Экология познания. Дети: Давайте отделим мух от котлет. Часто мы считаем, что поведение – это и есть ребенок. То есть он становится у нас капризным, упрямым, неуправляемым. Хотя на самом деле он просто ведет себя определенным образом. Например, не всегда слушается. Иногда слушается не сразу. Иногда настаивает на своем – и часто в неудобном для родителей месте. Иногда он кричит, когда хотелось бы тишины. Иногда он требует слишком много внимания. И так далее.
Давайте отделим мух от котлет. Часто мы считаем, что поведение – это и есть ребенок. То есть он становится у нас капризным, упрямым, неуправляемым. Хотя на самом деле он просто ведет себя определенным образом. Например, не всегда слушается. Иногда слушается не сразу. Иногда настаивает на своем – и часто в неудобном для родителей месте. Иногда он кричит, когда хотелось бы тишины. Иногда он требует слишком много внимания. И так далее.
Но мы считаем, что это и есть наш ребенок. Что он такой. Избалованный, наглый, упрямый. Что нужно было бы его ремнем. Или что не нужно было покупать ему видеоигры. А если вспомним свое детство, то тут станет еще понятнее:
Частая позиция родителей: «ребенок плохой». Не плохо себя ведет, а плохой. Не такой. Неудобный. Даже те родители, которые все это понимают и знают, все равно ловят себя на какой-нибудь очередной фразе во время происшествия: «откуда у тебя руки растут?» или «в кого ты такой уродился?».
В чем причина? Родителям просто не дается знание о поведении, о том как его менять, в чем его причины и как на него влиять. И о том, как на него реагировать.
Сейчас же есть целая наука о поведении – поведенческий анализ. Особенно актуален он для особых детей, где проблем с поведением больше. Там, где с обычным ребенком можно договориться, особый часто ведет себя одинаковым образом и не реагирует на уговоры.
Но с обычными детьми он тоже применим. И еще как. Результат можно получить гораздо быстрее, увидеть эффективность метода.
Давайте вкратце суть. Мы только начали осваивать его азы, применять к детям. Больше внимания, конечно, уделяем поведению старшего, и обучение именно в этом контексте. Потому как его сложнее понять, увидеть связи и изменить. Но за месяц с небольшим мы уже увидели результаты. Делюсь важными пониманиями для себя.
Основные (по моему мнению) моменты
1. Отделяем ребенка от поведения
Это не ребенок неуправляемый, это его поведение. И чем конкретнее мы для себя опишем, что значит «неуправляемый», тем проще дальше что-то с этим делать. Например, на улице не слушается – значит, с первого раза никогда не реагирует, с площадок уходит всегда с боем, убегает и так далее.
Не упрямый и своевольный, а имеющий свое мнение во многих вопросах – что носить, что есть, куда идти, чем заниматься. Имеющий свои желания и ярко их отстаивающий. Это уже поведение, более менее понятное. А «упрямый» и «неуправляемый» — это как ярлык, диагноз и на всю жизнь. Так ведь мы и привыкаем считать себя неумехами, неряхами и некрасивыми.
2. Поведение – это симптом.
Поведение ребенка – это его способ выразить себя. И проблемное поведение помогает понять, где и в чем проблема.
Хотя часто связь бывает непрямой. Например, ребенок может быть непослушным по разным причинам. Например, у ребенка нет привязанности к родителям – это отдельная тема, хорошо описанная в книге Гордона Ньюфелда «Не упустите своих детей». Или ребенок привык получать внимание от родителей во время своего непослушания определенным образом – физический контакт, выполнение желаний.
Важно понять, о чем говорит наш симптом, где наши отношения с ребенком больны. Где и чего мы друг другу не даем или даем слишком много. Одно из упражнений курса занятий было, например, отследить, сколько раз в день мы радостно и с энтузиазмом говорим ребенку «Да!». То есть не просто строим с ним и рисуем, а соглашаемся с этим с горящими глазами. Потому как горячее «Нет» мы в день произносим десятки раз. Для меня было грустно понимать, что мое «Да» детям обычно сухое и формальное.
3. У каждого поведения есть своя цель.
Когда-то ребенок привлекает внимание, когда-то он избегает каких-то действий, когда-то он добивается желаемого (новую игрушку). И так далее.
Например, бывает такая ситуация, когда мама много работает, и ребенок недополучает внимания. Но и дома после работы мама не способна на игры. Она лежит и просит ее не трогать. И часто она может позволить ребенку делать все, что угодно, лишь бы ее не трогали. Но когда в дом приходят гости, все меняется. У мамы так же нет сил на ребенка, но ей уже не все равно, что происходит вокруг.
Ребенок это видит, понимает и пользуется. Начинает канючить, нести все свои садиковские поделки. Пока есть такой шанс, что их заметят. Или капризничает, мешает общаться, лезет на колени. Потому как в этот момент маме придется уделить ему внимание. В позитивной ли форме – улыбаясь и общаясь с ним. Или в негативной – наказав, наругав за то, что мешает. В любом случае не останется равнодушной.
Когда мы видим, в чем цель поведения, мы можем достигать этой цели иначе.
Уделять ребенку больше внимания – особенно перед приходом гостей. Предупреждать развитие конфликта и истерики.
4. Осознаем проблемное поведение.
Важно понять, что именно для вас проблема. Ребенок может много чего делать, но что-то вас особо изматывает, раздражает, удручает. Здесь опять же – важно понять очень конкретно – в каких ситуациях и что именно ребенок делает. Максимально конкретно. Например, не хочет выходить из дома на прогулку – убегает, не одевается, не дает одевать себя, плачет, кричит. Или в случаях, когда у него отбирают – или хотят отобрать – игрушку – набрасывается с кулаками – щипается, кусается и так далее.
Поведение важно описывать максимально конкретно. Для того, чтобы самим лучше понимать. И для того чтобы видеть прогресс. Если ребенок, который за игрушки всегда кусался и щипался, вдруг перестает кусаться – это уже прогресс. Хотя проблема сохраняется – он все еще дерется и щипается. Но зато уже понятно, что дорога выбрана верная.
5. Наблюдаем за этим поведением.
Это самое интересное. Наши педагоги рассказали историю об одной учительнице. Ее не слушались дети. Она так считала. И специалист, к которому она обратилась, предложил ей такой способ наблюдений. Положить в один карман спички. И если дети не выполнили ее просьбу – спичку сломать. А если выполнили – переложить ее в другой карман.
Прошло некоторое время, и учительница подвела итоги. Сломанных спичек было всего несколько штук. И очень много просьб оказались исполненными. Не сразу. Часто дети делали то, о чем их просили через какое-то время. А учительница не раздражалась, как раньше, она была в позиции наблюдателя – ей важно было понять, что делать со спичкой.
Точно также получилось у нас. На занятиях нам дали форму для заполнения. Каждый раз, когда происходит поведение, нужно записать подробности. Сколько длилось, что конкретно происходило, кто присутствовал. И вместо того, чтобы раздражаться или возмущаться, мы заняты тем, что засекаем время, записываем детали.
Наблюдаем. И какие-то проблемные вещи уходят сами. Приходит понимание, где и в чем причина. Потому как находясь внутри, вы этого точно не узнаете и не поймете.
А главное – некогда орать, ругаться, не зашкаливают эмоции. Держишь в голове – что записать? Сколько минут прошло? Что я говорила? Что он делал? Не успеваешь оглянуться – и поведение закончилось. Раньше мне казалось, что сбор старшего ребенка на улицу – это час, не меньше. Оказалось – 15 минут максимум. Да, иногда это такие 15 минут, что почти как час.
6. Строим гипотезы
Когда у Вас есть табличка наблюдений – она может быть и в свободной форме - Вы можете увидеть закономерности. Например, несколько лет назад мы обнаружили, что в новолуние и полнолуние наш старший сын не может себя контролировать, ему часто становилось плохо по ночам, он плохо спал и много капризничал. Мы снизили нагрузку на него в эти дни, старались провести этот день на природе – и симптомы ушли. Потому что мы увидели закономерность.
Или же Вы видите, что по утрам Ваш ребенок занимается отлично, у него много сил, ему нравится. А вечером он ни на чем не может сосредоточиться. Тогда Вы все занятия формируете для него в утреннее время, оставив вечер спокойным играм.
Или же Вы видите, что перед тем, как идти в магазин, нужно ребенка плотно и вкусно покормить, тогда проще проходит борьба со сладостями и капризами. То есть чем голоднее ребенок, тем больше капризов. Убираем голод – решается проблема с поведением.
Мы, например, старшего сына стараемся хорошенько почесать до выхода из дома и после возвращения. Собирая его в кучку, после огромного количества впечатлений.
Вы можете обнаружить, что он боится определенных людей, звуков, ощущений, мест. Или что на него сильно влияют ваши эмоции (это во всех случаях так, даже без наблюдений) .
7. Часто поведение ребенка – зеркало ваших эмоций.
Например, папа и мама поссорились. И ребенок может капризничать, ломать все, проявлять агрессию. Агрессию, которую не могут проявить родители по этическим соображениям, например. Когда Вы напряжены, ребенок тоже напряжен. Чем более расслаблены Вы – тем спокойнее он.
Чем увереннее и спокойнее вы отказываете ему в магазине, тем проще ему принять отказ. Если же Вы сразу как пружина, и очень боитесь его концерта – истерика вам обеспечена. Он это чувствует – и как такая же пружинка выстреливает. Не столько из-за игрушки, сколько из-за вашего внутреннего напряжения.
8. Увидеть особенности и потребности ребенка
Например, мы обнаружили, что старшему сыну нужно давать больше времени. Но не на сборы, одевается он быстро. А на то, чтобы он решился собраться. Дать ему паузу, подождать. Иногда – дать возможность выбора.
Еще важным моментом – особенно для особых деток – может стать визуальная подсказка. Показать фотографии места, куда мы едем и зачем. Потому как это нам понятно, что такое парк или площадка. А у него ассоциации могут быть другие. Какой конкретно парк? Большой, где много уток и мостиков? Или маленький в центре города, где детей больше чем деревьев? Согласитесь, это большая разница.
Опять же про особенности – узнав от Руслана Нарушевича информацию о лунных знаках, мы стали применять это к детям. Потому как большая часть их потребностей уже кем-то изучена за много тысяч лет до нас. А мы просто видим, как это работает. Как оборотной стороной артистичности и эмоциональности Матвея является его же ранимость и чувствительность, привязанность к маме. Однажды он был на площадке рядом с кафе, играл с мальчиком. А когда мальчик ушел с мамой, наш сын забеспокоился, начал нас искать, но совсем не в кафе. Он стал искать нас там, откуда пришла мама мальчика. И долго плакал потом оттого что потерял свою маму.
Данилка же у нас король. И для того, чтобы он что-то сделал, очень важно, чтобы он сам так решил. Чтобы он сам захотел, позволил. Если вывести его из дома и не договориться, то даже самый любимый парк будет отвергнут. При всей его любви к морю он не станет плавать и копать в песке, если с ним не договорились об этом.
Ребенок — личность. Даже в два года, в три, у него есть свое мнение, свои особенности.
Он с ними рождается, и чем раньше мы сможем их понять и принять, тем проще нам будет жить вместе и помогать друг другу становиться лучше. Дети – это тренинг личностного роста длиною в жизнь. И когда их больше одного – можно заметить, что они все рождаются уже такими. Такими, какими они потом и будут. Уже во время беременности и в момент появления на свет, ребенок показывает свои особенности и потребности. Когда наши ожидания не заслоняют для нас самого ребенка – такое часто бывает, когда детей много – мы можем почувствовать, понять и принять. И успокоиться.
И на самом деле, если ребенка принимать таким, какой он есть и не переделывать, а помогать ему расти, проблем с поведением будет меньше. Поведение – это ведь просто симптом. У которого есть цель – быть любимым, замеченным, понятым. Почти любая цель так или иначе сводится к этому. опубликовано econet.ru
Автор: Ольга Валяева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий