Насколько мы близки к пониманию работы мозга? Вы удивитесь, но даже с учетом развития нейровизуализационных методов мы еще только в начале пути.
Мы живем в золотую эру исследований мозга, появляется все больше институтов и лабораторий, которые исследуют вопросы, о которых мы и не думали 20 лет назад. Ученые из Алленовского института наук о мозге (Allen Institute) рассказали о пяти нераскрытых загадках самого сложного органа в организме, которые пытаются решить исследовательские группы со всего мира.
Если мы хотим понять мозг человека, то нам нужно «разметить» примерно 100 триллионов связей и сообразить, как они объединяются и формируют наше поведение.
Мозг состоит из серого и белого вещества – тел нервных клеток и их отростков, а также клеток другого типа. Пока что мы не нашли абсолютно все типы нейронов и других клеток мозга, а также не разгадали их функции. Кристоф Кох и его коллеги называют это «периодической таблицей типов клеток мозга». Сортировка нейронов не так проста: нужно учитывать роль генов, форму клеток, уникальное электрическое поведение, а также области мозга, к которым эти клетки относятся.
Многие психоневрологические заболевания не влияют равномерно на весь мозг, а скорее связаны с действием на определенные типы клеток. Решив первую проблему, то есть составив карту всех типов клеток, ученые смогут увидеть, на какие из них нацелены различные заболевания.
Впоследствии можно разработать методы лечения, которые бы воздействовали только на поврежденные клетки. Например, это было бы актуальным для лечения детей с синдромом Драве, при котором в раннем возрасте возникает тяжелая форма эпилепсии, вызванная мутацией в одном гене и влияющая на определенный класс нейронов.
Мозг фукционирует посредством синапсов – специальных контактов между нейронами. Большинство из них используют несколько самых часто встречающихся сигнальных молекул-нейромедиаторов (ГАМК или глутамат). Но, оказывается, есть множество других молекул, действие которых нам пока что неизвестно.
Например, ученые до сих пор до конца так и не понимают, на какие молекулы воздействуют антидепрессанты или опиоиды. Совместными усилиями сейчас проводится проект IARPA MICrONS, цель которого – составление карты зрительной коры мыши, содержащей около миллиарда синапсов. После составления этой карты исследователи будут изучать, какие молекулы в каких синапсах «обитают».
Помимо расшифровки типов клеток и их связей между собой нам нужно понять, как все структуры мозга интегрируются и создают поведение человека. Если раньше ученые получали информацию только от нескольких нейронов за раз и пытались вывести общие закономерности, то сейчас можно наблюдать в реальном времени за десятками тысяч нейронов.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Чтобы осознать какой-либо феномен, нам нужно постараться его объяснить. Этот подход особенно применим в физике, но даже простые вопросы нейробиологии оказываются сложными для понимания. Кристоф Кох считает, что «не может быть простого пути к пониманию сложных систем, сформированных при помощи естественного отбора».
Прорыв в области нейронаук, который позволит найти ответы на существующие вопросы, требует больших вычислительных мощностей. Ведь даже для объяснения простых феноменов используются многочисленные компьютерные модели.
В последние годы возрос интерес к нейронаукам, что повлекло за собой большее количество исследований и более активное финансирование таких проектов как BRAINInitiative. Мы живем в золотую эру исследований мозга, появляется все больше институтов и лабораторий, которые исследуют вопросы, о которых мы и не думали 20 лет назад.опубликовано econet.ru.
Мария Богданова
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий