Экология жизни: Знать правила невербального этикета, особенно в деловой среде, не менее важно, чем развивать профессиональные качества. Значение имеет все: одежда, манеры, жесты, привычки.
Современный Генеральный Директор должен уметь производить приятное впечатление на бизнес-партнеров. Знать правила невербального этикета, особенно в деловой среде, не менее важно, чем развивать профессиональные качества.
Значение имеет все: одежда, манеры, жесты, привычки. Кроме того, такого рода знания, в частности «языка тела», позволят Вам не только контролировать себя, но и, наблюдая за поведением партнера, распознавать его мысли и намерения.
Невербальный этикет в деловом общении
Любая встреча начинается с приветствия, и оно должно быть безупречно, поскольку демонстрирует уважение. Всегда вставайте во время приветствия, даже если Вы - женщина. Мужчина, вставая, должен застегнуть пиджак на одну пуговицу. Принято приветствовать сначала женщин, затем мужчин; старших, потом молодых; людей, занимающих более высокое положение, а после этого остальных. Тот, кто заходит в помещение, всегда здоровается с находящимися в нем людьми первым, независимо от занимаемого положения.
Рукопожатием обычно демонстрируют особое расположение к собеседнику, хотя все чаще в деловой сфере рекомендуют использовать рукопожатие в любом случае. Правила невербального этикета говорят, что первым протягивает руку тот, кто занимает более высокое положение; при общении с женщиной инициатором всегда выступает она. Рукопожатие не должно длиться более трех секунд, быть слишком крепким или вялым. Пожимая руку, нужно смотреть человеку в глаза.
Этот ритуал может рассказать о характере человека. Например, если на Ваше рукопожатие человек отвечает двумя руками или же похлопывает второй рукой Вас по плечу, он демонстрирует власть. Если, пожимая Вам руку, человек разговаривает с третьим лицом, он проявляет к Вам равнодушие. Вялое рукопожатие говорит о неуверенном в себе человеке, влажные руки – о том, что собеседник нервничает (см. также: Негласные правила невербального этикета).
Этикет невербального общения с деловыми партнерами или подчиненными подразумевает, что Вы должны подкреплять слова действиями. Собеседник не должен догадаться, что Вы не уверены в себе или сомневаетесь в принятом решении (даже если это так). Необходимо заранее выбрать нужную позу – открытую, без скрещивания рук или ног. Взгляду следует придать уверенности, а контакт с глазами собеседника сделает общение более доверительным.
Меня всегда смущают ситуации, когда на деловой встрече мужчина слишком вальяжно сидит в кресле, закладывает руки за голову, откидывается на спинку. Можно предположить, что человек просто расслабился и принял комфортное для себя положение, но со стороны это выглядит неприлично. Как правило, на таких встречах я инстинктивно принимаю закрытые позы, и конструктивной беседы может не получиться. Поэтому следите за собой. Знайте: за Вами наблюдают и оценивают Ваше внутреннее состояние. Например, если Вы поднимаете плечи, опускаете голову, то это сигнализирует о том, что Вы напряжены, замкнуты, испытываете боязнь поражения или страх. А вот наклон тела в сторону собеседника означает Вашу заинтересованность.
Благоприятное впечатление производит правильная осанка, она характеризует Ваш характер и настрой. Спина должна быть расправлена, голова высоко поднята (но не переусердствуйте, иначе Вы можете показать превосходство над собеседником). Горделивую осанку обычно приписывают королям, боссам крупных корпораций, другим знатным или богатым особам. Хорошая осанка должна выглядеть легкой и естественной, зажатость тут недопустима. Если Вы постоянно сутулитесь, то к Вам будут относиться с недоверием, считая, что Вы общаетесь без интереса, и то, о чем Вы говорите или чем занимаетесь, не вызывает у Вас энтузиазма.
Дружелюбность можно продемонстрировать несколькими способами. Если Вы держите руки на столе ладонями вверх (кисти должны быть расслаблены), это означает для собеседника искренность, открытость. Легкий наклон головы набок показывает, что Вы внимательно слушаете собеседника.
Если Вы не уверены в том, какое впечатление на собеседника производит Ваше предложение, то обратите внимание на такие его жесты:
А если Вы хотите понять, обманывает Вас партнер или говорит искренне, не упустите из виду следующие жесты: собеседник потирает нос (чаще указательным пальцем), ерзает на стуле или часто меняет положение тела, отводит взгляд, его зрачки при беседе сужаются, он часто прикасается ко рту или прикрывает его. Все это показывает: человеку есть что скрывать либо он откровенно лжет.
Привычки
Следует разобраться в своих привычках и избавиться от мешающих в общении. На деловых встречах часто сталкиваешься с тем, что собеседник в ходе разговора, хлюпая, пьет чай и заедает его конфетами. Если человек занимает пост Генерального Директора, такое поведение выглядит странно. Оно простительно разве что для мелкого служащего, дорвавшегося до бесплатного кофе или чая. Допустимо на переговорах попросить стакан воды. Если Вы ожидаете собеседника, Вам должны предложить чашку кофе или чая, однако ее можно выпить, только если собеседник к Вам еще не присоединился.
Некоторые люди имеют привычку во время общения близко подходить к собеседнику. Невербальный этикет предупреждает: это недопустимо. Нужно соблюдать дистанцию – держаться на расстоянии вытянутой руки. Многие любят в ходе беседы что-то крутить в руках либо рисовать на бумаге фигуры. Это говорит о неуверенности в себе, снижении внимания к теме разговора, а также просто раздражает собеседника.
Если Вы курите во время беседы, то, выпуская дым вверх, Вы демонстрируете партнеру, что настроены положительно, а вниз – показываете, что Вы в чем-то подозреваете собеседника.
Важно, чтобы курящие люди не мешали остальным, поэтому обращайте внимание на соответствующие объявления и строго соблюдайте запреты. В общественных местах, включая офисные помещения, нельзя курить в любом случае. В России на переговорах подаются пепельницы и собеседники часто и помногу курят, однако это считается признаком дурного тона. Даже если место и время допускают курение, следует спросить разрешения. Если Вы курите в обществе, принято вначале дать прикурить находящимся рядом; это может делать только мужчина и только стоя (передачу спичек или зажигалки правила этикета не допускают).
Деловая речь предполагает сжатость повествования, точность понятий, грамотность. Уверенность в голосе придаст Вашим словам значимости. Без особой необходимости не следует повышать голос. Принято считать, что, если Вы хотите быть более убедительным, нужно говорить медленно и в низкой тональности. Но при этом сохраняйте естественность.
Негласные правила невербального этикета
В бизнес-сообществе существуют свои условности. К ним можно отнести необходимость быть приверженцем определенных дорогих марок одежды, часов и прочих аксессуаров, автомобилей и мест отдыха. Современному Генеральному Директору нужно заниматься разными видами спорта, например теннисом, верховой ездой или яхтингом. Хорошим тоном считается быть членом какого-нибудь закрытого клуба. Все эти условности позволяют руководителям упрочить статус и сформировать особую среду общения, которая нужна для укрепления бизнеса (она помогает устанавливать новые связи и знакомства и поддерживать существующие).
В мире бизнеса по-прежнему больше приветствуется строгий деловой стиль. Особенно это касается европейских стран. Цвета мужского делового костюма – как правило, черный, серый, синий и коричневый. К последнему цвету, впрочем, не все относятся однозначно. Например, в Германии он довольно распространен, а вот в Англии встречается редко, даже есть поговорка «No brown in town» (Коричневый в городе не носят (англ.)). Черный цвет костюма считается более официальным, предназначенным для торжественных мероприятий.
Если повод формальный, надевают белую рубашку, допускается светло-голубая; в менее формальных ситуациях – белую или любых светлых тонов. Галстук должен быть шелковым, без кричащего рисунка. Цвет галстука к белой рубашке может быть практически любым, кроме слишком яркого, если же рубашка цветная, в цвете галстука должен присутствовать ее цвет. Для женщин правила при подборе одежды не столь строгие, зато от них требуется более аккуратное отношение к цвету и украшениям. Следует быть осторожной с глубиной выреза блузки и длиной юбки.
Стоит запомнить простое правило: носят не более пяти аксессуаров одновременно. К наиболее распространенным аксессуарам относятся украшения, ремень, очки, платки, ручки, кошелек, мобильный телефон, сумка, запонки. Невозможно недооценить значение этих деталей как для мужчины, так и для женщины, поскольку они первыми выдадут Ваш статус. Всегда следите за тем, чтобы аксессуары были дорогие.
Также важны нюансы: например, запах духов должен восприниматься окружающими на расстоянии вытянутой руки; каблуки обуви должны быть аккуратными (нестоптанными).
Что бы мы ни думали о невербальном этикете, уважительное отношение к себе и к окружающим всегда подчеркивается именно соблюдением этих непростых правил, регулирующих Ваше поведение и внешний вид. И пускай меняется время, а с ним условности и правила бизнес-этикета, в моде всегда будут элегантность, воспитанность и красивая русская речь.опубликовано econet.ru
Автор: Лилия Мальцева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий