Подпишись

Дочери патриархальности, или почему женщины завидуют мужчинам

Недавно я наблюдала одну показательную ситуацию в салоне красоты: маленький сынишка, примерно двух лет от роду, ожидал окончания маминой косметической процедуры. Малыш всем интересовался, ерзал, не в силах усидеть на месте,

 кадр из кинофильма Скотта Хикса  «Вкус жизни» Дочери патриархальности, или почему женщины завидуют мужчинам

Я только девочка. Мой долг
До брачного венца
Не забывать, что всюду — волк
И помнить: я — овца.

Мечтать о замке золотом,
Качать, кружить, трясти
Сначала куклу, а потом
Не куклу, а почти…

В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка,— молчу.
Ах, если бы и мне

Взглянув на звезды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбнуться всем глазам,
Не опуская глаз!

М. Цветаева

Недавно я наблюдала одну показательную ситуацию в салоне красоты: маленький сынишка, примерно двух лет от роду, ожидал окончания маминой косметической процедуры. Малыш всем интересовался, ерзал, не в силах усидеть на месте, а мама пыталась его воспитывать. Подключилась и пара сотрудниц салона. И вдруг в этом женском метании и мельтешении родилась фраза: «Сиди спокойно, не капризничай, ты же мальчик!»

Ты же мальчик!

А что же сказали малышу между строк? — скорее всего, это прозвучало для него призывом тщательно скрывать свои эмоции, не учиться адекватно и приемлемо выражать их, не изучать себя — пытаться понять, какие ситуации вызывают комфорт, а какие — дискомфорт, что нравится, а что нет; не учиться человеческому, глубокому диалогу с другими людьми, иными словами — запретить себе развитие и проявление такой хрупкой, чуткой, интуитивной, чувствительной — женской части своей души. Во многих культурах считается, что мужчина должен быть выдержан, логичен, разумен, рационален и не склонен подвергаться влиянию настроений и эмоций, иначе мир устыдит его в том, что он недостаточно мужественен и в своем поведении похож на женщину. Как следствие, мужчины, будучи еще детьми, ловят подобные послания и всячески стараются избегать контакта со своими чувствами, эмоциями, настроениями, а так же начинают обесценивать это важное умение и непосредственно в женщинах.

Для зрелого и полноценного развития личности лучше, чтобы мужские и женские качества были равно и гармонично развиты у обоих полов! Ведь это расширяет диапазон выбора реакций и поведения в различных ситуациях, обогащает духовно и душевно, облегчает понимание друг друга, позволяет быть более гибкими и пластичными. В этом — сила, а не слабость. Женщина может быть тонкой, нести в мир лучезарную и заразительную энергию, уметь глубоко чувствовать и сопереживать, творить, полагаться на свою интуицию, но также и ставить важные для себя цели, достигать их, быть разумной, выдержанной и логичной. К сожалению, в нашем «слишком мужском» мире, нацеленном на гонку, результат и построение карьер, очень трудно гармонично и всесторонне развить себя.

Современный мир «предлагает» слишком много средств для развития мужских качеств и ежедневно сталкивает нас с ситуациями, в которых эти качества так или иначе приходится развивать: соответствовать требованиям, укладываться в расписания и временные рамки, соблюдать нормы, морали, правила, участвовать в соревнованиях, ориентироваться на статусы. К сожалению, девочки в детстве зачастую получают точно такое же послание-запрет, что и мальчики, и начинают ориентироваться на мужские ценности, которые становятся для них некими опорными точками, развивать в себе преимущественно мужские качества, не имея под руками средств для углубления в женственность! С этого места мы и начнем разговор о женской зависти…

В мужской компании в бане она никогда не станет своей

«Зависть возникает тогда, когда женщина не ценит себя, свою женственность, — рассуждает аналитический психолог Виктория Бочина, — когда не знает, как обходиться с этой частью своей души и как пользоваться ей в нашем суровом патриархальном мире. Отсутствие культуры сочувствия и сострадания в семьях, а вместо них попытки сразу конструктивно решать проблемы, давать советы и следовать им, минимально или вообще не ориентируясь на ощущения и эмоции, затрудняют развитие женского, интуитивного, чувственного и развивают лишь мужскую рациональную и разумную функцию. Девочке, которая так воспитывалась, будет очень трудно впоследствии вдохнуть женскую энергию в отношения с мужчиной, с самой собой и с миром. В частности, ей будет трудно говорить о себе и чувствах. А ведь так важно и так по-женски ценно — быть в контакте с чувствами! Карл Густав Юнг говорил о том, что женское спасает».

«Современное устройство мира, — продолжает мысль аналитический психолог Анна Панкова, — провозглашает власть разума над инстинктами, то есть торжество мужского над женским, и диктует разрыв со своими желаниями, по-другому — разрыв с женской составляющей души. В семьях мамы часто не могут передать дочерям «историю про женское»: чего я хочу, чего не хочу, какая я. Как следствие, женское убивается, и девочка в растерянной попытке самореализации заступает на мужское поле, в мужской мир, в гонки и соревнования. Но тогда она оказывается в конкуренции, в которой априори проигрывает: ей все равно никогда не стать мужчиной по сути, как бы она ни старалась развивать мужское в своей душе. Вот тут-то и рождаются женская зависть и ярость».

Резюмируя сказанное выше, мужчине может завидовать та женщина, которая, не получив должных средств для углубления в женское, пускается в навязанный социумом мужской, более понятный и четкий мир, с требованиями которого приходится сталкиваться каждый день. Она тоже решает достигать, соревноваться и строить карьеру, отдаваясь этому без остатка и вынуждая свою женственность голодать.

«Чтобы завидовать, — рассуждает Анна, — женщина должна оказаться психологически одного пола с мужчиной. Она завидует ему из своей мужской части! Она не знает, как обращаться с миром по-женски, но истинно по-мужски все равно никогда не получится. Метафорически говоря, женщина никогда не станет своей в мужской компании в бане!»

Он лишь для Бога. Она лишь для Бога, который есть в нем

Обсуждая вопрос женской зависти с разными мужчинами и женщинами, я поняла, что мнения сходятся в следующем: эта самая зависть возникает к предполагаемо большей независимости мужчины. Фактор независимости часто и равно назывался представителями обоих полов. Действительно, испокон веков все профессии были рассчитаны на мужчин, отчего женщина чувствовала себя неполноценной, неспособной достичь в них того же результата, какой был под силу мужчине. Постоянное пребывание в состоянии беременности при отсутствии выбора идти этим путем или нет, также заводило женщину в загон ограничений и зависимости как от природы с физиологией, так и вновь от мужчины, который брал на себя функции обеспечения семьи. Войны в мировой истории тоже сильно ограничивали женщину, ввергали в зависимость и превращали ее мир в мужской, в котором женщине приходилось брать на себя мужские функции.

Всю историю развития человечества пронизывает некоторая предвзятость по отношению к женщине, начиная с библейских образов Адама и Евы, в которых отражена самая древняя связь между полами. Подобную связь так же отражают и символические отношения между Солнцем и Луной. Всегда считалось, что Солнце символизирует мужское начало, а Луна — женское.

Солнечный и Лунный циклы противоположны друг другу: Солнечный, мужской, цикл, управляет днем, а Лунный, женский, правит ночью. Получается, что Свет как мужское начало противопоставляются Тьме — началу женскому. В таком выборе символов Солнца и Луны как раз и заключается понимание взаимоотношений полов с самых древних времен: у Луны нет собственного света, она отражает свет Солнца. В этом свете она рождается и преображается. Она — для Бога, который есть в нем.

Второй факт явно связан с тревогой по поводу силы женской сексуальности. Не зря эту силу мужчины во все времена пытались держать в узде, контролировать и укрощать. Например, в одном из племен Восточной Африки муж и жена не спали вместе — считалось, что женское дыхание лишает мужчину сил. Подобные верования и попытки мужчинами с помощью различных обрядов и мероприятий контролировать темную и загадочную женскую сексуальность в той или иной форме встречаются во все исторические времена и эпохи.

«Шпильки — это женский ответ мужскому миру, — рассуждает Анна Панкова. — Это женская попытка взять власть над властью мужчин с помощью сексуальности. Но здесь кроется ловушка — в этом случае женщина начинает смотреть на себя мужскими глазами. Она думает, как выглядит, и подстраивается под мужское желание таким образом, чтобы отражать его. Ведь только пробудив желание мужчины, женщина может им управлять. Но тогда это не про любовь».

Похоже, с древности полагалось, что женщина является существом демоническим и обладает магическими силами, способными нанести мужчине вред, а значит надо это существо укротить, поработить и контролировать. В этом аспекте интересно порассуждать о средневековом периоде сжигания «ведьм», иными словами — об уничтожении сексуально привлекательных женщин.

Так, историческая тень обесценивания, лежащая на фигуре женщины сегодняшнего дня, продолжает, правда уже не столь явно, а гораздо более пассивно влиять на положение женщин в современном мире.

«Сегодня женщины в основном занимают нишу «помогающих и обслуживающих профессий», — говорит Виктория Бочина. — Женщин очень много в образовании, медицине. Учителя, воспитатели, педиатры, нянечки, различные социальные работники в большинстве своем имеют неприлично низкую оплату труда, что социально их сильно обесценивает. Или взять устоявшиеся стереотипы по типу «первой не звонить, да и вообще первой не…» — ведь это тоже обесценивание женских желаний и чувств, которые в принципе обесценить легче, чем что-то мужское. Попробуй, поспорь с мужскими достижениями, а женское нужно еще разглядеть и заметить…»

Ключи к женскому

Важные события, по совершении которых люди глубже и лучше чувствуют и осознают особенности и силу своей половой принадлежности, психологически рождаются мужчинами и женщинами, называются инициациями. Мужчины становятся таковыми и личностно растут, в основном, добиваясь успеха, получая статусы, расширяя связи с социальным миром, строя карьеру и чувствуя ответственность. Женщины, напротив, от мира внешнего обращаются к миру внутреннему, телесному, в частности, постигая материнство и сексуальность, развивая чуткость, интуицию, творя.

«Чисто женские инициации в отличие от мужских, — говорит Анна, — физиологичны от природы: наступление менструации, акт дефлорации, беременность, процесс родов и кормления грудью, климактерические изменения».

Все эти процессы заключаются в постоянном диалоге смутных чувств и ощущений женщины с собственным телом, с ее пребыванием в разнообразных природных, физиологических циклах. Чувственная связь с собственным телом как раз и способствует развитию интуиции, нахождению контакта с инстинктами и бросает на женщину тень таинственности и загадочности от постоянно разворачивающихся внутри ее тела невидимых процессов.

Но устройства физиологии еще недостаточно для того, чтобы инициация, или психологическое рождение женщины, действительно совершились. В наши дни женщина во многом теряет связь с собственным телом, заглушая боль, сознательно отказываясь от кормления грудью или даже от естественных родов. Огромное количество женщин не знают, как получить оргазм, что тоже свидетельствует об утраченной связи с собственным телом.

В современном мире женские инициации, к сожалению, все больше теряют свое психологическое значение и, наподобие мужских становлений, тоже стремятся к социальности. «Например, — как говорит аналитический психолог Ольга Микулина, — для многих женщин сейчас весомой целью является социальный выход замуж, ничего общего не имеющий с психологической составляющей этого процесса и готовности к нему».

«Где же тогда современной женщине находить пути для своего психологического становления и самореализации?» — задавала я вопрос самой себе и психологам.

«Женщине нужно укреплять самоценность! — утверждала Виктория Бочина. — Не ждать этого извне или от партнера. Ведь в обесценивании чего-либо всегда участвуют две стороны, и оно происходит тогда, когда женщина не берет на себя ответственность за то, чтобы самой себя любить и уважать, а впадает в роль жертвы, когда чувствует, что ее не ценят».

А как же быть с завистью? — задумалась я и получила исчерпывающий и стройный ответ. — «Когда женщина почувствует свою женскую силу, выберет женские линии поведения, сможет признать свои слабости и отказаться от мужского стиля поведения; когда сможет признать, что она испытывает разные чувства и находится в контакте с ними, сможет ими делиться, говорить о потребностях и желаниях, тогда ей не нужно завидовать! Она сама по себе ценная, и мужчина сам по себе ценен. А когда партнеры ощущают эту взаимоценность, тогда появляется чувство благодарности и уважения друг к другу». опубликовано econet.ru

Автор:  Ксения Толбина


 

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей. Михаил Жванецкий
    Что-то интересное