Экология жизни: Письма Павла Флоренского из заключения детям - как спутники, запущенные на недосягаемую для конвоя орбиту
Переписка, пусть и подцензурная, была последней надеждой, последним духовным пристанищем для всех, кто был вырван из родной среды. В стране, где почти все население переживало тотальную разлуку, произошел беспримерный в мировой истории взлет эпистолярного жанра. И последней из созданных Павлом Флоренским наук стала наука расставания.
Более физических страданий Флоренский опасался потерять духовную близость с детьми. Он начал думать о возможной разлуке еще в ту пору, когда старшие дети (Василий и Кирилл) были совсем малы, а младших (Ольги, Михаила и Марии-Тинатин) не было на свете. После Февральской революции, хорошо понимая, что это лишь начало катастрофы, 35-летний Флоренский задумывается о духовном завещании детям. Первоначальный его текст он составляет 11 апреля 1917 года, а потом семь (!) раз возвращается к завещанию: в мае и июле 1917-го, июне 1919-го, июне 1920-го, марте 1921-го, августе 1922-го, марте 1923-го.
Он, будто предчувствуя, что его дети рано осиротеют, старается как можно яснее и доступнее выразить свои заветные мысли:
"...Дома, библиотеки, вещей не продавайте, без самой крайней нужды.
...Не ищите власти, богатства, влияния. ...Нам не свойственно все это; в малой же доле оно само придет, - в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить.
...Будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет; не надо благотворительности. Но старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи.
...Не делайте ничего безвкусно, кое-как. Помните, в "кое-как" можно потерять всю жизнь.
...Почаще смотрите на звезды..."
Письма Флоренского детям не только окутывают их нежностью, но и содержат в себе заочные уроки - биологии, математики, литературы, музыки, русского языка, минералогии... Павел Александрович отвечает на вопросы детей, не подстраиваясь под их возраст, - со всей серьезностью. Хорошо помня себя маленьким, он знал, как обидно детям, когда объяснения взрослых идут "мимо вопросов".
Павел Александрович невольно заложил принципы дистанционного обучения (тут уместно вспомнить, что еще в 1922 году, работая в электротехническом институте, он конструирует прибор, явившийся прототипом компьютера). Педагогика Флоренского, лишенная возможности действовать здесь и сейчас, лишенная зрительного, тактильного и слухового контакта, вся сосредоточилась в слове, мысли и образах.
Его эпистолярные уроки младшим детям похожи на увлекательные рассказы о живности Д. Даррелла. Они часто сопровождались рисунками. Можно подумать, что автор этих писем не за колючей проволокой, а в командировке на биостанции.
"Дорогая Тика ... Морские свинки урчат, вроде голубей, но более высокими голосами, а маленькие издают звуки как воробушки; поэтому здесь их и называют воробушками. Вот, все письмо вышло звериное..." (22 февраля 1935).
"Дорогой Мик, сообщаю тебе последние новости о чернобурых лисицах..." (13-14 марта 1935).
"Дорогая Тика, ты возишься с цыплятами, а у нас тут всякие другие ата и ята: крольчата, морские поросята, белые мышата, и наверное, будут котята. Иногда кроликов выпускают из клеток на прогулку. Они скачут по кухне и в коридоре, а я их ловлю, хотя это и не всегда удается. Они большие трусишки. Очень мягкие, мордочки плюшевые..."
"Дорогая Тика, сообщаю тебе самые последние новости. Сегодня у нашей старой, трехцветной, свинки родились детеныши. Обычно их рождается по два. Но на этот раз свинка принесла пятерых..." (23 июня 1935).
"Дорогая Тика, вот распростились с нами и последние чайки, а вместо них прилетели вороны. Говорят, чайчата этого года прилетят уже только через 3 года, очевидно будут воспитываться где-то в теплых странах. Даже чайкам, как видишь, приходится учиться своим чайкиным наукам..." (16 сентября 1935).
Для 15-летнего Миши отец устраивает викторины:
"Дорогой Мик, вот тебе загадка: какая фамилия одного ученого пишется с тремя мягкими знаками? Другой вопрос: какого цвета хлорофилл? Третий вопрос: когда Россия собиралась присоединить к себе Англию? Как-то ко мне обратился с вопросом один (увы!) мой бывший ученик и спросил: "Было два Спинозы, один Барух, другой Бенедикт. Который же из двух был особенно замечателен?" Можешь ответов мне не писать, а скажи их мамочке".
Василий с середины тридцатых годов преподавал на кафедре петрографии осадочных пород Московского нефтяного института, в годы войны был деканом геологоразведочного факультета МНИ им. Губкина.
Кирилл стал одним из основателей сравнительной планетологии (о. Павел, кстати, мечтал заниматься астрофизикой). Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
Ольга стала ботаником, Тина - химиком.
А Михаил - специалистом в области бурения скважин. Это ему в письме жене Павел Флоренский оставил ответы на викторину:
"Загадка Мику разгадывается именем Кьельдаль...
Второй вопрос -... хлорофилл - белый, а зеленый цвет ему придает присутствующий в нем зелен<ый> пигмент.
Третий вопрос: при Иоанне Грозном, который для этой цели сватался к англ<ийской> королеве Елизавете, но получил отказ - на свое счастье, т.к. Елизавета была такая ведьма, что сумела бы доконать даже Иоанна Васильевича Грозного.
Четвертый вопрос: Бенедикт есть латинский перевод еврейского Барух, так что Бенедикт Спиноза и Барух Спиноза есть одно и то же лицо..." (4 июня 1937)
* Священник Павел Флоренский. Все думы - о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933-1937 гг. СПб., "Сатисъ", 2004. "...Пребывает вечно". Составитель - П.В. Флоренский. Тома 1-2. Международный центр Рерихов. М., 2012 г.
Автор:Дмитрий Шеваров
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий