Подпишись

Дневной свет является причиной разрушения дорог

Долговечность асфальта в значительной степени зависит от битума - черного связующего вещества, которое удерживает мелкие камни в асфальте вместе.

Дневной свет является причиной разрушения дорог

По мере старения битум может менять свои свойства и становиться хрупким, что в конечном итоге приводит к растрескиванию асфальта. В Техническом университете Вены (TU Wien) проводятся исследования в "Лаборатории Кристиана Доплера по химико-механическому анализу битумных материалов", которая была создана в 2020 году, чтобы лучше понять эти процессы и сделать асфальт более прочным.

Случайное открытие в лаборатории

Чисто случайно Йоханнес Мирвальд (Институт транспорта при TU Wien) столкнулся с удивительным эффектом: вопреки тому, что предполагалось ранее, видимый свет в синем и зеленом спектре может вызвать более интенсивное старение битума, причем в течение очень короткого времени. Это изменение битума под воздействием света теперь подробно изучено в TU Wien. Солнечное излучение обязательно должно быть учтено в будущих исследованиях и в оценках срока службы дорог.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

"Исследовательский проект начался со странных наблюдений, которые сначала никто не мог объяснить", - говорит профессор Бернхард Хофко из Института транспорта. "У нас в лаборатории были образцы битума, лежавшие в стеклянных контейнерах, и при ближайшем рассмотрении мы заметили, что их поверхность изменилась через относительно короткое время".

Дневной свет является причиной разрушения дорог

Такие изменения можно было бы ожидать при высоких температурах, но не при комнатной температуре в лаборатории. Интенсивное ультрафиолетовое излучение также можно было бы рассматривать как объяснение таких изменений, но на самом деле стекло поглощает большую часть ультрафиолетового излучения и пропускает только видимую часть солнечного света. "Поэтому мы решили поближе рассмотреть это странное явление с помощью специальных микроскопов", - говорит Бернхард Хофко.

Образцы битума освещались особым образом, с помощью различных точно определенных цветов света, от красного с довольно большой длиной волны до ультрафиолетового диапазона с короткой длиной волны. "До сих пор считалось, что высокоэнергетический ультрафиолет оказывает самое сильное влияние на старение битума. Ожидалось, что видимый свет не окажет существенного влияния", - говорит Йоханнес Мирвальд. Но измерения ясно показали: при всех исследованных длинах волн света изменения на поверхности битума можно было обнаружить уже через 15-20 минут. Самый сильный эффект наблюдается в ультрафиолетовом диапазоне, но влияние видимого света столь же значительно - с дополнительным максимумом в диапазоне длин волн синего и зеленого света. Если принять во внимание состояние света на поверхности Земли и влияние атмосферы, при котором ультрафиолетовый свет ослабляется значительно сильнее, чем синий или зеленый, становится очевидным, что синий свет вызывает самый сильный эффект старения дорожного покрытия.

Свет ускоряет окисление материала, а когда битум окисляется, его механические свойства меняются. Он становится более жестким и, следовательно, более восприимчивым к растрескиванию. "Первоначально окисление под воздействием света происходит только в верхних слоях материала - в самых верхних микрометрах образца битума", - говорит Йоханнес Мирвальд. "Но это лишь начальная искра для далеко идущего эффекта: небольшие трещины обеспечивают проникновение кислорода вглубь материала, внутри материала развиваются напряжения, трещины становятся глубже, и в конечном итоге это может привести к серьезным повреждениям асфальта".

До сих пор эксперименты по старению битума проводились в основном в темноте. Теперь это изменится. "Наши измерения показывают: Если вы хотите предсказать долговечность асфальта, то вам определенно необходимо учитывать солнечную радиацию", - говорит Бернхард Хофко. Более того, там, где солнечная радиация особенно высока, обычно приходится иметь дело и с высокими температурами, что еще больше усиливает эффект.

"Это совершенно удивительный результат, которого никто не ожидал - подобное не часто случается в исследованиях", - говорит Бернхард Хофко. В любом случае, это новое открытие повлечет за собой важные изменения в науке о дорожном строительстве". опубликовано econet.ru по материалам newatlas.com

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    История повторяется трижды. Первый раз как трагедия и пару раз — для тупых. Андрей Кнышев
    Что-то интересное