Последние несколько месяцев для космической индустрии были весьма неудачными. Авария ракеты Antares компании Orbital Science, ужасная трагедия космического челнока...
Последние несколько месяцев для космической индустрии были весьма неудачными. Авария ракеты Antares компании Orbital Science, ужасная трагедия космического челнока компании Virgin Galactic во время его тестового полета и в конце концов первая в истории посадка космического аппарата на поверхность кометы, осуществленная Европейским космическим агентством, и которая тоже пошла не совсем по плану. Но даже столь неприятные инциденты меркнут по сравнению с сегодняшней подборкой неудачных космических миссий, которую подготовил сайт Gizmodo.
В декабре 1998 года аэрокосмическое агентство NASA запустило в космос зонд, основной задачей которого было добраться до Марса и начать изучение климата и атмосферы нашего ближайшего планетарного соседа. К сожалению, 23 сентября 1999 года зонд не смог замедлить свое движение, и вместо того, чтобы остаться на высокоэллиптической орбите планеты, вошел на низкую орбиту Марса и вследствие чего сгорел в атмосфере. Убытки NASA оценивались в 125 миллионов долларов.
Причина аварии? Человеческий фактор и ошибка в программном обеспечении. В то время как команды по тяге двигателя в ПО зонда использовали единицу измерения силы «ньютон», программное обеспечение на Земле, которое создавало и посылало команды на управление двигателями, использовало британскую единицу измерения «фунт-сила». Но хуже всего то, что, как показало дальнейшее расследование, блоки навигации определили эту ошибку, но их расчеты никто всерьез не воспринял.
Задача космического аппарата NASA Genesis была весьма простой: собрать образцы солнечного ветра и вернуться с ними на Землю. Большая часть миссии прошла успешно: зонд, запущенный на базе ракеты-носителя Delta II в 2001 году, провел 850 дней в космосе, собирая необходимые образцы, и уже направился обратно домой.
В NASA посчитали, что обычная посадка с парашютом может повредить собранные образцы, и поэтому аэрокосмическое агентство решило провернуть безумный на первый взгляд план — зацепить парашют зонда в полете вертолетом и мягко посадить драгоценный груз на землю. К сожалению, вышло так, что из-за ошибки при установке одного из датчиков ускорения на зонд у ребят из NASA даже не представилось возможности взглянуть на то, выгорит ли их затея. Парашют аппарата не раскрылся, и махина стоимостью 294 миллиона долларов со скоростью чуть выше 350 км/ч врезалась в землю.
Тем не менее, после анализа обломков, специалистам все же удалось получить некоторое количество собранных зондом образцов, поэтому полностью провальной эту миссию назвать нельзя.
Ожидать непредвиденных поломок в космосе вполне очевидно — слишком много вещей может там произойти. Но авария, в которой фигурирует метеорологический спутник NOAA-19, произошла еще на Земле.
Во время сборочного процесса спутника в городе Саннивейл (Калифорния, США) инженерам потребовалось повернуть спутник для установки необходимых деталей. К сожалению, сборщики забыли проверить, крепко ли аппарат закреплен фиксирующими его зажимами. Человеческая ошибка привела к тому, что спутник оказался на полу. Стоимость затрат на ремонт составила 135 миллионов долларов.
Катастрофа Titan 34D-9 и по сей день считается одной из наиболее убыточных для космической индустрии. Мало того, что она произошла вскоре после гибели шаттла «Челленджер», так на ее борту еще и находился спутник KH-9 стоимостью 1 миллиард долларов, который по задумке должен был оказаться последним из группы спутников программы, запущенных на орбиту.
Причина аварии следующая: спустя восемь секунд после взлета один из ракетных двигателей ракеты-носителя взорвался. Этот взрыв не только уничтожил очень ценный груз на борту ракеты, но и привел к тому, что космодром, с которого производился запуск, был залит жидким и очень токсичным топливом взорвавшейся ракеты-носителя.
Не только американская космическая промышленность собрала всю славу этого списка неудач. Относительно недавно Южная Корея тоже решила принять участие в космической гонке. Как вы уже могли догадаться, в рамках совершенно новой для страны космической программы не все может пойти так, как было запланировано.
Краткая суть истории такова: Южная Корея производит первый запуск ракеты Naro-1 с первым корейским спутником связи. Двигатели работают в штатном режиме, однако в момент отстыковки головного обтекателя происходит поломка, в результате которой одна из ее створок по-прежнему остается прикрепленной к ракете. Вследствие этого происходит существенный недобор скорости, и ракета вместе со спутником связи стоимостью 400 миллионов долларов, не добравшись до орбиты нашей планеты, сгорает в атмосфере.
В отличие от большинства аварий, представленных в этом списке, российский спутник «Экспресс-AM4» не взорвался при запуске и не сгорел где-то в атмосфере нашей планеты. Вместо этого передовой высокотехнологичный телекоммуникационный спутник просто потерялся в космосе.
Произведенный в августе 2011 года запуск спутника на первый взгляд прошел удачно. Он отделился от ступени и даже был зафиксирован американской космической наблюдательной платформой. К сожалению, в связи с неправильной работой разгонного блока спутник оказался гораздо дальше от запланированной расчетной орбиты. После неудачных попыток вернуть его на правильную орбиту аппарат был окончательно признан утерянным, после чего сведен с околоземной орбиты и в марте 2012 года затоплен в Тихом Океане.
Программа DART являлась для аэрокосмического агентства NASA попыткой создания сети автономных спутников, которые бы занимались починкой других спутников, вместо того чтобы запускать каждый раз к вышедшим из строя космическим аппаратам новый шаттл с людьми. По иронии судьбы первый полет подобного спутника закончился полным фиаско. Суть в том, что ремонтный спутник столкнулся с тем спутником, который он собирался починить.
Первая и последняя миссия DART состоялась в 2005 году. Ремонтный роботизированный спутник должен был состыковаться с аппаратом MUBLCOM и произвести его ремонт. Спустя всего 11 часов после начала миссии в результате «многочисленных ошибок и неисправностей» навигационной системы и системы подачи топлива «мягкая стыковка» с коммуникационным спутником обернулась тем, что DART на полном ходу влетел в бок MUBLCOM.
После этого инцидента миссию было решено прекратить, и DART был отправлен на «стояночную» орбиту, где он в позоре находится по сей день. Идея, стоящая за программой DART и действительно выглядевшая перспективной, на самом деле просто обогнала свое время.
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий