Экология познания: Если вы захотите представить, как выглядит Гитлер, раскрашенный в зебру, вам поможет правое полушарие
© «Обмани меня» или «Теория лжи»
Однажды к американскому психологу, профессору Калифорнийского Университета Сан-Франциско, крупнейшему специалисту в области распознавания лжи Полу Экману (Paul Ekman), обратился его коллега, Харольд Закайм (Harold Sackeim), профессор клинической психологии и психиатрии Колумбийского Университета.
Харольд Закайм (с коллегами) задумал провести интересный эксперимент, для которого ему понадобились фотографии лиц, выражающих различные эмоции.
А Экман, много лет изучая мимику лица, собрал огромный архив таких фотографий. Поэтому Закайм попросил у Экмана одолжить ему выражающих эмоции иллюстраций для проведения эксперимента.
– Конечно, дорогой коллега! – наверное, ответил Экман и одолжил Харольду Закайму иллюстраций.
Если Вы, дорогой читатель, не знакомы с работами Пола Экмана, проще всего сделать это, посмотрев сериал "Теория лжи" (Lie to Me).
Теория лжи
В сериале, конечно, это не Пол Экман, а "доктор Лайтман" (которого играет Тим Рот).
Но, по сути своей, наблюдая за работой доктора Лайтмана, вы познаете сферу многолетних научных изысканий Пола Экмана.
"Теория лжи" – это самый простой и доступный способ познакомиться с работами великого ученого. Кстати, профессор Экман является консультантом этого сериала.
Но вернемся к Харольду Закайму. Получив фотографии, Закайм с коллегами размножили эти фотографии, и... разрезали их.
Разрезали? – спросите вы. Зачем?
А вот зачем.
Предположим, Закайм взял фотографию Брэда Питта, и разрезал её. Разрезал так, чтобы на одной части была только правая половина лица, а на второй – левая.
После этого Закайм сложил лицо Брэда Питта заново, но только... из одних левых или одних правых половинок.
В результате получилось два Питта-мутанта. Возможно, вам это покажется странным, такие вот ужасные трансформации с голливудским секс-символом: но учтите, что это мы на Питте тренируемся, а Закайм использовал фотографии никому не известных людей.
Мало ли какие лица бывают у людей? Какие угодно бывают.
Наделав фото мутантов, Закайм предъявлял их разным людям и просил ответить: а какое из лиц, по их мнению, является более эмоциональным?
Вы можете и сами попробовать: посмотрите внимательно на фото мутанта-Питта, и скажите, какое из них более эмоционально? "Правое" или "левое"?
Ответы респондентов неизменно совпадали: лицо, состоящее из левых половинок, является более эмоциональным.
Гнев. Страх. Печаль. "Левое" лицо было неизменно эмоциональнее "правого" лица.
И только в одном случае респонденты не нашли никакой разницы между правыми и левыми лицами.
Это были люди со счастливым выражением лица.
Во всех остальных случаях – левая половина лица человека была неизменно эмоциональнее правой.
Результат эксперимента был ожидаемым для Закайма. Ожидаемым, потому что таковым было его предположение, его гипотеза. Гипотеза, что левая сторона лица более эмоциональна. Но почему?
А вот почему.
Есть такое понятие: "асимметрия головного мозга". Или: "полушарная асимметрия". Говоря простым языком, правое полушарие мозга отвечает за работу левой части тела, а левое – за правую. Поэтому и асимметрия.
Какое полушарие управляет левой рукой? Правое.
Какое полушарие управляет правой рукой? Левое.
Какое полушарие управляет мышцами правой стороны лица? Левое.
Какое полушарие управляет мышцами левой стороны лица? Правое.
И так далее.
У каждого полушария при этом – своя специализация.
Левое полушарие, например, отвечает за письмо и счет. Когда вы что-то анализируете, это делает левое полушарие.
Правое полушарие воображает, мечтает и фантазирует. Если вы захотите представить, как выглядит Гитлер, раскрашенный в зебру, вам поможет правое полушарие.
Известно, что за эмоциональную сферу человека отвечает правое полушарие.
А, следовательно, предположил Закайм, "левое лицо" (мышцами которого управляет правое полушарие) будет более эмоциональным, более мимически экспрессивным, чем "правое лицо".
Что полностью подтвердилось в проведенном им эксперименте.
Ну, почти полностью. За исключением счастливых лиц, о которых было сказано выше.
Закайм не сделал из этого никаких выводов, и опубликовал результаты своего эксперимента в журнале "Science" (1978).
Но когда Экман прочитал статью своего коллеги, у него от удивления глаза на лоб полезли.
И было почему лезть.
А все дело в том, что фотоматериалы Экмана, предоставленные Закайму, были... м-м-м... не совсем однородные.
Большинство фото были постановочными. Экман просил фотографируемых двигать теми или иными мышцами лица, чтобы получить нужную эмоцию.
И только фото счастливых лиц были подлинными. Экман делал их без предупреждения, в тот момент, когда люди действительно веселились.
На тот момент, когда Закайм попросил одолжить ему иллюстрации, Экман не придавал этому никакого значения. Одни постановочные, другие подлинные. Какая разница?
Когда человек улыбается, двигается определенная группа мышц. Когда сердится, другая. Когда расстроен, третья. Если двигать этими мышцами намеренно, результат на лице будет тот же самый, что и в случае подлинных эмоций.
Но когда Экман прочитал публикацию Закайма, он обнаружил, что разница есть. И что люди, которые были исключением в его иллюстрациях, по какой-то причине не поддаются правилу Закайма об эмоциональной лицевой асимметрии.
Вывод напрашивается сам собой: асимметрия возникает тогда, когда человек демонстрирует фальшивую эмоцию. Искусственную эмоцию. Намеренную эмоцию.
Если же эмоция настоящая, то лицевая асимметрия практически отсутствует.
Экман проверял и перепроверял этот вывод, и результат получался неизменным: когда люди "фальшивят" лицом, эмоция проявляется на лице асимметрично. И левое "лицо" у них действительно более эмоционально, чем "правое". Если бы Закайм знал, что он работает с "поддельными" эмоциями, возможно, он пришел бы к аналогичному выводу.
Заключение
Поначалу Пол Экман скептически отнесся к своему открытию. "Асимметрия проявляется настолько незаметно, что практически невозможно определить ее без помощи точных измерений", пишет он в своей книге "Психология лжи".
Профессора можно понять. Ведь когда он передавал Закайму "поддельные" эмоции, у него и мысли не было о том, что они чем-то отличаются от подлинных эмоций.
Если он, профессор психологии, элементарно просмотрел тот факт, что натянутая на лицо, фальшивая, "деланная" эмоция распределяется по лицу неравномерно, то разве это смогут заметить остальные?
Однако этот скепсис разбился при первых же проверках.
На вопрос, является ли выражение того или иного лица симметричным или асимметричным, процент правильных ответов респондентов оказался значительно выше случайного.
В дальнейшем с помощью различных экспериментов Пол Экман сделал множество уточнений для своего первоначального вывода.
Например, у левши фальшивая улыбка чуть менее асимметрична, чем у правши.
В одних случаях эмоциональная лицевая асимметрия проявляется на левой, а в других – на правой стороне лица. Гнев и улыбка сильнее проявляется на "левом" лице. Страх и отвращение на "правом".
Экман также обнаружил, что в "деланных" эмоциях асимметричным может быть не только лицо, но и некоторые движения.
Повторяю, что во всех этих случаях речь идет о фальшивых, постановочных, имитируемых эмоциях.
Относительно подлинных эмоций вывод остался неизменным:
Если эмоция настоящая, то лицевая асимметрия практически отсутствует.
Понаблюдайте за вашими знакомыми. За коллегами на работе. За политиками на экране телевизора. Это очень интересный и весьма продуктивный способ разобраться в искренности тех эмоций, которые транслируют окружающие вас люди. опубликовано econet.ru
Автор: Вит Ценёв
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий