Дом

Хасай Алиев: Мир глазами психофизиолога с точки зрения устройства мозга

Широкое озвучание  Национальной Идеи включит ее к действию как по закону цепной реакции, потому что она отвечает главной потребности человека и мира - быть целостными.

И еще потому, что Идея - свежая, никого не критикует, и никогда не была поруганной

Почему возник Игил? И почему Запад и Восток в ожидании смотрят на Россию?

Потому что при большом расслоении жизни людей на бедных и богатых, критерий нормальности человека по критерию «Если ты умный, где твои деньги», разрушает человеческое.

Потому что свободы две, а не одна.

Так устроен мозг, и поэтому так устроен мир. У человека два внимания - внимание  внешнее,  и внимание внутреннее.  Поэтому и свободы две – свобода  внешняя,  и свобода внутренняя.

Свобода внешняя и свобода внутренняя не есть одно и тоже, иначе свободные американцы не создали бы себе целую армию психоаналитиков. 

Например, про мудреца не говорят - западный мудрец, а говорят только - восточный мудрец.  

Потому что критерий ментальности Запада – эффективность, а Востока  – природная целесообразность.               

Данный подход, где устройство мозга человека и мира рассматриваются с точки зрения механизма взаимоотношений «духа и материи» - позволил слепить из общепринятых осколков миропонимания общедоступную целостную картину мира и определить -  в чем именно состоят различия между Западом и Востоком и в чем именно суть уникальности России. 

Смысл жизни человека – в реализации способностей.

И формула счастья до изумления проста – хорошо, когда человек занимается именно своим любимым делом, а ему за это еще и деньги платят, потому что здесь полный баланс между потребностями духовными и материальными.

И человек нуждается как в свободе внешней, так и свободе внутренней. 

Поэтому и возникли  Запад и Восток.

Потому что законы природы, создавшие устройство мозга и мира – едины. 

Тогда как Запад занимался внешним раскрепощением человека, Восток был озабочен его внутренней свободой. Тогда как человек  на западе ищет опору во внешней деятельности, человек востока ищет вселенную в себе.

Запад есть Запад, а Восток есть Восток, сказал Киплинг, и им никогда не сойтись

А душа русского человека, сказал Достоевский, открыта всему миру.  

Какую свободу олицетворяет, например,  Статуя свободы?

Внимание американцев направлено вовне, поэтому они и создали демократическое общество. Внутренний контакт с самими собой они делегировали этому обществу. Демократическое общество вырабатывает для них нормы, американцы пользуются этими нормами и считают себя при этом свободными. Доминанта внешней социальной защищенности ограничила способности американца к внутренней самозащите, к простоте естественного душевного общения, создавая, поэтому проблемы влияния моды, одиночества, стимулируя, поэтому желание выговориться психиатру. Получил, например, американец тяжелое письмо и расстроился. Идет по всякому случаю к своему психиатру и спрашивает, нормально ли это, что он расстроился. — Тяжелое письмо? — спрашивает психиатр. И говорит, что раз письмо тяжелое, то это нормально. Раз это нормально, думает американец, значит — «О’кей!» И этим успокаивается.

В условиях «разрыва» человека с самим собой общество само напоминает ему о необходимости прислушаться к себе. Так, к примеру, американец спрашивает американца: «Ты как?» Тот отвечает: «Нормально!» И новый вопрос: «Ты уверен в этом?» В этом «Ты уверен?» — стимул прислушаться к себе.

Но общество, в котором не только правовые гражданские, но и нравственно-этические проблемы и даже половые отношения  решаются через доминанту внешних свобод, этот перекос породил, например, однополые браки, потому что не учтены  духовные ценности. 

Лев Толстой говорил, что смысл жизни человека на земле в продолжении жизни на земле.

Это именно свобода, а не воля, не Воля, как свойственно понимать свободу для людей в России. С помощью «внешних» законов американское общество пытается решать и «чисто» человеческие проблемы. Так, например, в Канаде дети «по закону» могут «настучать» на собственных родителей (их об этом инструктируют в школах). Мамы и папы отчуждаются от собственных детей, между ними — общество. В России, например, не понять, как это нельзя поругать или нашлепать собственного ребенка, если он не хочет идти спать, и дети понимают, что мамы могут делать это не со зла. Впрочем, это зависит и от мам, теперь такой стресс в России...

Россия – между Западом и  Востоком - в вечном качании доминанты между внешними и внутренними формами свободы в постоянном поиске баланса между духовными и материальными ценностями.

И  поэтому переписывает свою историю каждый раз заново.

Национальная Идея стране нужна, потому что в ней – Стратегия.

Потому что в длительной неопределенности человек перенапряжен, мобилизован, как солдат на фронте, готовый ко всему. Стресс вызывает  истощение, болезни, сокращение сроков жизни.

ОПЫТ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВХОДИТ В НЕЕ ПОКА МЕХАНИЧЕСКИ: внешнее освобождение происходит по западным образцам, а дефицит внутренней культуры интенсивно заполняется элементами духовных традиций Востока, превращаясь при этом в мистику и оккультизм.

Потому, что при механическом переносе культуры забывается, что внимание Запада направлено  вовне, а Востока направлено «внутрь», и многие категории мышления следует понимать для лиц иной ментальности иносказательно.

МЕНТАЛИТЕТ ЛЮДЕЙ ПРИ ЭТОМ МЕХАНИЧЕСКОМ ПЕРЕНЯТИИ КУЛЬТУР РАЗДВАИВАЕТСЯ:

часть из них превращается в так называемых бизнесменов, а другая — в так называемых экстрасенсов.

Раздвоение личности людей создает условия для коррупции, зарабатывания денег (универсальный язык внешней свободы) без морали. Поэтому основной стресс в России происходит не из-за быстрых перемен или потому,  что денег не хватает, а потому что не сбалансированы пока  духовные и материальные  ценности.

Родители при этом не знают, на какие качества ориентироваться при воспитании своих  детей,  потому что воспитывать хорошего честного человека боязно, в условиях переходного кризиса ему выжить трудно, а против выращивания жесткого циничного «бизнесмена» протестует нормальный родительский инстинкт.

Рерих и Бердяев говорили об уникальности России между Западом и Востоком, о ее большом потенциале,  и теперь, в 21 веке -  веке мировых катастроф, войн и смартфонов, в наш информационный век объединяющего мир интернета, уже мы можем осознать и сформулировать   недостающее звено – Национальную Идею, как Стратегию, объединяющую людей.

Реализация этой Стратегии остро востребована в сроки, диктуемые современной необходимостью.  

Потому что, мы говорим - страна встает с колен! У нас свой путь!

А в чем состоит этот  путь,  и в чем состоит именно уникальность России, никто пока толком сказать не может.

Сегодня,  при  разрушенной двуполярности  (США - СССР), происходит монополярная глобализация  западных свобод, и против этого протестует Восток. В мире и в стране нарастают кризисы, вспыхивают войны. 

Запад и Восток - это две ментальности, две культуры -  две свободы. Свобода, где первичны материальные ценности, и свобода – где первичны духовные ценности.  

Россия стремится к  Диалогу.

Вертикаль в России,  укрепившая  страну, требует обновления, включения механизма обратной связи с обществом.  В условиях  кризисов и угроз требуется усовершенствование для согласования международных отношений, для Диалога между Россией, Западом и Востоком. Потому что Вертикаль - таже монополярность в рамках одной страны. Сегодня, в век интернета и накопленного в мире запаса ядерных зарядов и развивающихся миграций, глобальных террористических угроз - это единственный способ урегулирования противостояний и конфликтов – согласования первопричинных  источников конфликтов – свобод Запада и свобод Востока.  

Потому что уникальность России не в ракетах и нефти, это есть везде.

Уникальность России в том, что извечный дух российской ностальгии быть мессией в человечестве, сегодня становится осознанным и формулируемым в Национальную идею как Стратегию процветания и международного содружества. 

Потому что уникальность России в том,  что именно Россия  способна создать баланс между духовными и материальными ценностями, потому что только в  многонациональной России  способны понимать ментальную культуру и Запада и Востока. 

В России могут объяснить, что это перевес внешних свобод создал конфликт с карикатуристами в Париже. Потому что в самой французской декларации прав ЧЕЛОВЕКА, ПОВТОРЯЮЩЕЙ АМЕРИКАНСКУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ И СВОБОД,  НАПИСАНО, ЧТО СВОБОДЫ ОДНИХ КОНЧАЮТСЯ ТАМ, ГДЕ ОНИ ВРЕДЯТ ДРУГИМ.

Именно Россия способна объяснить, что «свободой слова», именно в данном конкретном случае, произошло попирание идеалов и святынь, и этим самым нанесен вред части человечества, для которых эти идеалы являются непоколебимыми  основами жизни.     

Россия может выступить с ролью согласующего звена между ментальностями культур Запада и Востока, - регулятора межкультурных напряжений, получая за это международное обеспечение, слезая с нефтяной иглы.   

Создание в Москве Всемирного Международного культурного нравственно-этического Форума или «Комитета психологической безопасности народов мира», согласно данной Национальной Идее, по примеру Суда по правам человека в Гааге, сократит кризисы и войны, снижая напряженность у человечества.

Потому что в нем действует международная экспертиза и дается всемирная оценка подобными конфликтам. В дискуссиях выдающихся, известных в мире философов, историков, режиссеров, писателей,  журналистов, разрешаются проблемы на глазах всего человечества.

Это интересно и важно, как и Олимпийские Игры, на заре которых прекращались войны. Это первые яркие признаки оздоровления человечества, стремящегося быть целостным.   

Человечество выйдет на новую стадию своего развития именно в поисках баланса между вечными духовными и временными материальными ценностями.

Для этого нужно понять, что такое духовные ценности.

Кто коротко и ясно ответит на этот вопрос? Ведь это не религии. Это лежащие  в их основе жизнесберегающие принципы.  

Это легче понять , если посмотреть на планету сверху. На Земле живут вместе миллиарды людей, и каждый со своими вкусами, характером, взглядами на жизнь. Каким образом это множество самых различных людей может выжить и развиваться, именно как люди?  

Если вдуматься, то духовные ценности, исходят из принципов кибернетики - науки управления. Это называется принципами обратной связи. Духовные ценности это неизменные (вечные) ценности, наработанная тысячелетиями ментальная культура, содержащие принципы природной целесообразности, настроенные на выживание человека как человека, и человечества.

Это такие качества и понятия, которые сохраняют жизнь как явление, принципы и понятия, воспитывающие и развивающие в человеке чувство бесценности живого, чувство сопереживания, чувство чужой боли, локоть товарища, что называется в целом – любовь к ближнему. То, что называется «святое» для человека – это знания, правила, понимания, способности для коммуникации,  для сосуществования самых разных людей и сохранения жизни на земле. 

Эти простые истины – ядро любой религии, если освободить их от форм донесения и ритуалов. Все религии возникли на Востоке. Их глубинная суть – в развитии в человеческом существе - человека. В гражданском обществе  эти правила и принципы трансформированы в  моральные, нравственные, этические кодексы. 

Толстой говорил, что внутренним компасом для руководства во многообразии жизни, является совесть.

Великие философы Запада и Востока потому и считаются великими, что мыслят общечеловеческими категориями, и для Запада, и Востока. Кант, например, выразил идею единства природы - «звезды над нами и нравственный закон внутри нас».  

 ПЕРВЫЙ ШАГ.

Оглянемся на истоки.

Библия начинается со слов «Решил бог создать человека по своему образу и подобию». Бога никто не видел, значит, не по внешнему образу, а по сути. В этой главной библейской метафоре выражен многовековой опыт  наблюдений за отличительной сущностью природы человека. Человек по своей природе – творец, созидатель.

Заставь его не любить,  и не сможешь, заставь его не творить, и не сможешь. Стало быть - Бог в человеке -  это творчество, бог создал человека как творца.

Творческий подход – это поиск наиболее простого решения, через призму общечеловеческих ценностей, дающий максимальный результат. 

Поэтому, во фразе, что труд сделал из обезьяны человека, следует помнить, что это –  свободный, поисковый, то есть осмысленный, иначе говоря  – творческий труд, тогда как тупой, бессмысленный и механический труд может наоборот сделать из человека - обезьяну. 

Поэтому, для процветания страны необходимо укрепление законодательной базы, защищающей в человеке творца.

Российский классик писал -  не будете ценить собственных достижений, завтра будете просить у чужого окна. 

Законы о благотворительности, меценатстве,   интеллектуальной собственности, и другие, которые вроде есть, но, приглядеться внимательнее, их вроде и нет. И тогда начнут интенсивно развиваться новые технологии. Вернутся и те, кто уехал туда, где творец в человеке более защищен. И все в стране и в мире сразу увидят, что начались привлекательные для жизни и развития перемены.

Это важно, потому что именно творчество людей –  самый главный ресурс страны, защитив человека - творца, страна обеспечивает себе гарантированный прогресс.  

ВТОРОЙ ШАГ

Широкое озвучание Национальной идеи.

Четко выраженная мысль – уже есть Предложение, а «идея становится силой, когда овладевает массами».

Людьми и обществом управляет миропонимание, но не деньги, или оружие. 

А кризисы и войны, может быть и очищают, как думают отдельные философы, но это экстенсивный путь.

Лев Толстой писал, что война противоестественна природе человека

Эти два принципа касаются и мира в целом, и человека в частности: принцип достижения цели через согласование деятельности и текущего (внутреннего) состояния и принцип достижения цели через насилие над собой. 

Например, в беге, после нарастания противоречий и преодоления наивысшей точки напряжения бегун испытывает облегчение – "второе дыхание". Но этот экстенсивный путь - чреват непрогнозируемыми потерями.

Есть естественный, интенсивный путь развития - опытный бегун, марафонец, знает, что главное – найти ритм, и бежит легко, без риска  разрушения.

Потому что здесь происходит согласование состояния человека и его деятельности, иными словами - духа и материи. 

ТРЕТИЙ ШАГ

Каждая  эра начинается с освоения новых форм энергии.

21 век - век стрессов, и человек может научиться использовать энергию стресса в собственных интересах.

Стресс – это неисчерпаемый возобновляемый источник энергии.

Это стало возможным с помощью современных образовательных технологий с использованием революционных техник в области психофизиологической саморегуляции человека. 

Потому что Человек – это единое духовно-физическое существо и всякий раз, когда он в поиске решения, он напряжен, потому что напряжение  необходимо для включения ресурсов и согласования психических и физиологических процессов, без которого невозможна целостность. 

Источник мудрости – в равновесии. Когда человек в равновесии, им руководит разум и чувство гармонии, когда зажат – страх, комплексы, стереотипы…и чужие советы.    

Константин Станиславский и Михаил Чехов учили снимать нервно-мышечные зажимы у актеров на сцене. Потому что это - блоки сознания. Современный общедоступный российский Синхрометод Ключ позволяет учить человека способности сохранять ясность ума и уверенность в себе в самых различных ситуациях, обучая способности к раскрепощению, мобилизации, расслаблению в сотни раз быстрее. Это избавляет от множества бед.

Этому нулевому уроку нужно учить со школы и во всей системе подготовки кадров любого направления и уровня.

Здесь – новая парадигма направления внимания. Например, во время физкультуры внимание человека должно быть направлено не на тело и качество упражнений, а на решение актуальных  задач и проблем. Потому что именно в этих условиях происходит синхронизация действий с его текущим индивидуальным состоянием, вызывающая  согласование психических и физиологических процессов, то есть целостность души и тела.

Это механизм, присущий и любимой работе, улучшает здоровье и помогает более эффективно решать проблемы.      

Потому что любимую работу поддерживают таланты и способности, здесь действия соответствуют состоянию. Но в обычной жизни, особенно в ответственной ситуации – человек зажат. Потому что зажатость - это перенапряжение, стресс, вызванный страхом за ошибку.

Стресс возникает тогда, когда Творец встречается с Неизвестностью. Напряжение поиска решения в условиях ограниченного времени иногда выше, чем нужно. Бывает, сердце внезапно схватило, или завтра - экзамен, переговоры, соревнования, а может - ребенок неожиданно задерживается из школы,  любимая ушла… Стресс – это как зависание в компьютере. Фиксация внимания на возможном негативном исходе ситуации направляет энергию напряжения на его реализацию.

Все дело в направлении энергии.

В творческой работе стресс снимается благодаря тому, что при поиске решений энергия напряжения задействует механизмы мозга на высшем уровне – на уровне высших человеческих ценностей. Великие художники, писатели, поэты, композиторы, ученые потому и великие, что, например, из личной трагедии могли сделать произведение. Научившись использованию энергии стресса, большинство людей обретает эту возможность.  

Спортсмен мобилизуется перед рекордом. И человек напрягается, получая стресс в ледяной проруби. Но, ожидая эффекта закаливания – закаливается, а ожидая простуду - начинает болеть.

Синхрометод Ключ – регулятор направления энергии за счет синхронизации состояния и действий. То есть, «соединяя в себе Запад и Восток», человек способен использовать энергию стресса в собственных целях, как и Россия, примирив и объединив человечество, обретёт новые великие силы в гармонии мира!  опубликовано econet.ru

 

Автор: Хасай Алиев, автор Синхрометода Ключ, Заслуженный врач Республики Дагестан, ведущий научный сотрудник ИМАШ РАН,  Генеральный директор московского негосударственного образовательного учреждения «Центр защита от стресса», писатель-автор книг, изданных на разных языках мира, член Союза художников России.

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтактеОдноклассниках

Источник: https://econet.ru/

Комментарии (Всего: 5)
    • Noavatar
      0 / 0

      Простите за словесную эквилибристику...просто за ней врожденная избыточная дентритизация нейронов и вследствии этого-смысловая эквилибристика...,которую я считаю предверием шизофрении...если,конечно эта пресловутая дентритизация не наполнена РЕАЛЬНОЙ информацией,а не домыслами...! С уважением... p.s. кстати, читал ваши мысли аж с ...не помню точно,но точно с начала восьмидесятых...и признаюсь ВАМ испытал...УЗНАВАНИЕ..по другому не могу сформулировать..как будто я это знал,но забыл и тут с Вашей помощью ВСПОМНИЛ!!!

      Ответить
    • Noavatar
      0 / 0

      Все дело в направлении энергии. Абсолютно!!!...осмелюсь добавить-ОСОЗНАННОМ направлении энергии...

      Ответить
    • Noavatar
      0 / 0

      Национальная Идея стране нужна, потому что в ней – Стратегия. Конечно!!! "Когда идея овладевает массами-она становится СИЛОЙ"-помните,чьи слова!?

      Ответить
    • Noavatar
      0 / 0

      Смысл жизни человека – в реализации способностей. Абсолютно с Вами согласен! Но обобщения,касаемые живых систем...думаю ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ совершенно неинтересны смыслы,которыми озабочен человек... Смысл жизни- в реализации способностей-это один из смыслов и только для ограниченной группы,которая тоже выполняет одну из функций...

      Ответить
    • Noavatar
      0 / 0

      Широкое озвучание Национальной Идеи включит ее к действию как по закону цепной реакции, потому что она отвечает главной потребности человека и мира - быть целостными. ИДЕЯ правильная и вовремя...но слово НАЦИОНАЛЬНАЯ-неуместно...на мой взгляд. Как бы ни была хороша и уместна идея-если она НАЦИОНАЛЬНАЯ то запустит движение по кругу...по ИЗВЕСТНОМУ кругу.Думаю,что если ИДЕЯ апелирует к нации то у НЕЕ (у ее верхушки) возникает соблазн...!!! ...фактов из истории предостаточно!...а если рассмотреть вопрос на НАДНАЦИОНАЛЬНОМ уровне...это совсем другая ИДЕЯ,хотя не менее актуальная...как вы думаете!?

      Ответить

    Добавить комментарий

    Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей. Карл Густав Юнг
    Что-то интересное
      Больше материалов
      Больше материалов