Как просмотр видео на YouTube может помочь решить сложную математическую задачу и как добиться того, чтобы перерыв в работе был максимально эффективным
Как просмотр видео на YouTube может помочь решить сложную математическую задачу и как добиться того, чтобы перерыв в работе был максимально эффективным? Перевод статьи Грега Беато, который объясняет, почему «неважные» дела необходимы для эффективной работы над «важными» проблемами.
С того момента, как Фредерик Уинслоу Тейлор посчитал точное количество секунд, которое нужно было потратить работникам Bethlehem Steel, чтобы зачерпнуть железную руду лопатой, максимизация эффективности стала для американцев Священным Граалем. Но психологи и нейрологи демонстрируют нам ограниченность такого подхода: пустая трата времени, считают они, делает нас более креативными. Даже кажущиеся бесполезными занятия, вроде просмотра видео с котиками на YouTube, могут помочь решать задачи по математике.
Брент Кокер (Университет Мельбурна, Австралия), изучающий поведение в интернете, обнаружил, что люди, которые на рабочем месте имеют свободный доступ к любым материалам в сети, примерно на 9% более продуктивны, чем те, у кого этого доступа нет. В прошлом году Джонатан Шулер, профессор психологии в Университете Калифорнии (Санта-Барбара), опубликовал исследование «Inspired by Distraction», которое он провел совместно со своим студентом Бенджамином Бэйрдом. В нем он доказывает, что «простые занятия, которое позволяют вниманию блуждать, могут способствовать решению творческих задач».
Шулер дал участникам серию заданий, в которых нужно было придумать столько разных применений самым обычным повседневным предметам, сколько возможно. В соответствии с принципом, введенным Шулером, чем оригинальнее были ответы, тем больше очков креативности засчитывалось отвечающему. Пройдя базовый тест, участники разделились на группы; им дали двенадцатиминутный перерыв. Первая группа во время этого перерыва в обязательном порядке выполняла задачки на проверку памяти; вторая занималась похожими заданиями, но которые в то же время позволяли вниманию бродить (их выполнение не было обязательным условием); участники третьей группы просто отдыхали; у четвертой группы не было инкубационного периода вовсе. Затем все четыре группы получили новую порцию заданий, в которых был как минимум один объект из первого тура. Вторая группа (та, которой во время перерыва дали необязательные задачки на память) показала самые лучшие результаты.
«Самый удивительный результат, к которому мы пришли в этом исследовании, это то, что необязательные задания были лучше, чем ничегонеделание», — говорит Шулер. Почему так — непонятно. «Лучшее из моих объяснений таково: если занимаешься необязательными заданиями, они позволяют уберечь себя от длиннющей цепи мыслей», — утверждает Шулер. «Это как бы встряхивает, взбалтывает котелок, так что ты не мусолишь одну и ту же мысль долгое время. В голову приходят (и уходят из нее) новые идеи, и этот ассоциативный процесс ведет к увеличению креативности».
Шулер не единственный, кто пришел к такому выводу. В 2006 году психолог Ап Дейкстерхес в Университете Радбоуд (Нидерланды) также обнаружил, что люди, которые получали задания на принятие сложного решения, справлялись лучше, когда им давали небольшой отдых, чтобы они могли отвлечься перед принятием этого решения. Он представил участникам эксперимента список машин и их описания, положительные и отрицательные. Потом он попросил участников оценить машины. Одна группа должна была в течение четырех минут поразмыслить над информацией, которую они узнали, прежде чем принимать решение об оценке. Другую группу попросили отвлечься на какое-нибудь занятие на протяжении этих четырех минут. Эта группа приняла лучшее решение.
Четыре года спустя Джеймс Берсли, студент Карнеги Меллон, профессор Дэвид Крессвелл (оттуда же) и ученый Аджай Сатпут из Восточноевропейского университета повторили исследование Дейкстерхеса. Но они пошли дальше, решив использовать функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы отследить мозговую активность испытуемых. Исследование подтвердило, что процесс принятия решения в нейронах происходил в момент «неосознанного мышления». Берсли считает, что это произошло, потому что неосознанное и осознанное мышление одновременно укрепляли не пересекающиеся нейронные области. Нейронные области, ответственные за неосознанные мысли, продолжали обрабатывать информацию, полученную ранее, так что результаты неосознанного принятия решений могли быть «вызваны к осознанному состоянию», когда они были необходимы.
«Если хотите, чтобы ваш мозг неосознанно решил сложную математическую задачку, лучше всего, если вы отвлечетесь на что-то противоположное»
Говоря простым языком, это значит, что мы в состоянии заниматься чем-то одним (например, смотреть видео с котиками), решая в то же время что-то еще (например, сложные математические задачи). «Краткие периоды неосознанного думания могут помочь в принятии решений», — подытоживают авторы в своей статье, опубликованной в январе 2013 года в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience Advance Access. «Вам нужно что-нибудь как можно более отдаленно связанное с тем, чем вы занимаетесь», — считает Берсли. «Если хотите, чтобы ваш мозг неосознанно решил сложную математическую задачку, лучше всего, если вы отвлечетесь на что-то противоположное. Хорошо подойдет теннис, плохо — паззл».
Это прекрасный совет, который стоит вспомнить во время короткого перерыва на работе. Предприниматель Жак Абра намерен усугубить этот принцип — он хочет придумать идеальный «отвлекатель» и заработать на нем денег. Его стартап SelfEcho — развитие идеи приложения UpJoy, которое рекомендует позитивные и мотивирующие видео. Пользователь задает интересующие его темы — спорт, животные, природа, юмор — и приложение составляет поток из клипов и картинок, которые до этого уже просмотрели тысячи пользователей, оставив положительные отзывы. Со временем UpJoy учится, как лучше всего составлять ленту под конкретного пользователя, и фильтрует поток в соответствии с его вкусами.
«Это ровно тот тип «вмешательства», который, согласно нашему исследованию, лучше всего поспособствует креативности, — говорит Шулер, помогающий SelfEcho с развитием программного обеспечения. — Причин две. Во-первых, он повышает настроение, а, как известно, в приподнятом настроении растет креативность. Во-вторых, он предоставляет необязательный, казалось бы, перерыв».
Абра считает, что изображения, которые вдохновляют вас думать о будущем или поощряют любознательность, также отлично подходят для того, чтобы на них отвлечься. Тем же эффектом обладают изображения, которые как бы «лишены эго» — они не привносят в вашу жизнь никакой конкретики. «Когда людям нужен перерыв на работе, они заглядывают на фейсбук, и это — опыт, основанный на желании нашего эго», — говорит Абра. «Они рассматривают чьи-нибудь фотографии из отпуска и думают: «Почему это не я? Я тоже хочу в отпуск». Если вы хотите получить как можно больше от бессмысленной траты времени, посмотрите случайные видео с младенцами на YouTube, а не фотографии младенцев ваших друзей на Facebook.
SelfEcho определяет идеальную продолжительность и количество перерывов в день, которые нужны, чтобы предотвратить феномен, известный как гедоническая адаптация. «Когда мы привыкаем какому-то позитивному или негативному явлению, его эмоциональная насыщенность уменьшается, и мы становимся более устойчивыми к его воздействию», — говорит Абра. Количество времени, которое люди ежедневно тратят в UpJoy, будет ограничено по крайней мере настройками, которые будут высчитывать необходимый уровень повышения эффективности.
Призрак Фредерика Уинслоу Тейлора, должно быть, согласно кивает: в конце концов, время на перерыв — единственная неконтролируемая часть рабочего дня — больше не будет напрасной тратой времени.
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий