Подпишись

7 правил выживания сезонного бизнеса

Экология жизни. Бизнес: Осенью горячая пора для многих заканчивается. «Несезон» — не повод складывать руки и жить на летнюю выручку оставшиеся месяцы. Как российские компании с сезонным бизнесом зарабатывают круглый год. Делимся формулой выживания.

Как зарабатывать весь год

Осенью горячая пора для многих заканчивается. «Несезон» — не повод складывать руки и жить на летнюю выручку оставшиеся месяцы. Как российские компании с сезонным бизнесом зарабатывают круглый год. Делимся формулой выживания.
7 правил выживания сезонного бизнеса

Не бойтесь расширять ассортимент

Если продажи одного продукта не приносят денег круглый год, то нет смысла и дальше держаться моноконцепции. Сопутствующие товары и услуги помогут генерировать прибыль вне зависимости от времени года. Не обязательно цепляться за основной продукт, лучше ориентироваться на потребности клиентов — если эти люди заходят к вам за дешёвой едой, может быть, им понравится возможность оплатить кредит в вашем магазине.

В сети медовых лавок Fermer365.ru в 2014 году торговали только мёдом и продуктами пчеловодства, но летом заметили резкое падение спроса. Если зимой мёд покупают для поддержания иммунитета, то, когда жарко, его легко заменить фруктами, овощами и другими сезонными продуктами. В Fermer365.ru сделали ставку на продукцию на основе мёда — соусы, кремы, масла. Но на этом не остановились и стали предлагать покупателям товары для здоровья и фермерскую продукцию, из-за которой и падал спрос на мёд. Сейчас мёд и продукты пчеловодства занимают всего 20% от ассортимента, остальное — фермерские продукты, травяные чаи и сборы, варенье, специи, орехи, сухофрукты, напитки. Именно на напитках Fermer365.ru делает акцент летом. Хорошо идут квас, медовуха, сбитень, лимонады. «Небольшая доля напитков — 5% в общей структуре ассортимента — приносит нам до 40% выручки в летний период. При этом мёд, продукты пчеловодства и медовые муссы приносят нам до 60% среднегодовой выручки, которая за последний год выросла на 35%», — рассказывает о результатах изменения политики продаж управляющий Fermer365.ru Евгений Трифонов.

Не стоит бояться совершенно нетипичных для конкретного бизнеса услуг. В сети «Обувь России» на линейки сопутствующих товаров приходится около 25% розничных продаж, но в компании не хотят останавливаться на постельном белье и одеялах. Сейчас сеть тестирует новый сервис по приёму платежей на кассе — за интернет, кабельное телевидение, кредиты банков и другие услуги. По прогнозам, он может дать дополнительный доход в размере до 10% от оборота торговой точки.

Ищите новую аудиторию за границей и в b2b

Не все клиенты ведут себя одинаково: когда сезон меняется, надо найти, кому ваш продукт пригодится именно сейчас. Самый очевидный вариант — выход на зарубежные рынки. В 2012 году компания KiwiTaxi появилась как сервис по заказу отпускных трансферов в России. Но путешествовать по стране отправляются в основном летом, поэтому осенью, зимой и весной продажи падали. В 2013 году KiwiTaxi стал добавлять новые европейские и азиатские страны, также стал работать в США. Спустя год стало понятно, что ориентироваться лучше не только на россиян. Проект вышел на иностранный рынок и сейчас имеет 15 доменов в других странах. «Компания вышла на круглогодичную прибыль, и уже нет необходимости откладывать средства летом, чтобы пережить зиму», — объясняет контент-маркетолог KiwiTaxi Полина Гладыш. Раньше KiwiTaxi приходилось содержать команду весь год на летнюю прибыль, а на улучшения системы брать займы, но сейчас сезонный бизнес превратился в круглогодичный.

Если выход на новые рынки слишком затратен, стоит приглядеться к сегменту b2b. Сеть медовых лавок Fermer365.ru занялась поиском новых каналов сбыта после расширения ассортимента и в 2015 году стала поставлять сырьё для кулинарий, массажных салонов, бань, салонов красоты. Сейчас у Fermer365.ru около 60 партнёров, позволяющих не зависеть от спроса розничных покупателей в летний сезон.

В b2b могут пригодиться не только товары, но и услуги. На пешеходные экскурсии компании «Экскурс-бюро №1» мало кто рискнёт записываться без гарантии тёплой и солнечной погоды. Как такому бизнесу не простаивать осенью, зимой и в дожди? Выход нашёлся в корпоративных заказах — зимой сотрудникам компаний предлагают погулять один час с согревающим глинтвейном, и желающие находятся даже в –20. Также в несезон «Экскурс-бюро №1» активно сотрудничает с отелями и хостелами. «Вспомните себя в чужой стране, вам всё равно на дождь и холод, если у вас есть пару дней — вы идёте гулять! Поэтому иностранные туристы закаляют наших гидов-сотрудников, которые работают весь год», — говорит совладелец «Экскурс-бюро №1» Юлия Абрамова.

Меняйте восприятие продукта

Иногда продукт не покупают просто потому, что он не позиционируется как круглогодичный. «Трансфер — это не просто такси аэропорт — отель — аэропорт. Люди активно ездят за границу не только в отпуск, но и в командировки, к друзьям, в длительные самостоятельные путешествия. Эти поездки не привязаны к сезону. Поэтому надо было объяснить это потенциальным клиентам», — вспоминает Полина Гладыш. В рамках смены позиционирования KiwiTaxi нарастил автопарк, разделив машины на авто бизнес-класса, премиум-класса, групповые трансферы, а также провёл работу с блогерами. Для этого была внедрена партнёрская программа — блогеры рекомендовали путешествия в несезон или рассказывали, как трансфер можно использовать не только на курортах (за это они получали 50% от комиссии с каждого заказа).

Работайте с клиентской базой

Бизнесу с сезонными всплесками продаж на небольшой период нужно грамотно работать с аудиторией — обычно это компании, товары которых часто покупают в качестве подарков на праздники. Эксперт по продажам в ювелирном ритейле России и стран СНГ Артур Салякаев советует работать с каждым клиентом индивидуально и узнавать значимые для него даты. Например, 42% годовой выручки в ювелирном ритейле делается за одну неделю (28–31 декабря и 6–8 марта), но, если вы узнаете дни рождения или годовщины своих клиентов и их родственников, сможете предлагать им подарки круглый год. «Максимальную конверсию в покупки показывают звонки клиентам – около 7–13%. Рекордных показателей получается добиться, когда мы делаем акцент на повторную покупку. Например, клиент купил кольцо 14 сентября и указал в анкете, что это подарок на день рождения. Через год менеджер звонит и предлагает купить к кольцу серьги на особых условиях», — объясняет Салякаев. Такой рецепт подойдёт для всех бизнесов, продажи которых зависят от праздников.

Также в межсезонье можно продвигать товары для разных групп — в один месяц для молодёжи, в другой для молодожёнов и т. д. Адресные предложения работают лучше.

И наконец, если вашу услугу можно подарить, это хороший способ оставаться на плаву в несезон — внедрите сертификаты, которыми можно пользоваться круглый год. «Мы зарабатываем в несезонное для пеших прогулок время продажей подарочных карт Москва в подарок. Их покупают на Новый год, 8 Марта и 23 Февраля, а также на дни рождения, юбилеи и просто в качестве романтичного подарка. Карты действуют весь год, и гуляют по ним в основном летом, но прибыль с них мы получаем круглогодично», — рассказывает совладелец «Экскурс-бюро №1» Марта Агеева.

Используйте несезонное время для второстепенных задач

Обычно в бизнесе приходится заниматься всем и сразу: и продавать, и искать новых партнёров, и заниматься продвижением, и изобретать оригинальные способы привлечения клиентов. Всё это требует большого штата или ненормированного рабочего графика, если у вас стартап. Но в сезонном бизнесе можно справиться со всем небольшой командой, если грамотно распределить задачи по временам года.

«Холода — самое время заняться тем, до чего летом не доходят руки», — считает гендиректор сети веломагазинов «Велодрайв» Кирилл Остапенко. Для продажи велосипедов активный сезон — лето, поэтому зимой в компании планируют рекламные кампании, прорабатывают предзаказы, оформляют каталоги и развивают интернет-направление. Сеть развивается по франшизе и использует осень для переговоров с потенциальными партнёрами. С декабря по март открываются новые магазины и одновременно идёт подготовка к новому сезону: надо заполнить склад популярными моделями, освободить полки для новых товаров, нанять дополнительных сотрудников для сборки велосипедов. «В общем, и зимой, и летом скучать не приходится. Активная работа проводится круглогодично, просто её направление меняется в зависимости от времени года», — объясняет Остапенко.

Перестройте работу в сезон

Надо подготовиться к активным продажам, чтобы получить от сезона максимум — естественный спрос не поможет прожить на полученную прибыль весь год, если не отработать его на полную. Цветочная компания «Флорист.ру» получает в феврале и марте треть годовой выручки и рекомендует не просто напрячься, а перестроить все внутренние процессы. «Уже сейчас, в августе, мы обзваниваем и приглашаем на дополнительное обучение всех флористов, которые планируют проходить с нами высокий сезон 2016 года. Конкуренция на рынке в этот период серьёзная, и мы не можем платить выше, поэтому договариваемся о сотрудничестве сейчас», — объясняет руководитель пресс-службы Талия Ахметова. На период высокого спроса «Флорист.ру» вырастает в девять раз за счёт временных сотрудников.

Но это не панацея — задачи постоянных сотрудников также надо перераспределить. В цветочной компании финансовая служба превращается в логистов и администраторов салонов, а IT-отдел за несколько месяцев до пика прекращает разрабатывать улучшения системы и сосредотачивается на системном администрировании и устранении ошибок.

Комбинируйте методы

Не выбирайте один способ для выживания в несезонное время — большинство опрошенных «Секретом» компаний совмещают разные методы, чтобы не уходить в минус. Если расширить ассортимент, но забыть о новой аудитории, запаса прочности может не хватить на весь год. Но не надо строить иллюзий по выходу из сезонной кабалы: если кинете силы на несезонное время, но не подготовитесь к горячему периоду заблаговременно, то упустите выгоду.опубликовано econet.ru

Автор: Виктория Чарочкина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание- мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтактеОдноклассниках

 

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное