Подпишись

Ученые о влиянии толпы на личные моральные установки

Когда мы находимся в кругу друзей и единомышленников, в нашем мозге отключается участок коры, отвечающий за поддержание личных моральных установок.

Когда мы находимся в кругу друзей и единомышленников, в нашем мозге отключается участок коры, отвечающий за поддержание личных моральных установок.

У каждого человека есть представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но какими бы незыблемыми эти представления ни выглядели, они часто дают сбой, когда человек оказывается в толпе или просто в группе единомышленников. И тогда часто говорят о «двойных стандартах»: каждый из нас, например, считает убийство человека недопустимым, но в то же самое время многие готовы сделать исключение для представителя какой-нибудь противоположной партии. Конкретные примеры приводить не будем, здесь достаточно просто обратиться к общественно-политическим событиям, хоть нынешним, хоть тысячелетней давности.Ученые о влиянии толпы на личные моральные установки

Ситуаций, когда человек думает одно, а делает другое, существует множество, однако групповое поведение представляет собой универсальный и очень яркий пример. Действительно, сложно найти человека, который всегда может устоять перед инстинктом толпы. (Лишний раз подчеркнём, что под толпой подразумевается не только скопление людей в несколько сотен и тысяч человек, но и сплочённый коллектив какого-нибудь офиса, учреждения, или просто школьного класса.) Одно из объяснений этому феномену состоит в том, что в группе человек может действовать анонимно, когда кажется, что никто не узнает, что именно ты сделал. Как вариант – в группе мы чувствуем некую коллективную ответственность, уменьшающую чувство персональной вины. Так что наши личные установки насчёт того, что такое хорошо и что такое плохо, оказываются не у дел.

Исследователи из Массачусетского технологического института и Университета Карнеги–Меллон решили совместить психологические объяснения групповой моральной неустойчивости с наблюдениями за активностью мозга. С помощью функциональной МРТ они наблюдали за активностью средней префронтальной коры, которая включается, когда человек думает о самом себе. В течение двух недель добровольцев, согласившихся поучаствовать в эксперименте, опрашивали насчёт их моральных убеждений и поведения, при этом отдельно исследователи интересовались, как люди ведут себя в социальных сетях. В итоге удалось сформулировать некоторые утверждения, которые относились к каждому конкретному добровольцу и давали представление о его моральных установках, например, «я всегда извиняюсь, когда натыкаюсь на кого-нибудь на улице», или «я беру чужую еду из общего холодильника».

Затем участникам эксперимента предлагали сыграть в игру, в которой нужно было нажимать на кнопку, когда они видели утверждение, касающееся социальных сетей – например, «у меня более 600 друзей в Facebook’е». Такие фразы перемежались фразами про индивидуальные моральные установки. Сама же игра была в двух вариантах: в одном человек играл сам по себе, в другом – в команде, но в каждом случае был противник, то есть человек или команда, которых нужно было обыграть.

Исследователей интересовало, как область мозга, ответственная за размышления о самом себе, будет отвечать на утверждения морального и неморального характера. Анализ данных фМРТ показал, что средняя префронтальная кора активировалась как раз на моральных утверждениях (типа «я всегда извиняюсь, когда натыкаюсь на кого-нибудь на улице») и оставалась равнодушной к фактам про социальные сети (вроде «у меня более 600 друзей в Facebook’е»). Однако такая картина наблюдалась только в том случае, если человек играл сам за себя. Если же игра была командной, этот участок коры молчал и на моральных утверждениях тоже. Можно сказать, что работа в команде отключала в мозге систему, отвечающую за осознание моральных принципов.

После игры человеку предлагали выбрать фотографии членов своей и противоположной команды, якобы для публикации в отчёте. В случаях, когда активность средней префронтальной коры была понижена, игроки старались выбрать для своих противников фотографии похуже, чем для игроков своей команды. Это можно расценить, как готовность нанести ущерб другому, не состоящему в твоей группе, команде, толпе и т. д. То есть подавление моральной зоны мозга приводило к конкретному (и не слишком приятному) психологическому эффекту. (Стоит также уточнить, что самосознание вообще не сконцентрировано в одной лишь среднем префронтальном участке коры; в данном случае исследователи обсуждают только тот аспект саморефлексии, который связан с оценкой самого себя в свете персональных моральных убеждений).

В статье, опубликованной в журналеNeuroImage, авторы исследования подчёркивают, что не у всех людей командная игра подавляла активность этического центра коры. Это значит, что некоторые люди более подвержены аморальному влиянию коллектива и более других склонны забывать собственные моральные установки в кругу друзей и единомышленников. Кроме того, после игры им было вообще труднее вспомнить моральные утверждения, которые им недавно показывали. Индивидуальные различия могут объяснить, почему некоторые люди быстрее теряют своё мнение и идут на поводу у группы, нежели другие. Исследователи также предположили, что такие люди будут хуже находить себя на групповых фотографиях, но эту любопытную гипотезу предстоит ещё проверить экспериментально.

В целом же полученные данные подтверждают известное наблюдение, что есть те, которые с большей готовностью идут за большинством, и есть те, которые могут противостоять, если можно так выразиться, обаянию коллективных действий. Однако стоит помнить, что речь не идёт о преднамеренном предательстве собственных убеждений – они просто исчезают. Впрочем, тут можно поинтересоваться, как появляется такая способность забывать моральные принципы, какую роль играет тут воспитание, и можно ли какими-то собственными волевыми усилиями изменить настройку собственного мозга. Но это, опять же, тема для дальнейших экспериментов.

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное