Экология потребления: Все, кто сейчас имеет возможность наблюдать за изменениями в городе, помнят торговые городские пространства конца 90х - начала 2000х годов. Даже тот, кто тогда в силу возраста выходил из дома только с родителями, может довольно четко описать свои ощущения
Все, кто сейчас имеет возможность наблюдать за изменениями в городе, помнят торговые городские пространства конца 90х - начала 2000х годов. Даже тот, кто тогда в силу возраста выходил из дома только с родителями, может довольно четко описать свои ощущения: любимые всеми ярмарки выходного дня выгодно отличались от магазинов ассортиментом, и сине-желтые однотипные палатки с большими уютными продавщицами в униформе были одним из главных инструментов социализации семей совершенно разного достатка и статуса.
Сами по себе сине-желтые палатки городскому пространству никак не угрожают: такие ярмарки прекрасно выполняют свою функцию - дают людям возможность выбирать, покупать и при этом верить, что купленное здесь по каким-то параметрам лучше предлагаемого в магазинах. Проблема подобной культуры покупок в том, что она, как и любое другое часто повторяемое действие, становится неотъемлемой частью нашей жизни и во много определяет наш вкус, стиль, наши ценности. Сколько бы мы ни утешали себя привитой с детства установкой "Культура быта вторична, а самое важное в человеке воспитывается на книгах", именно бытовые вещи в действительности имеют над нами огромную власть. Ярмарки из 90-х, будучи частью быта, превращали городское пространство в продолжение той повседневности, из которой мы так часто пытаемся вырваться: есть необходимость, есть домашние обязанности, а времени на красоту и эстетику нет.
Визуальный образ города последних лет меняется стремительно. В спальных районах это заметно меньше, в центре больше, но важен сам факт внимания к работе с общественным пространством. Маркеты нового образца ничуть не хуже выполняют функции прежних ярмарок, но при этом они работают еще и над важными урбанистическими и эстетическими задачами. Концентрация повседневной, бытовой красоты с их появлением существенно повысилась, а взаимное влияние общественного и личного пространства жителей городов никто не отменял.
Окружение себя красотой требует довольно больших усилий. Дама, устраивающая у себя на балконе небольшой цветущий садик, часто становится звездой подъезда и слышит от соседей восхищенное "И как у тебя хватает времени!". Как только образцом для подражания становится не чье-то личное пространство, а общественное, сил требуется, кажется, уже меньше, а окружение себя красотой превращается в привычку.
Существенно в этом процессе преображения городского, а вслед за ним и личного пространства, еще и то, что новые маркеты рождаются по инициативе самих участников и независимых организаторов. Каждый заинтересован в создании собственного узнаваемого стиля, который сделает приятным не отдельно взятый участок самого маркета, но и город в целом. Палатки, ассоциирующиеся у нас с районными рынками, уступают место авторским конструкциям, а торговые ряды превращаются в арт-пространство. Некоторые организаторы даже не могут однозначно поставить торговлю на первое место по важности относительно арт составляющей каждого маркета.
Компания «Артель маркет-галерея» организатор маркетов на территории арт-кластеров, парков, торговых и культурных центров, часто предлагает посетителям совместить покупки с посещением импровизированной галереи. "Мы развиваем новое направление в проведение городских маркетов. Маркет как самостоятельный арт-объект, маркет как галерея уличного искусства." - описывает современные тенденции создатель маркета-галереи Артель Павел Чвилёв. Особое внимание уделяется эстетическому и визуальному восприятию пространства маркета, то есть работа организаторов не сводится к простому поиску товаров для продажи. Существенная часть их работы заключается именно в трансформации городской среды в соответствии с эстетическими запросами посетителей.
Собственно, как бы мы ни старались описывать город в архитектурных и инженерных терминах, состоит он, в первую очередь, из людей. Каждый, безусловно, имеет свое представление об идеальном городском пространстве, лучшей еде, разумных ценах и проведении досуга. Более того, унифицировать эти представления не только невозможно, но и совершенно не нужно: все инициативы, внушающие оптимизм относительно развития Москвы, сводятся как раз к предоставлению жителям выбора, возможности совпадения желаний с возможностями. Маркеты - в том формате, в котором видят их независимые организаторы и представители малого бизнеса - как раз такую свободу жителям мегаполиса и дают.
Культура маркетов начала формироваться в Москве совсем недавно, и с самого начала она стала поворотной точкой в истории развития не только города как огромного социального пространства, но и каждого человека в отдельности. Не то чтобы всем очень нравилось ходить в огромные торговые центры и покупать там вещи, марку которых с первой попытки безошибочно определит добрая половина знакомых, потому что накануне сами к ней присматривались. Но просто как-то так уж повелось. Жизнь в обществе потребления без особого на то желания участников превращается в череду не слишком осознанных покупок не таких уж и нравящихся вещей. Пространство маркета создано для того, чтобы мы научились делать выбор самостоятельно, основываясь на собственных вкусах.
Казалось бы, никто нам не запрещал покупать вещи осмысленно и до существования маркетов. Но согласитесь: действовать осмысленно во враждебном пространстве - вспомните любой торговый центр в выходной день - или под постоянным влиянием рекламных компаний - посчитайте, сколько раз за последний месяц вы вышли из магазина только с тем, что хотели купить изначально - довольно затруднительно. Некоторым это и правда удавалось, но московские маркеты гораздо больше подходят для тех, кто имеет потребность в самовыражении и хочет совместить процесс покупки вещей для себя или в подарок с отдыхом в выходной день.
Для многих важно и то, что малый бизнес, участвующий в таких городских мероприятиях, часто поддерживает значимые для общества инициативы: маркеты проводятся в День Города, в поддержку детских домов или в рамках праздников, привлекающих внимание к актуальным проблемам Москвы и общества. Тот же Артель маркет-галерея часто дает скидки участникам с экологически-ориентированной продукцией, а так же стартапам, только начинающим своё дело.
Влияние моды в процессе победного шествия культуры маркетов тоже не стоит недооценивать. Слепо ей следовать, может быть, и не стоит, но если модным становятся добрые традиции и улучшающие качество жизни городские инициативы, то в желании быть модным нам видится только хорошее. В сознании каждого человека посещение городских маркетов связано с определенным типом личности, с конкретным имиджем, который большинством жителей города расценивается как крайне положительный и желаемый. Так маркеты становятся важной частью саморазвития, приобщения к новой городской культуре, отличной от культуры старой, с любимыми, но совсем иными по стилистике сине-желтыми палатками.опубликовано econet.ru
Автор: Александра Костина
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий