Подпишись

Не каждому дано быть Стивом Джобсом

Человека назначают главой компании за его управленческие и лидерские навыки. Однако не все руководители в сфере инновационных технологий обладают подобными талантами

Не каждому дано быть Стивом Джобсом

Почему Apple обогнал Nokia?

Человека назначают главой компании за его управленческие и лидерские навыки. Однако не все руководители в сфере инновационных технологий обладают подобными талантами. В 2006 году Nokia, уверенно лидировавшая на рынке мобильных телефонов, назначила генеральным директором Олли-Пекка Калласвуо. Он работал в компании с 1980 года, а значит, имел обширный опыт в индустрии. Однако он — юрист, выпускник Хельсинского университета, работал сначала в юридическом департаменте Nokia, а затем в финансовом. Его профессиональный путь не позволял руководить созданием новых продуктов, а в тот период будущее Nokia зависело именно от успешного вывода на рынок инновационных разработок.

В том же 2006 году Apple еще не произвел ни одного телефона. Но основатель и глава компании Стив Джобс с самого начала своей карьеры постоянно руководил созданием новых высокотехнологичных продуктов, а вычислительная производительность телефонов неуклонно повышалась, и они становились все более похожи на компьютеры. Казалось бы, и Nokia, и Apple пора было выпустить инновационный телефон.

Олли-Пекка Калласвуо — не исключение. Исследовательская группа Юлии Быстровой в CEAMS, швейцарской управляющей компании, инвестирующей в предприятия с высоким потенциалом развития, методично изучала образование и карьеру глав ведущих американских и европейских компаний, представленных на фондовом рынке. За последние 20 лет подавляющее большинство генеральных директоров, прежде чем занять эту должность, как правило, много лет работали на руководящих позициях в сфере разработки и продвижения продуктовых линеек в своей отрасли. Но лишь примерно половина из них имела профильное высшее образование. В высокотехнологической индустрии для руководства разработкой новых продуктов инженерное или математическое образование полезнее, чем, скажем, историческое. Кроме того, очень желателен успешный опыт личного руководства продвижением инновационных продуктов.

В биотехнической отрасли картина еще драматичнее: за последние 20 лет лишь 26% генеральных директоров имели научную степень или медицинское образование, а равно непосредственный опыт работы в сфере фармацевтических исследований и разработок. У каждого из 26% этих директоров было мало или совсем не было опыта продвижения продуктовой линейки до тех пор, пока они не стали генеральными директорами. Так, нынешний глава Merck Кеннет Фрейзер ранее был советником по корпоративным вопросам, Северин Шван в Roche — финансистом, Джо Хименес, пришедший в Novartis из Heinz — бренд-менеджером, а Роберт Брадвей из Amgen большую часть своей карьеры был инвестиционным банкиром.

Не каждому дано быть Стивом Джобсом

В индустрии высоких технологий у 62% генеральных директоров есть профильное образование и опыт работы, соответствующий руководству продвижения инновационных продуктов. Примеры: Сатья Наделла (Microsoft), Стив Молленкопф (Qualcomm), Лиза Су (Advanced Micro Devices), Джен-Сан Хуанг (Nvidia). Все они имеют университетские степени по инженерным специальностям и значительный опыт в разработке высокотехнологичных продуктов.

В последние десятилетия технологический прогресс ускоряется, но в компьютерной отрасли быстрее, чем в фармацевтической. Есть большие успехи в получении одобрения новых лекарственных препаратов со стороны отраслевых регуляторов, однако в 2000-х годах фармацевтические компании инвестировали в НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) гораздо больше, чем в 90-х. Стоимость создания принципиально новых лекарств сильно возросла: по некоторым оценкам, в шесть раз. Главной задачей фармацевтических компаний стало сокращение удельных расходов на разработку продуктов. И почти никто из генеральных директоров фармацевтических компаний не упоминается в комментариях экспертов. Это удивляет, ведь несколько самых успешных лекарств были разработаны и выведены на рынок под руководством генеральных директоров, имеющих богатый медицинский и маркетинговый опыт, — например, Жан-Пол Клозель (Actelion), Артур Левинсон (Genentech) и Джон Мартин (Gilead).

Конечно, есть исключения. GlaxoSmithKline в последнее время отличается сильной исследовательской командой и успешными разработками новых лекарств. Эндрю Витти возглавляет компанию с 2008 года, он пришел на позицию главного директора из маркетингового департамента, а не из лабораторий. Но GSK выстроил работу исследователей и разработчиков так, что инновации появляются при гораздо меньшем контроле руководства. В разработках лекарств концерн тесно сотрудничает с медицинскими фирмами меньшего размера. Собственный исследовательский департамент разделен на много независимых друг от друга отделов, заинтересованныев финансировании новых продуктов (решение выносит инвестиционный совет, в состав которого входят руководители компании и независимые директора). В компании Novartis генеральный директор — Джо Хименес, не работавший в лабораторном департаменте, а независимый председатель совета директоров — Йорг Рейнхардт, доктор медицинских наук, всю карьеру проработавший в фармацевтической индустрии.

Стоимость компании могут повысить не только инновации. Обычно в краткосрочной перспективе для балансовых показателей лучше выгодные слияния и приобретения, а также решительное сокращение расходов. В долгосрочной перспективе инновации совершенно необходимы. Если у генерального директора недостаточно опыта и знаний для того, чтобы руководить созданием и продвижением новых продуктов, акционерам стоит задуматься о будущем своих вложений.

Серьезные вопросы могут задать не только фармацевтическим предприятиям: назначенные за последние десять лет генеральные директора высокотехнологических компаний, по оценке экспертов, имеют меньший опыт в руководстве разработкой и продвижением новых продуктов. Тим Кук (Apple) был производственным менеджером. Марк Херд и Сафра Кац (Oracle) заняли свои посты недавно. Кац — бывший финансист, а Херд (как и Билл Макдермот, возглавляющий SAP, одного из главных конкурентов Oracle) — маркетолог. Без прирожденной способности к разработке и продвижению новых продуктов генеральным директорам требуется больше ресурсов и инновационный подход к самому процессу управления инновациями.

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Секрет успеха прост: никогда не падайте духом. Никогда не падайте духом. Никогда не падайте духом на людях Эрнест Хемингуэй
    Что-то интересное