Подпишись

Зачем животным мыслить по-человечески

Можноли создать животных с уровнем интеллекта не ниже человеческого?Эксперименты на животных провоцируют этические дискуссии: корректно ли поступают ученые, взявшие homo sapiens в качестве идеала

Зачем животным мыслить по-человечески

© Akatre

Эксперименты на животных провоцируют этические дискуссии: корректно ли поступают ученые, взявшие homo sapiens в качестве идеала? Но как быть, если новые опыты помогут другим видам развиться, а человеку — избавиться от страданий? T&P перевели статью Тима Могана об этой проблеме.

Человечество веками считало, что обладает уникальным уровнем интеллекта, отделяющим его от прочих живых существ. Способности к продвинутому обучению, творческому мышлению и — возможно, наиболее важная, — сложной коммуникации с помощью речи и языка обеспечивали ему звание высшего вида. Однако, раздвигая границы представлений о работе мозга, используя эксперименты на животных для изучения генов, связанных с интеллектом, достигнет ли оно той точки, в которой «вытянет» другие виды в свою интеллектуальную плоскость?

Мысль о развитии животного интеллекта не столь надуманна, как может показаться на первый взгляд. В прошлом месяце Энн Грейбиэл со своими коллегами из Массачусетского технологического института опубликовала исследование о связи между интеллектом и генами. Исследователи генетически направили организм мышей на создание человеческой формы FOXP2 — гена, связанного со способностью человеческого мозга к обучению и обработке речи, — чтобы понять, повлияет ли это на развитие грызунов. Конечно же, когда измененным мышам потребовалось ради шоколадного молока проложить в лабиринте маршрут, они сделали это быстрее, чем их собратья без человеческого гена.

Результаты воодушевляют тех, кто желает понять те генетические изменения в предыстории человечества, благодаря которым обезьяноподобные смогли стать «мудрыми» и, в конечном итоге, разумными. Однако суть исследования отвечает на другой вопрос: могли бы ученые с помощью фундаментальных изменений, подобных тем, что произошли в мышином мозге, создать разумных существ с уровнем интеллекта не ниже человеческого (концепция «возвышения»).

В прошлом «возвышение» было лишь темой для научной фантастики. Масштабный кинофильм «Планета обезьян: Революция» изображал цивилизацию разумных приматов, начало которой положили как раз исследования ученых, стремящихся найти лекарство от болезни Альцгеймера.

Как ни странно, фильм имеет гораздо больше общего с настоящими разработками, чем можно подумать. В 2011 году исследовательская группа, возглавляемая Сэмом Дэдвайлером из университета Уэйк Форест Северной Каролины, задействовала пять макак-резус для изучения факторов, приводящих к утрате контроля над мыслительными процессами у людей с болезнями наподобие Альцгеймера. Ученые тренировали макак посредством решения интеллектуальных задач, включающих обучение и выявление образов и символов. Затем с помощью дозы кокаина они притупили интеллект животных и повторили тест, получив предсказуемо менее впечатляющие результаты.

Следующий этап показал удивительные результаты. Такие же приматы были оснащены нейронными протезами — мозговыми имплантатами, разработанными для мониторинга и коррекции функционирования нейронов, отключенных из–за кокаина. Эти имплантаты успешно восстанавливали нормальное функционирование мозга у макак, находящихся под действием наркотиков, — но наиболее важно, что, если они были активированы до введения наркотиков, они повышали характеристики приматов по сравнению с первоначальными результатами. Целью эксперимента был ответ на вопрос, можно ли использовать нейронное протезирование для восстановления функции принятия решений у людей, пострадавших от травм или заболеваний (таких как болезнь Альцгеймера). Но насколько эти эксперименты служили одному, настолько же они показывали, что животных можно сделать умнее.

«Наш моральный долг — не только самим освободиться от дарвиновской парадигмы, но и помочь вырваться из нее остальным живым существам»

«Все это указывает на то, что человечество уже входит в эру «возвышения» животных, — утверждает Джордж Дворски из Института этики и современных технологий — аналитического центра, сосредоточенного на последствиях технологии будущего. «Что касается более сущностных и впечатляющих улучшений — это еще далеко. Вид возвышения, описанный в научной фантастике, потребует более развитых технологий, чем те, что мы имеем сейчас. Это не значит, что в итоге мы не разработаем эти технологии, — потому что они в первую очередь помогут задействовать животных для изучения когнитивных проблем у людей, включая нейродегенеративные расстройства, такие как болезнь Альцгеймера».

В этом заключается важный момент: даже если сама концепция «возвышения» может показаться фантастической — вовсе не той целью, к которой нужно стремиться, — потенциальные медицинские преимущества с точки зрения преодоления болезней и травм предполагают дальнейший прогресс на том пути, который неизбежно приведет к «возвышению». Конечно, развитие подобных манипуляций с животными стало серьезным вопросом для биоэтики: в 2011 году Академия медицинских наук Великобритании подготовила отчет об этике изучения животных с использованием человеческих образцов, где целый раздел отчет был посвящен манипуляциям с головным мозгом и когнитивными способностями.

Проблема вызвала широкое обсуждение среди теоретиков. Такие, как Дворски, полагали, что дебаты должны выйти за пределы одних только медицинских и научных достижений. Он отстаивал свою веру в «этический императив возвышения», утверждая, что разработанные технологии необходимо разделить с животными, освобождая их от мучительного «выживания наиболее приспособленных» — настолько же, насколько существует необходимость освобождения людей: «Мы рулевые этой планеты, наш моральный долг — не только самим освободиться от дарвиновской парадигмы, но и помочь вырваться из нее остальным живым существам. Наш путь в постбиологическое, постдарвиновское государство является общим».

Иным участникам обсуждения эта концепция в целом показалась куда более спорной. Пол Грэм Рэйвен, исследователь из Университета Шеффилда, утверждал, что позиция сторонников «возвышения» — не более чем научное высокомерие и ошибочная уверенность в человеческом господстве над природой, где человеческий интеллект принимается за вершину эволюции.

Пожалуй, в этих дебатах заключается глубокая моральная дилемма. В то время, как Дворски и Брин полагают, что повышение интеллекта другим видам станет всеобщим благом, их коллега Рэйвен задается вопросами о том, имеет ли человек право принимать такие решения без взаимного согласия: «Подразумевается, что мы знаем лучше, что необходимо другим видам, нежели нашему собственному. Но глядя на то, сколь мало мы разбираемся в своих потребностях, я не верю в эту концепцию, даже если она предопределена».

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное