С вопросом о том, где ребенку спать, все не так просто, как того хотелось бы. В современном западном обществе на эту тему продолжают спорить врачи и исследователи, продолжают звучать и рекомендации против совместного сна.
На то есть хорошие причины. В этой статье я объясню, почему рекомендации педиатров в области совместно сна, например в общей кровати, остаются противоречивыми – и должны таковыми оставаться. Я также расскажу, почему большинство родителей практикует периодический/частичный совместный сон, несмотря на государственные и педиатрические рекомендации воздерживаться от этой практики.
Тут важно принимать во внимание определения. Термин “совместный сон” подразумевает любую ситуацию, при которой родитель или замещающая его фигура (но, как правило, мать) находится достаточно близко к ребенку, чтобы оба могли сразу отреагировать на “сенсорный” сигнал другого. Сон в одной комнате – тоже форма совместного сна, такая форма всегда признается безопасной и протективной. Но дело не в самой общей комнате, дело в том, что происходит между родителем и младенцем. Часто ученые забывают это учитывать. Такая форма совместного сна ничему не противоречит и рекомендуется всеми.
К сожалению, специалисты постоянно путают между собой термины и никогда не ясно, что они имеют в виду под совместным сном в каждой конкретной ситуации – сон в одной комнате, на одной кровати, более опасный совместный сон на диване.. а нужно бы разделять. Совершенно неправильно говорить, например, что “совместный сон опасен”, если речь о том, что ребенок спит в одной комнате с родителями, некоторые исследования говорят о том, что риск смерти среди младенцев в такой ситуации сокращается на половину!
Другая форма – сон в общей кровати, такая форма может быть реализована безопасно, а может представлять опасность, но категоричной оценки не может быть. Что действительно опасно, так это совместный сон на диване или софе, потому что младенцев часто зажимают или прижимают к спинке дивана или прижимают к диванным подушкам лицом, больше риск удушья. Но нужно всегда смотреть на факторы риска. Говорить, что совместный сон опасен, это все равно, что считать, что детей нельзя возить в машине, потому что история знает случаи, когда ребенок не был пристегнут или пострадал от того, что был в машине с пьяным водителем.
Одна из главных причин, почему младенцы регулярно спят в кровати родителей, и почему простые предостережения против этого никогда не будут работать, заключается в том, что совместный сон биологически рационален, чего не сказать об укладывании малыша в другой комнате, особенно при грудном вскармливании.
Если правильно организовать совместный сон, он спасает детям жизни и способствует улучшению здоровья и самочувствия как ребенка, так и матери. Повторю, даже просто присутствие внимательного взрослого в комнате на половину уменьшает риски, связанные с синдромом внезапной смерти во сне (SIDS) или смерти по недосмотру!
В Японии совместный сон и грудное вскармливание приняты в культуре страны за норму, а статистика по SIDS самая низкая в мире. На грудном вскармливании при совместном сне в родительской кровати, младенец получает в два раза больше кормлений и существенно упрощается процесс, что в свою очередь позволяет и маме и ребенку больше и лучше спать. А более частый доступ к материнскому молоку и, соответственно, антителам из молока, уменьшает общую заболеваемость грудничков.
Поскольку ночные кормления прямо в постели удобнее и проще для матерей, такая практика также увеличивает продолжительность грудного вскармливания, обеспечивает ребенку больше месяцев у груди. Что, согласно исследованию доктора Хелен Болл из Даремского университета, сокращает риски развития рака груди у женщин. Натурально, советовать женщинам никогда не спать вместе с ребенком – все равно что советовать людям вообще не есть жиры и углеводы, потому что в избытке они приводят к ожирению и смерти от инфаркта, диабету, раку. Очевидно, что история складывается из многих факторов.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Что касается совместного сна в родительской кровати, нужно знать, что статистически, в странах с наиболее высоким процентом семей, берущих детей спать к себе в кровать, наиболее низкий процент младенческой смертности, включая такие причины как синдром внезамной смерти во сне. Здесь важно разобраться, в каких условиях сон в общей кровати дает бОльшую безопасность, а в каких становистя фактором риска. Похоже, что важны все факторы: кто спит с ребенком, в каких условиях, как организовано пространство, каковы отношения между родителями. Явно это не тот ответ, который бы устроил официальные педиатрические инстанции, но он очевидно находит отклик у родителей и подкрепляется многими колонками цифр в исследованиях.
Недавно Американская Академия Педиатрии (the American Academy of Pediatrics) (AAP), у которых я выступал как экспертный советник в комитете по изучению того самого синдрома внезапной детской смертности (SIDS) издала рекомендацию, что младенцам лучше спать рядом с матерью, в той же комнате, но в отдельной кровати. И хотя я рад этому историческому моменту, меня волнуют последствия рекомендации, из которой как-бы следует ни при каких обстоятельствах не брать ребенка к себе в кровать – и это нечестно, а может быть и аморально по отношению к матерям. Это послание словно говорит: “что бы вы ни делали, ваше спящее тело – смертельная опасность для ребенка, опасность которую ни вы ни он не контролируете”. Если бы это было так, нас людей тут бы вообще не было, некому было бы спорить о рисках. Мы выжили только потому, что матери наших предков спали рядом со своими младенцами и кормили их по ночам!
И я не один так думаю. Идею совместного сна поддерживают такие уважаемые организации как Академия медицины грудного вскармливания, Комитет по грудному вскармливанию США, подразделение по грудному вскармливанию Американской академии педиатрии, Международная Лига Ла Лече, UNICEF и WHO, все они опираются на современные научные данные о том, что помогает мамам и малышам быть здоровыми и что обеспечивает им безопасность.
Но мы также разделяем общее мнение о том, какие факторы угрожают безопасности сна в общей кровати и увеличивают риск удушения – либо от родителя, либо от того, что небезопасно само пространство. Например, младенцу опасно находиться в кровати с нетрезвым взрослым, или взрослым, принимающим лекарства, притупляющие его внимание и сенсорику, со взрослым, который чрезмерно устал. Также в кровати с младенцем нельзя находиться другим маленьким детям. Кроме того, младенцы женщин, куривших во время беременности, имеют более слабый тонус: они не могут также успешно и быстро реагировать, когда у них затрудняется дыхание, так что курившим мамам следует укладывать своих малышей рядом, но в отдельной кроватке.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Мои собственные исследования говорят о том, что младенцы на грудном вскармливании (как и их мамы) развивают бОльшую пространственную чуткость по отношению друг к другу во сне, и это защищает младенца от риска быть задавленным. А вот младенцы, которых кормят из бутылочки, должны спать рядом в отдельной кроватке. Спать на животе, и особенно на мягком матрасе – особенный фактор риска для младенцев, также опасно накрывать им головы одеялом, класть их на подушку или рядом с подушкой. Лучше всего слегка подоткнуть одеяло и затыкать любые щели или провалы между кроватью и стеной, поскольку малыш может провалиться или застрять и быстро задохнуться. На мой взгляд, лучше всего отодвинуть кровать в центр комнаты, чтобы не было никаких щелей вовсе.
Когда я пишу, что поддерживаю совместный сон в родительской кровати (при условии соблюдения принципов безопасности), я опираюсь на знания, полученные в ходе работы по изучению того, как происходит этот совместный сон, что эта практика значит для мам и младенцев и как все это биологически устроено. Например, наши вкусовые рецепторы вознаграждают нас за то, что мы питаемся, и этот принцип безгранично важен для выживания. Также в биологии и психологии процессов совместного сна раскрываются важные психологические и социальные факторы, которые мотивируют матерей на совместный сон с ребенком и объясняют родительскую потребность во сне касаться ребенка и быть с ним рядом.
Из-за того, что в материнском молоке низкое содержание углеводов (природа так распорядилась, потому что пищеварительные органы младенца еще не готовы к другому питанию), так вот, из-за того что углеводов в молоке мало, природой также предусмотрены ночные кормления. Отсюда и тенденция к распространению практики совместного сна. 73% новоиспеченных матерей покидают роддом уже начав кормить грудью, и даже среди тех, кто никогда не собирался брать ребенка к себе в кровать, многие вскоре открывают, насколько это проще и насколько больше удовлетворения и спокойствия приносит эта практика, когда ребенок спит рядом.
Но совместный сон нужен не только для удобства ночных кормлений. Младенцем тоже есть что сказать, с самого начала. И так получается, что их вовсе не впечатляют взывания о том, как это опасно спать рядом с мамой. Наоборот, непобедимая древнейшая, укорененная в нейрологии реакция на запах материнского молока, ее прикосновение и ощущение движение могут полностью погасить импульс плача, одновременно помогая малышу наладить дыхание, температуру тела, усваиваемость калорий, гормональный фон, иммунитет, улучшить насыщаемость кислородом. Коротко говоря, совместный сон (даже на разных кроватях, но рядом друг с другом) обеспечивает позитивные клинические изменения, включая увеличение продолжительности сна, и похоже, делает малышей.. ну да, счастливее. Другими словами, если совместный сон организован безопасно, то он полезен младенцу, и причина тому простая – так было задумано.
Давайте вспомним, что, хотя технология и культура у нас на индустриализованном Западе развиваются бешеными темпами, наши дети все равно рождаются самими нейрологически неразвитыми среди всех детей приматов. На момент родов у человеческих детенышей достаточно развиты только 25% нейронов головного мозга. В этом уникальность людей, и эта особенность могла развиться, биологически, только при постоянном и непрерываемом /продолжительном контакте с матерью: ее тело – единственная “среда”, к которой младенец действительно адаптирован. Даже современные технологии альтернатив еще не разработали.
В отсутствии мамы рядом никакие действия младенца не имеют смысла, также как не имеет смысла его беспомощность, когда мамы рядом нет. Биологически, все приобретает смысл только в свете взаимодействия с ее телом, вот эту биологическую реальность, похоже, игнорируют те, кто выступает против того, чтобы младенцы хоть при каких обстоятельствах спали в маминой кровати, то что принято в таких ситуациях называть совместным сном.
Но именно это, похоже, объясняет, почему даже те родители, которые укладывают малыша в собственную кроватку или колыбель, все равно время от времени чувствуют необходимость взять ребенка к себе – эти наблюдения мы смогли научно подтвердить работой, проведенной в нашей лаборатории совместно сна в Нотр Даме. Если у младенцев есть выбор, похоже, они всегда предпочитают контакт с телом мамы одиночеству. В ответ, матери, похоже более склонны уступать “пожеланиям” своих малышей.
Без сомнения, сон в общей кровати может быть опасным и в таком случае его следует избегать. Но ни один трагический случай смертельного удушья в родительской кровати не доказывает ничего о самой практике, также как более трехсот тысяч случаев смертей младенцев в отдельных кроватках ничего не говорит в общем о фатальной опасности кроваток и том, что их следует избегать любой ценой. Точто также, как можно обезопасить младенческий сон в кроватке/колыбели, также можно и просвящать родителей о том, как сделать безопасным совместный сон в общей кровати.
Мы все еще не знаем, что вызывает синдром внезапной детской смерти. Но к счастью, факторы, увеличивающие риск развития SIDS уже широко известны. Среди них выкладывание младенца перед сном на живот лицом вниз, использование мягких матрасов, курение матери, излишнее укутывание и преграды движению воздуха у лица. В сумме, при совместном сне эти риски больше для более слабых младенцев (например, риск задохнуться, если одеяло, скажем, от движения взрослого, ляжет на лицо и начнет препятствовать дыханию. Но смерть младенца в таких обстоятельствах сама по себе автоматически не означает, что причина – сон в родительской кровати или, еще хуже, что ребенок погиб от удушья. Синдром внезапной детской смерти наблюдается как у детей в родительских кроватях, так и у детей в колыбелях.
Позорно и недозволительно, что главные патологоанатомы штата (как в Индиане, например) рекомендуют остальным патологоанатомам заключать, что причиной смерти в своей кроватке предположительно является синдром, а в кровати родителей – удушение. Преждевременно делая выводы об удушении (против любых других естественных причин), до тщательного анализа фактов и токсикологии, только на основании факта совместного сна, эти инстанции не только мухлюют научными утверждениями, но и виктимизируют несчастных родителей в третий раз.
Первый раз стигмата вины падает на родителей в момент гибели их ребенка, во второй раз это происходит, когда специалисты и врачи дают интервью прессе, и очень часто намекают, что когда младенец умирает в кровати со взрослым, должно быть причина в удушении (или SIDS обусловлен совместным сном). И в третий раз на родителей падает обвинение, когда полиция и медики, не имея еще никаких доказательств, говорят о том, что видимо смерть ребенка можно было предупредить, и что их малыш был бы жив, если бы спал отдельно. Этот вывод опирается не на факты, но только на несправедливые стереотипы о совместном сне.
Ни один патологоанатом или исследователь синдрома SIDS не должен делать выводы об удушении раньше получения обширного токсикологического заключения и изучения места проишествия, анализа информации, полученной от матери и ее соображений о возможных причинах.
Риски младенческой смертности – в колыбелях ли, в родительской кровати, в любом случае увеличиваются в отсутствии доступа к информации о мерах безопасности, или когда общество считает безответственным, если родители выбирают практику совместного сна “на свой страх и риск”, или когда информация в общественных источниках излишне упрощается и доходит до плакатов и листовок в куцей форме послания “просто никогда так не делайте”.
Такие рекомендации искажают смысл истинной функции и биологическую важность таких предпочтений, искажают понимание рисков и того, насколько их можно сократить и сделать эту практику безопасной, а также подобные рекомендации обесценивают сами причины, по которым люди выбирают эту практику в первую очередь.опубликовано econet.ru
Авторы: Джеймс МакКена (James J. McKenna Ph.D) и Эдмунд Джойс (Edmund P. Joyce C.S.C)
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий