Подпишись

О любви и власти

Подлинная ответственность просто невозможна без экзистенциальной свободы. Без наличия осознанного, свободного выбора индивида – взять эту ответственность на себя. Лишение свободы воли, например, посредством угрозы или принуждения, конечно может привести к желаемому результату, так как человек будет делать что-либо из страха, но это вовсе не означает, что тот человек действительно отвечает за свое действие. 

О любви и власти

Есть люди, которые стремятся к порядку и постоянно все контролируют. Дома порядок, оценки только на отлично, все должно быть сделано как надо, вовремя и как договорились. Они часто говорят об ответственности и возводят ее в Абсолют. В некоторых таких случаях, эти люди путают свое стремление к порядку с жаждой власти, и совсем не осознают этой жажды. В чем же разница? И как узнать, кто перед нами – перфекционист и благодетель, или властолюбец? В этой публикации рассмотрю одну из граней моего видения этого вопроса.

Перфекционист и благодетель, или властолюбец?

В моем понимании, подлинная ответственность просто невозможна без экзистенциальной свободы. Без наличия осознанного, свободного выбора индивида – взять эту ответственность на себя. Лишение свободы воли, например, посредством угрозы или принуждения, конечно может привести к желаемому результату, так как человек будет делать что-либо из страха, все мы помним стратегии Сталина и прочих «вождей», но это вовсе не означает, что тот человек действительно отвечает за свое действие. 

Приведу несколько примеров. Начнем с семьи. Один из родителей придает огромное значение порядку и чистоте. А для ребенка и второго партнера (супруга или супруги) порядок и чистота не являются большой ценностью.

При наличии в семье любви и взаимоуважения, чистюля будет прикладывать усилия для того, чтобы приобщить к своей ценности других членов семьи. Например, он придумает для ребенка увлекательную игру, во время которой они будут наводить порядок. Он будет хвалить, выражать свою благодарность за любые его усилия, будет подчеркивать, как приятна ему забота семьи и то, что они учитывают его предпочтения. Он будет полон терпения и любви. И так постепенно его семья научится наслаждаться чистотой. Чистота станет их общей ценностью, по доброй воле.

Если же речь идет о том, что за стремлением к чистоте и порядку скрыта жажда власти и контроля, то картина будет совсем иной. В ход пойдут угрозы и манипуляции. «Если ты не уберешь свою комнату, я лишу тебя гаджета на два дня». Или человек будет убирать все один, и свою, и другие комнаты, будет постоянно накручивать себя, а потом, при любом удобном случае, он не упустит шанса упрекнуть всех за неблагодарность. Что еще важно, он всегда критичен, ему нельзя угодить, он ищет всегда изъяны. Убранную комнату он воспринимает как само собой разумеющееся, а за неубранную агрессивно нападает.

Нечто похожее часто происходит и в бизнесе. Тот руководитель, который стремится к порядку и повышению ответственности, понимает, как важно, чтобы сотрудники разделяли его взгляды. Он создает системы мотивации, от денежных вознаграждений до социальной значимости – грамот, публичных награждений, и прочего, чтобы поощрить тех, кто приобщился к этой ценности. Он будет подчеркивать достижения своих коллег и компании в этой области. Он позаботиться о корпоративной культуре, в которой ответственность идет рядом со свободой, где люди делают что-то именно потому, что они этого хотят, и понимают значимость. Он создаст книги, фильмы, газеты, систему воспитания персонала…

Ошибки для него лишь оплошности, которые надо исправить и двигаться дальше. Таких руководителей видно за версту по атмосфере в компании. Люди в ней вдохновлены и преданы своему делу. Так как это дело – поистине их Дело.

Руководитель же, скрытый мотив которого власть, ведет себя иначе. Он не договаривается, а приказывает, он не аргументирует, а требует подчинения. «Потому, что я так сказал!» – его основной аргумент. Многие такие руководители искренне верят, что давление – это единственный способ добиться результата. 

И пока компания маленькая на страхе все как-то работает, но когда она вырастает, крайне трудно все контролировать, так возникают дополнительные службы контроля. Основной способ его взаимодействия – подавление. Даже если он о чем-то договорится с другим, то в конце непременно добавит: «Ну смотри, Петя, ты дал слово, если к сроку не сделаешь, то я тебя …».

Во время консультаций такие руководители, всегда жалуются мне на то, что все люди безответственные. И что удивительно, даже когда в его компанию приходят работать те, кто ранее имел безупречную профессиональную репутацию, вдруг начинают нарушать слово и саботировать, приводя его в бешенство. Взбесившись он давить и унижает, часто делая это публично. Морально раздавленный сотрудник еще больше нарушает сроки, и вот, круг замкнулся… 

Саботаж, нарушение слова и безответственность, процветают рядом с людьми стремящимися к власти. Ну или они становятся диктаторами, где все вопросы решаются только силой и все мы знаем, чем заканчивается дело.

Когда в действии родителей или руководителя главным намерением является достижение полной власти и контроля, обычно прикрытой «благими намерениями», такими как – забота, создание порядка и гармонии, или построение светлого коммунистического будущего – саботаж неизбежен. 

Нарушение данного слова, забывчивость, инфантильность, все это является защитной реакцией, а порой и завуалированной формой агрессии, которую сотрудник или ребенок не имеет возможности выразить открыто.

И еще один важный нюанс, люди стремящиеся к власти, как правило, внутренне очень одиноки, ведь рядом с ними, в итоге, остаются только искусные манипуляторы, которые поют дифирамбы, люди слабые, безвольные, разные закомплексованные существа. 

Люди жаждущие власти, хоть и получают удовольствие унижая и подавляя других, часто бывают глубоко несчастны, ведь они всеми фибрами души хотят любви, но увы, подлинная любовь и власть несовместимы...

О любви и власти

Какова же природа жажды власти? Что стоит за ее суровым ликом?

Некоторые люди считают, что она, сама по себе, вовсе не плохая штука. Совершенно с этим согласна, но как и со многими другими ярко выраженными свойства и стремлениями, власть требует осознанности, воли и человечности, чтобы противостоять ее соблазнам. В противном случае, человек сам становится ее рабом и превращается в тирана. 

Есть много случаев морального падения и личностной деградации под воздействием упоительных наслаждений властью. Чаще всего это происходит в случае единовластия и отсутствия у нее границ, а так же отсутствия сопротивления у тех, кого подавляют.

В теории проф. Университета Тель Авива Шуламит Крайтлер «Когнитивная ориентация», говорится о том, что собственные истинные мотивы часто не осознаются людьми, они скрываются за поведением и верованиями, религиозными или любыми другими.

Судя по всему, лишение других существ свободы воли противоречит природным законам. Потому, стремящиеся к власти и подавлению люди всегда создают для себя и других убеждения и мифы. 

Например, невозможно просто прийти и захватить другую страну, в которой больше ресурсов, как это было в древние времена. Позже стала нужна «уважительная причина». Например, «спасение» народа этой страны от ига, или еще лучше «идея просвещения», мы мол «несем свет» неразвитым народам, как это делали римляне и другие колонизаторы. И если в захваченных народах иссякало сопротивление и воля, они полностью исчезали, исчезал их язык и культура, поглощенные «благодетелями»…

Начиная от единовластия обезумевших от вседозволенности правителей, заканчивая семейной вселенной, где человеку удается подавить волю своих близких, волю детей, которые слабее и не способны оказать сопротивление, исход один – страх и вытесненная агрессия поселяется в сердцах «подданных».

Вот один пример из практики, который иллюстрирует скрытый мотив – желание подавления воли ребенка. Однажды ко мне на группу пришел парень, который в какой-то момент своей жизни начал заикаться. Пока все было спокойно он говорил относительно нормально, но как только малейший стресс или волнение, его лицо сводило судорогой и он начинал сильно заикаться. 

В попытках выяснить причину мы анализировали его прошлое. Понятно было только одно, что заикание началось в примерно в возрасте пяти лет. И вроде ничего не происходило в то время, никаких семейных дрязг и несчастий, в детском саду тоже вроде не было проблем. 

Как это часто бывает, если «ларчик» просто не открывается, а человек пришел с намерением его открыть, я отдаюсь на волю «волн» групповой динамики и жду, пока подсказка сама проявит себя. Так получилось и тут. В какой-то из перерывов, два участника группы, взяв в руки две деревянные линейки, стали игриво состязаться на этих воображаемых «мечах». Увидев это, лицо и рот парня свела страшная судорога. Сильно заикаясь он не мог выговорить ни слова. Нам пришлось долго ждать, пока он успокоиться и объяснит, в чем дело. 

Парень отчетливо вспомнил, что до пяти лет, отец, который был очень высоким и физически сильным человеком, часто твердил, что сын должен вырасти «настоящим мужчиной», а не нытиком. Он заставлял мальчика драться с другими детьми, но сын не хотел этого. 

Однажды отец пришел домой с двумя деревянными мечами, один из которых подарил сыну. Мечи были как настоящие, острые, искусно окрашенные в серебристые и коричневые цвета. Мальчик был в восторге. А дальше отец сказал, что теперь они будут состязаться на мечах «до первой крови».

И начались их каждодневные «поединки». Отец был доволен, ведь когда уколы доставляли ребенку боль и он собирался заплакать, отец орал: «Не реви, а нападай на меня!» Превозмогая боль мальчик нападал, злился, отец снова колол. Он корчился от боли, но отец кричал: «Вставай!!» И как бы мальчик не выкручивался и не отбивался, отцовский меч настигал его и нещадно колол. Так продолжалось около года. Отец ни разу не поиграл сыну, ни разу не дал четырехлетнему малышу «победить гиганта». Он колол, колол, колол…

В какой-то момент сын почувствовал полное отчаяние, понял, что полностью уязвим перед этой неумолимой силой, что он не в состоянии защититься, его воля была сломлена, он сдался… 

На смену страху пришла апатия. Отца это взбесило, он колол сына мечом и орал: «Вставай! Вставай слабак!...» 
И тогда впервые, лицо мальчика перекосило, горло и челюсти свела страшная судорога. Отец испугался и оставил сына в покое. Потом было много логопедов и неврологов.

Произошло вытеснение, этот опыт битвы на мечах забылся как страшный сон. А заикание осталось с ним, как память тела, до лучших времен, пока он не вырос и не стал способен вернуть свою волю, пусть искривлённую и покалеченную, но свою…

Позже парень пришел и спросил у отца: «Ты помнишь наши бои на мечах? Зачем ты это делал? Разве ты не понимал, что мне было всего четыре года?!»

Отец ответил: «Я хотел, чтобы ты был готов к жизни в жестоком мире и вырос настоящим мужиком».опубликовано econet.ru.

Wedensky Lea

изображения в статье: Tomasz Alen Kopera

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Искусство жизни состоит не только в том, чтобы сесть на подходящий поезд, сколько в том, чтобы сойти на нужной станции Андре Зигфрид
    Что-то интересное