Человек, у которого удовлетворены все потребности, будет спокойным, уверенным и довольным жизнью — ведь он знает, что он может худо-бедно справиться со всеми проблемами, у него есть любящие и любимые, он сам решает, куда жить. Красота!
Советский психофизиолог П. В. Симонов использовал сложное определение, суть которого такова: потребностью является постоянная необходимость организма в той или иной связи с внешней средой для сохранения и/или саморазвития. Когда потребность возникает, человек начинает сознательно или автоматически искать возможность её удовлетворить. Когда такая возможность найдена, мы говорим об опредмечивании потребности (ведь человек понял, какой предмет может удовлетворить потребность) и в этот момент возникает мотивация.
Например, голод — это состояние, через которое человек понимает, что пора удовлетворить потребность в питании. Обдумав всё хорошенько, человек решает поесть, допустим, драников — вот и опредмечивание случилось. А дальше появляется мотивация, которая помогает подняться с дивана и проделать всю сложную процедуру приготовления.
Проблема с классификацией потребностей очевидна — что брать за основу? Менделеев классифицировал химические элементы на основании атомного веса, а в случае с потребностями — куда смотреть?
Возможно, самый подходящий вариант — это идея развития. Любое живое существо развивается всю жизнь, то есть осваивает разные среды — от среды обитания до среды интеллектуальной (навыки, опыт, идеи).
При этом живые существа во многом опираются на эмоции. Так называемые отрицательные эмоции помогают сохранить жизнь и здоровье (например, страх), а так называемые положительные помогают двигаться вперёд (самый лучший пример — эмоция интереса).
Исходя из всего этого, потребности раскладываются на три неравные части.
1. Витальные потребности помогают сохранять живой организм в целости и сохранности (потребность в кислороде, воде, еде, сне, температурном режиме, экономии сил и т.п.). У них два отличительных признака. Во-первых, если их не удовлетворить, организм погибнет. Во-вторых, их организм может удовлетворить самостоятельно, без помощи сородичей (если летучая мышь ловит мошку и съедает её, это она делает одна, без помощи сородичей и самой мошки).
2. Социальные потребности помогают размножаться и сохраняться (например, зубрам в стаде легче отбиться от волков, а волкам в стае легче затравить одинокого зубра). Неудовлетворение этих потребности, во-первых, не ведёт напрямую к смерти, однако сильно подрывает здоровье (человек в камере-одиночке без общения не умрёт, но может сойти с ума). Во-вторых, их невозможно удовлетворить самостоятельно, обязательно нужен сородич.
Сила этого типа потребностей так велика, что собаку можно дрессировать только с помощью ласки, без всякого пищевого подкрепления (настолько у домашних собак сильны социальные потребности).
Другой пример на ту же тему — когда крысам давали на выбор трудный и лёгкий способ получения пищи, они выбирали лёгкий (см. потребность в экономии усилий). Но когда лёгкий способ приводил к проблемам у другой крысы (её били током), 80% крыс переходили на трудный способ получения пищи. Лишь бы товарищу не было плохо. Социальные потребности делятся на две категории — «для себя» и «для других». Как видим, даже у крыс благополучие другого зачастую важнее собственных мелких подробностей.
3. Идеальные потребности помогают живому существу осваивать среду (это исследовательская потребность, игровая, потребность в свободе). Коты, попав в новую квартиру, тщательно её осматривают, хотя им это не приносит ни еды, ни секса. Люди по той же причине хотят поехать в новую страну или узнать что-нибудь интересное. Главный признак таких потребностей — они не связаны с текущей ситуацией напрямую, они всегда ориентированы в будущее.
Например, когда щенок гоняется за мухой, ему от этого здорово и приятно, но поимка мухи его не накормит. Зато позволит отточить разные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем. Исследование возникает даже тогда, когда животное сыто, — ему просто интересно изучать всё, до чего удаётся дотянуться. Идеальные потребности можно удовлетворять и самостоятельно, и вместе с сородичами.
Эти группы потребностей живут отдельно. Они могут смешиваться в конкретной деятельности, но не выводятся друг из друга. Если хотите, это как три ствола дерева из одного корня.
Выше были, если так можно выразиться, неспецифические потребности, они есть у каждого живого существа. Можно назвать их биологическими. У человека же можно выделить и дополнительные, психологические потребности.
Здесь я опираюсь на работы Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана и их теорию самодетерминации. Они выделяли потребности в компетентности, причастности и автономности.
Потребность в компетентности — это стремление наращивать мастерство и уметь всё больше и больше. Если шире, то знать, что можешь справиться с любыми проблемами. Нетрудно увидеть, что это психологическое измерение витальных потребностей. Чем больше человек умеет, тем легче ему обеспечить себе еду и воду (Симонов, кстати, называл это потребностью в вооружённости и указывал, что у животных она тоже есть — например, цыплята учатся клевать просто на камушках, развивая точность).
Потребность в причастности — это стремление взаимодействовать с людьми, заботиться и получать заботу, находиться в связи с кем-то. Это, как легко догадаться, вариант социальной потребности.
Потребность в автономии — это стремление самостоятельно принимать решения о своей жизни, выбирать свою дорогу. Тут мы видим психологический вариант потребности в свободе, которая относится к идеальным потребностям. Эту потребность ещё называют потребностью в контроле — в контроле собственной жизни (а не чужой, это важно!).
Здесь тоже работает эмоциональная окраска — отрицательные эмоции побуждают человека, например, работать, чтобы не умереть от голода, а положительные помогают развиваться в профессии, ставя перед собой всё более трудные задачи. И деятельность, вроде бы, одна и та же, а окрас разный.
Человек, у которого удовлетворены все эти потребности, будет спокойным, уверенным и довольным жизнью — ведь он знает, что он может худо-бедно справиться со всеми проблемами, у него есть любящие и любимые, он сам решает, куда жить. Красота!
Надо отметить, что человеческое поведение всегда полимотивировано — например, человек может поехать в путешествие не только для получения новых впечатлений или увеличения собственной автономности, но и чтобы сделать много фоточек, которые можно выставить в Инстаграме и получить много-много лайков.
Другой пример — альтруизм. Человек может прыгнуть в огонь за чужими детьми потому лишь, что это нормально в его культуре и потому, что это поможет устранить эмоциональный негатив детей и их родителей, а может хотеть спасти детёнышей для продолжения вида, похвастаться своей смелостью, испробовать себя на прочность и доказать окружающим, что он может сам решать, как ему распоряжаться своей жизнью. Подчеркну — это всё может быть одновременно.
Потребности всегда «борются» друг с другом, стремясь стать доминантной, при этом психологические потребности зачастую могут побеждать биологические, особенно если речь идёт о потребности в причастности или в автономии. Человек может насколько хочет быть автономным, что преодолеет даже химическую зависимость (да, и такое бывает).
Надо ещё отметить, что Симонов отдельно выделял психологическую потребность в воле, которую выводил из потребности в преодолении препятствий. На мой вкус, это производное от потребности в компетенции и автономии, но в подходе Симонова есть один важный момент — очень практичный.
Если воля «выросла» из стремления преодолеть препятствие, то всё, что вам нужно, для её «включения» — это увидеть что-либо в виде препятствия. Например, если вы хотите отвлечься от работы на игру в телефоне, можно представить эту игру в виде препятствия — и тогда вам захочется его преодолеть (ведь оно, во-первых, ущемляет вашу автономию, а во-вторых, преодоление этого препятствия сделает вас более компетентным).
Ну и чтобы два раза не вставать. Личность, по Симонову, это «индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных и идеальных) потребностей данного человека, включая их разновидности сохранения и развития, «для себя» и «для других».
Соответственно, личность определяется тем, какие именно потребности и как долго доминируют у данного человека. Всё это может перестраиваться под воздействием разных факторов — и внешних (например, мода) и внутренних (например, выводы, сделанные в какой-либо ситуации).опубликовано econet.ru.
Павел Зыгмантович
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий