На тему психологических границ личности написано много, но, тем не менее, она продолжает сохранять свою актуальность. Не смотря на обилие информации огромное количество людей по-прежнему либо страдают от того, что их границы безжалостно нарушаются, либо от того, что получают жесткий отпор за вторжение в чужие.
Они настойчиво ищут «своего» человека, который либо позволит хозяйничать на своей территории, либо оккупирует их психологическое пространство. Даже если усилия увенчиваются «успехом», то их результатом становятся зависимые дисгармоничные отношения.
Еще раз вспомним о том, что представляют из себя психологические границы личности. Это понятие включает в себя субъективное представление человека о себе и своем месте в мире, его истинные цели, потребности и желания и уникальный стиль взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Осознавать свои психологические границы, защищать их и уважать чужие человек учится с первых лет жизни в родительской семье. От того насколько успешно произойдет этот процесс зависит качество его дальнейшей жизни и взаимоотношений с окружающими.
Нарушение психологических границ – это некое воздействие на человека, имеющее своей целью поменять его представление о себе, навязать ему чужие принципы и взгляды на жизнь, цели и способы их достижения.
Обычно человек испытывает неприятные ощущения, когда его психологические границы нарушают. У кого-то этот порог чувствительности очень низкий и он моментально дает отпор на любую попытку вторжения. Но вступая в близкие отношения, мы допускаем соприкосновение своей психологической территории с психологической территорией другого. При чрезмерной жесткости психологических границ сделать этого невозможно. А у кого-то наоборот порог чувствительности чрезмерно повышен. Такой человек может не реагировать даже на откровенное нарушение своей территории. Это приводит к тому, что окружающие часто используют его в своих целях.
Далее выделим в развитии человека важные этапы для формирования психологических границ:
до 1 года понятие психологических границ отсутствует, младенец находится в симбиотическом слиянии с матерью.
от 1 до 3 лет возникают первые личные желания. Они в основном относятся к познанию и освоению мира вокруг. Нарушения в формировании психологических границ могут быть вызваны гиперопекой и чрезмерным контролем, который подавляет инициативу и самостоятельность ребенка. Это может стать предпосылкой для развития невроза.
-от 3 до 6 лет увеличивается интерес к познанию окружающей среды и собственных возможностей. Ребенок начинает осваивать свои границы и стремится расширять их территорию. К нарушениям этого процесса приводит недостаточная эмоциональная поддержка родителей и их стремление ограничить его самостоятельность. Это может стать причиной того, что у ребенка просто не сформируется представление о психологических границах. В будущем он не сможет ни защищать свои, ни уважать чужие. Что повлечет за собой проблемы во взаимоотношениях с социумом. Такому человеку станет чрезвычайно сложно отстаивать свои интересы, а окружающие будут с легкостью навязывать ему свое мнение. Он сам того не замечая начнет вторгаться на чужую психологическую территорию и получать за это отпор. В крайнем варианте у него возникнут сложности с пониманием того какой он и каковы его истинные потребности и желания. Именно на этой стадии создаются предпосылки склонности к построению всех форм зависимых отношений. В отдельных случаях человек наоборот формирует слишком жесткие границы, которые ведут к одиночеству и изоляции.
от 6 до 11 лет психологические границы становятся шире и приобретают четкие очертания. Ребенок начинает активнее взаимодействовать со сверстниками, у него могут появиться свои секреты. Увеличивается потребность в приобретении новых знаний и умений, проявляются личные склонности и интересы. Если на этом этапе развития родители проявляют чрезмерную жесткость, то ребенок начинает отстаивать свою психологическую территорию. В этой борьбе они, конечно, победят, но ценой победы станет утрата доверия ребенка. Он станет замкнутым и отстраненным, его внутренний мир будет для родителей закрыт.
от 11 до 13 лет наступает сложный период самоидентификации. Родительский авторитет слабеет перед влиянием социума. Ребенок обращается к собственным порой отличным от родительских интересам и ценностям. Если родители не готовы принять взросление и возрастающую независимость ребенка, то это может привести к открытой конфронтации.
от 13 до 16 лет усиливаются тенденции предыдущего этапа. Подросток становится все более независимым. В качестве протеста может поддерживать любые ценности, лишь бы они отличались от родительских. Возникают размышления о будущем и о профессиональном самоопределении.
к 17 – 19 годам психологические границы уже сформированы. В этот период важно чтобы родители не начинали культивировать у детей зависимость от себя. Например, делать за них то, что они могут сами. Это не вызовет особой благодарности со стороны детей, так как они еще привычны к тому что решением их проблем занимаются родители. Это для них в порядке вещей. Чрезмерная опека на этом этапе может привести к отказу брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки. Однако если на предыдущих ступенях развития были серьезные нарушения, то этого уровня может и не наступить.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Чем более ранним было нарушение, тем более травматично оно для установления здоровых психологических границ. Нерешенные задачи ранних периодов препятствуют успешному прохождению более поздних.
Жить с нарушенными психологическими границами очень непросто, потому обнаружив у себя такую проблему лучше не откладывать визит к специалисту в долгий ящик.опубликовано econet.ru.
Автор Ирина Никнютьева
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий