Подпишись

Обмани меня или калибровка лжи

Экология жизни: Вы смотрели сериал «Теория лжи»? Если не смотрели, то наверняка слышали: суровый доктор Кэл Лайтман в исполнении Тима Рота смотрит на человека и определяет, врёт тот или нет. Реализуя мечту миллионов людей

Обмани меня или  калибровка лжи© "Lie To Me"

Вы смотрели сериал «Теория лжи»? Если не смотрели, то наверняка слышали: суровый доктор Кэл Лайтман в исполнении Тима Рота смотрит на человека и определяет, врёт тот или нет. Реализуя мечту миллионов людей. Наверняка вы бы то же хотели посмотреть на человека и понять, говорит ли он сейчас правду. Однозначно понять. Со стопроцентной уверенностью. И прямо во время разговора.

Огорчу вас – однозначно установить врёт ли человек, на данный момент, невозможно. Даже с использованием специальной техники, вроде полиграфов – их точность оценивается в 60-70%. Кстати, у специально подготовленных к распознаванию лжи людей точность приблизительно такая же. Но ведь и 60% тоже неплохо. Так как можно распознать ложь?

Ложь, как она есть

Люди лгут. Постоянно. Потому, что не хотят обидеть собеседника, хотят казаться лучше, ожидают одобрения или нацелены на получение выгоды. Есть сотня причин, почему они это делают. Большинство вариантов этой лжи вполне безобидны и особо никому навредить не могут. На вопрос «сколько можешь раз подтянуться» ответил «десять», хотя больше восьми раз обычно не получается. Или сказала, что весит 45 килограмм, хотя явно уже порядка 47. Люди любят приукрашивать. Но кроме этого есть и вполне конкретное попытки обмануть в важных вопросах.
- Я первый раз вижу этого человека.
- Дорогой, я тебе никогда не врала.
- Я не брал эти деньги.
- У меня не было секса с этой женщиной.

И это то, что действительно можно отнести ко лжи: «намеренному искажению истины». Но ведь фантазии и небольшое приукрашивание реальности тоже «намеренное искажение истины». Но будет ли это ложью?
В зависимости от того, что считать ложью, и способы выявления будут разные. Например, есть способы заметить,  что сам человек в данный момент знает, что врёт – и это его напрягает. А есть способы заметить, что он «искажает истину», и именно в этот момент человек что-то придумывает. Вот о последнем способе мы сейчас и поговорим. Но сначала немного теории.

Ключи Глазного Доступа

Весь наш опыт представлен в виде образов, звуков и ощущений. В психологии это красиво называют сенсорными модальностями. Подумайте о диване. И кто-то его увидит – цвет обивки, потёртости, пятна – это визуальная модальность. Другой услышит скрип пружин, похрустывание в момент, когда на диван садятся – аудиальная модальность. Кто-то вспомнит ощущения упругости, опоры под спиной, шероховатость обивочной ткани – кинестетическая модальность. А некоторые произнесут про себя определение: «Диван - род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками» - это так называемая дигитальная или аудиально-дигитальная модальность.
Другое название дигитальной модальности – внутренний диалог. Потому что человека в ней что-то обсуждает сам с собой, проговаривает. То есть это тоже аудиальный способ представление, правда довольно специфический.

Когда мы думаем, размышляем, вспоминаем, анализируем, мы используем только эти четыре способа мышления. И, по видимому, есть различия во внутреннем опыте, когда человек говорит правду и когда лжёт. И состоит она в следующем – ложь придумывают, конструируют. Её не получится просто взять из памяти, информацию нужно слегка - а иногда и сильно - подправить. Вот момент, когда человек что-то придумывает, и можно отследить – это как раз один из способов, как говорят в НЛП, «калибровки» лжи.
Это только один из способов – есть и другие признаки.

Так вот, в зависимости от того, что внутри себя человек делает – видит, слышит, чувствует или беседует с собой – у него по-разному будут двигаться глаза. Это так называемые Ключи Глазного Доступа.
Впервые описал Ключи Глазного Доступа американский психолог Вильям Джеймс. Он же разделил внутренние процессы на три типа: визуальный, аудиальный и моторный. Это то, что в НЛП теперь называется сенсорными модальностями. Он же впервые описал деление людей, в зависимости от предпочитаемой модальности. Жил он, кстати, в конце 19 – начале 20 веков.

И самое важное: в зависимости от того,  вспоминает или придумывает человек, у него глаза двигаются по-разному. Классно, правда – посмотрел на человека и сразу понятно, что он там внутри себя делает.
Как метафора: движение глаз похоже на мигание лампочек у компьютера: одна лампочка мигает, когда считываются данные с жёсткого диска, другая – когда с DVD, третья – когда читается флешка.

И на что же у нас будут показывать движения глаз? 

Основных позиций шесть:
Обмани меня или  калибровка лжи
В - визуальное вспоминание.
Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.
Всё, что человек может вспомнить визуально: цвет входной двери в квартиру, как выглядит 100 рублей и т.д.
При этом сюда будет относиться и ранее сконструированные образы, если человек о них вспоминает.

Вк - визуальное конструирование.
Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.
Всё визуально конструируемое человеком в данный момент: как будет выглядеть этот человек, если пострижётся налысо, африканский слон заляпанный розовой краской и т.д.
Так же сюда будет относиться визуализация математических расчётов.

А - аудиальное вспоминание.
Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.
Все воспоминания об аудиальном опыте: звук капающей из крана воды, звук флейты, голос вашего начальника и т.д.

Ак - аудиальное конструирование.
Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.
Собственно, всё что человек не слышал ранее, но может придумать. Новые интонации, звуки, голоса.

Ад - внутренний диалог.
Контроль речи, проговаривание.
Разговор с собой, проговаривание. Задать себе вопрос и ответить на него: «Спроси себя: - Что всё это значит?»
Внутренний диалог так же отвечает за контроль речи, то есть анализ правильного построения фраз и того, что стоит говорить, а что нет.

К - кинестетика.
Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание.
Всё, что связано с ощущениями, переживаниями и так далее. Вспомните, какая на ощупь кошка, ощутите радость или вкус соли.
А теперь – бодрая музыка – схема Ключей Глазного Доступа:
Положение глаз «вверх» обычно тоже визуальное вспоминание (В), а «вниз» - кинестетика (К).

Данная схема верна приблизительно для девяти человек из десяти.
Эта схему проверяли в Европе, Азии, Америке и Азии – везде общая схема работает. За исключением басков – это народность в Испании. Для них схема приблизительно такая: В – сверху, А – по бокам, К – внизу, при этом нет подразделения на конструирование и воспоминание.

Но для левшей и переученных левшей, может быть инверсия: схема становится зеркальной. То есть, когда обычный человек вспоминает какой-то образ (В), то он смотрит налево вверх, левша же скорее всего будет смотреть направо вверх. Может быть и частичная инверсия – например, поменялись местами кинестетика (К) и внутренний диалог (Ад), или только конструирование и вспоминание (В и А). Так что каждого конкретного человека надо проверять.

Научиться калибровать Ключи Глазного Доступа не так просто, как кажется. Нужно запомнить эту схему – и это один из самых простых навыков, - научиться замечать быстрые движения глаз и не отвлекаться от разговора, ещё хорошо бы понимать, что именно там внутри себя человек делает и что именно это движение глаз обозначает. Но – выдох – для калибровки лжи это всё не обязательно, хотя и весьма полезно.
Но научиться замечать движения глаз и не отвлекаться от разговора всё равно надо.

Калибровка лжи

А теперь, собственно, про то как калибровать ложь при помощи Ключей Глазного Доступа. Когда человек выдумывает – а выдумывание не обязательно обозначает ложь в обычном понимании – ему нужно сделать две вещи:

  • сконструировать образ или звук;
  • подумать, как об этом сказать.


Про конструирование вроде бы понятно: если мне надо соврать, что я вчера ходил в кино, а не пил пиво с друзьями, мне это нужно придумать, сконструировать. Представить, на какой фильм ходил, в какой кинотеатр и так далее. Голова наша устроена так, что придумывать можно только в визуальном (Вк) или аудиальном (Ак) каналах – в кинестетике конструировать не получится. Так что первое движение – вверх или по-горизонтали направо. А вот потом человек думает, как бы об этом рассказать получше, какие слова подобрать – чтобы не сболтнуть лишнего или не попасться на несоответствии. А за контроль речи как раз отвечает дигитальная модальность (Ад), вот человек туда глазами и двигает.

Обмани меня или  калибровка лжи

Ещё раз – это не стратегия лжи, а стратегия фантазии. Есть много людей, которые постоянно думаю, как бы получше или поинтереснее рассказать – и  они не столько искажают истину, сколько её приукрашивают. Чуть-чуть.
НО! Если сначала человек, когда говорил правду, пользовался одной стратегией, а потом вдруг начал конструировать – это уже достаточно верный признак. 

Так что
признаком лжи является смена последовательности Ключей Глазного Доступа.
Иногда даже будет не «конструирование – внутренний диалог», а что-то другое. Но резкая смена стратегии движения глаз – довольно чёткий сигнал, что что-то изменилось. Повод насторожиться.

Так что вам
вначале нужно откалибровать «базовую» последовательность движений глаз.

То есть нам нужен уровень, от которого отталкиваться. То, что можно считать «базой» для этого человека в этой ситуации.
При работе с полиграфом, кстати, делают то же самое. Все эти вопросы про имя, пол, вес и образование – выявление «базового» уровня волнения, увеличение которого и можно интерпретировать, как ложь.

А вот «базовая» стратегия может быть самой разной. Например, человек сначала что-то визуально вспоминает, потом ощущает, после чего что-то себе говорит. Или сначала визуально вспоминает, а потом что-то визуально конструирует, а потом опять вспоминает. Или всё время о чём-то беседует с собой. Но если вдруг всё меняется, и сначала перед фразой идёт конструирование, а потом внутренний диалог.
Или сильно меняется как-то по-другому.

Это как раз и является признаком того, что возможно сейчас человек врёт. Ещё раз – ВОЗМОЖНО врёт.
Американцы из Университета Буффало недавно разработали автоматизированную систему определения лжи по траектории движения глаз. Она как раз и замечает, когда движение глаз начинает отличаться от «базовой» модели. Вот у этой системы впечатляющая точность – порядка 80%.

Тонкости

А когда это не работает?
Если человек всё заранее придумал, он будет брать информацию из памяти. Но тут как раз можно подловить на мелочах – всё же придумать невозможно. И в какой-то момент человеку придётся начать конструировать. Но здесь может быть и так, что всё было правдой, а вот именно это человек не помнит или не хочет именно об этом рассказывать – и начинает придумывать.
У некоторых людей Ключи Глазного Доступа малозаметны, и нужен большой опыт или видеосъёмка для их определения.
Ещё есть люди, у которых движений глаз постоянно очень много и они разные, и заметить «базовую» стратегию довольно сложно.
Некоторые люди при беседе входят в транс, и тогда Ключей Глазного Доступа не будет видно – в этом случае человек как будто смотрит сквозь вас и глазами не двигает.
И самое главное. В большинстве случаев мало заметить, что человек врёт – нужно понять о чём именно и почему. Может мужу действительно обратил внимание на эту женщина, но он с ней даже не разговаривал, тем более не занимался с ней сексом. Сотрудница ушла на полчаса пораньше, а не брала деньги из сейфа. Сын хранит под матрасом порнографию, а не наркотики. И так далее. Большая наука это выявление лжи. 
опубликовано econet.ru

Автор: Любимов Александр 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Живые существа должны, если воспользоваться метафорой Марка Аврелия, обращать препятствия в топливо — как делает огонь. Н.Талеб
    Что-то интересное