого достоинства. Это же так просто! Не правда ли?
Наталья Венгерова, специально для Эконет.ру
Возникли вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий