Подпишись

Эффект новизны и первичности как ограничение и возможность

Как работает эффект первичности? Он виден в том, что первое впечатление оказывается наиболее ярким, запоминающимся. Эффект новизны – точная противоположность вышесказанному. Это тот случай, когда лучше запоминаются последние сведения. Как обернуть особенности мышления в свою пользу?

Эффект новизны и первичности как ограничение и возможность

Что психология называет эффектом первичности (первенства) и эффектом новизны (недавности) и чем они могут нам пригодиться? Это две разновидности когнитивных искажений – такие себе сбои-ошибки восприятия, которые преследуют почти каждого из нас и зачастую мы этого не осознаем. Позаимствовав словечко в языке айтишников, назовем их «багами» мышления. А заодно вспомним и программистскую премудрость «это не баг, а фича», которая означает: то, что считается ошибкой, вполне может быть и полезным свойством.

Две разновидности когнитивных искажений: эффект первичности и эффект новизны

Встречают по одежке… или почему первая информация кажется более важной

Эффект первичности и очень схожий с ним эффект первенства – это то самое чувство, когда первое впечатление оказывается наиболее сильным, весомым, запоминающимся. Когда услышанная ранее информация лучше усваивается и/или кажется более достоверной, чем любая другая последующая. Когда неприятности в первый день отдыха ложатся темной тенью на весь отпуск. Когда во время знакомства новый сотрудник вызвал неприятные эмоции и с тех пор, вопреки здравому смыслу, вы недолюбливаете его, хотя он ничего плохого не сделал и в целом хороший специалист.

Поразительно, что такие эффекты возникают без участия сознания и потому человек далеко не сразу понимает, как оказался в «плену» нелогичного восприятия действительности, которое привело к ошибочным выводам и решениям.

Самое показательное исследование на эту тему: двум группам испытуемых дали ряд характеристик, на основе которых нужно было оценить человека:

  • Характеристики для первой группы: умный – трудолюбивый – импульсивный – критически настроенный – упрямый – завистливый.
  • Характеристики для второй группы: завистливый – упрямый – критически настроенный – импульсивный – трудолюбивый – умный.

Как видите, перечислены одни и те же черты, но в разной последовательности. Оказалось, даже такой малости было достаточно, чтобы большая часть испытуемых первой группы восприняла человека положительно, а большая часть второй группы дала ему негативную оценку.

Почему так происходит? Есть несколько версий.

  • Эволюционно у нас сложилась форма передачи информации: сначала – самое важное, потом – второстепенное (сначала «Стоп!», потом «Идут ремонтные работы»). Поэтому мы интуитивно более внимательны к тому, что узнаем раньше.
  • Концентрация внимания, к слову, очень энергозатратное дело для мозга, стремится рассеяться. Максимальна она в начале какого-либо действия (решение задачи, знакомство, разговор, обучение), поэтому мы лучше усваиваем то, что ухватываем на старте.
  • Чем раньше получена информация, чем качественнее она воспринята, тем больше у нее шансов перейти в долгосрочную память и влиять на наше поведение. Новая же информация, пока она не усвоена, не будет воспринимается сознанием, как рабочая.
  • Бессознательная расстановка приоритетности между первым источником информации и последующими – мы часто более доверяем тому, кто первым удовлетворил потребность в информации, а потому и считаем первичные данные более достоверными.
  • Эффект первичности тесно переплетается с понятием импринтинга – запечатление информации/модели поведения в моменты эмоциональной уязвимости.
  • Также данное когнитивное искажение перекликается со своим собратом – эффектом ореола, которое проявляется в формировании якобы объективной характеристики человека по нескольким признакам, воспринимаемым на эмоциональном уровне (например, кумир кажется должен быть добрым, хорошим, умным, а несимпатичный коллега кажется плохим, халатным и безответственным).

Провожают по уму… или когда новое – важнее

Эффект новизны еще называют эффектом недавности. Он – точная противоположность вышеописанному «багу». Это уже тот случай, когда приобретают вес и лучше запоминаются последние данные. Когда новость вытесняет услышанную ранее информацию. Когда неприятности в последний день отдыха перечеркивают все впечатление от отпуска. Когда вдруг узнали, что сотрудник, которого вы всегда недолюбливали, регулярно помогает детям-сиротам, то в корне изменили свое отношение к нему.

Как ни странно, но эффект новизны не является противоречием эффекту первичности. Они просто активируются в разных ситуациях. Хотя и бывает, что оба одновременно действуют на наш беззащитный, ничего не подозревающий мозг.

Что активирует эффект недавности?

  • Эволюционно обоснованное стремление актуализации информации, плюс форма ее подачи в хронологической последовательности: сначала – то, что было ранее и уже устарело, поэтому далее – новое, свежее, актуальное.
  • Услышанное последним – свежо в памяти, на нем «закольцовывается» внимание, что способствует лучшему пониманию и дальнейшему запоминанию.
  • Если новые данные идут от человека, который является для вас авторитетом (или активизирует положительный эффект ореола), то они могут перевесить приоритетность первого источника информации.
  • Если новые данные получены в момент эмоциональной уязвимости, то они также будут казаться важнее, чем более ранние.

Эффект новизны и первичности как ограничение и возможность

Психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски в своем хрестоматийном труде «Думай медленно, решай быстро» указывают на такую особенность: когда происходит непредвиденное событие, люди меняют свои взгляды, чтобы приспособиться к новому. Например, играют 2 футбольные команды, в начале матча у них примерно одинаковый рейтинг. После того, как одна побеждает со значительным перевесом в счете, в обновленной модели мира она тут же становится более сильной, и (!) это меняет видение ее прошлых и будущих достижений.

«Главная ограниченность человеческого разума, – пишут авторы, – в том, что он почти не в состоянии вернуться в прошлое и занять прежнюю позицию, зная о будущих переменах. Чуть только построили новую картину мира или его части, старая стирается – уже не воспроизвести в точности то, как и во что верили раньше. Многие психологи изучали, что происходит с людьми, когда те меняют свое мнение. Выбрав некую спорную тему – скажем, смертный приговор, – экспериментатор тщательно регистрирует отношение испытуемых к вопросу. Затем участникам приводят доводы «за» или «против». На следующем этапе экспериментатор снова отмечает отношение испытуемых – оно изменяется. И наконец, участников просят оценить собственное мнение до начала эксперимента. Эта задача становится для них неожиданно трудной. Когда человека просят изложить свои прежние взгляды, он излагает нынешние (в чем и заключается подмена). При этом многие даже не верят, что раньше считали иначе».

Подписывайтесь на наш youtube канал!

Превращаем «баги» в «фичи»… или идеи практического применения

Пожалуй, самая большая польза от знакомства с эффектами новизны и первичности – это само знание и осознание, что они существуют, как и от чего проявляются. Помня о них, старайтесь анализировать свои впечатления, выводы и решения: приняты они с холодной головой или в результате ошибок мышления. Плюс, владея этим знанием, учитывайте, что другие люди тоже имеют такие «баги» и зачастую не подозревают о них.

С другой стороны, зная о магическом эффекте когнитивных искажений, воспользуйтесь ими, как инструментом для достижения целей. Вот несколько примеров:

  • Манипуляция собственным восприятием и создание мотиваций. Постарайтесь выстроить свой поток информации так, чтобы задействовать вышеобозначенные рычаги, которые активируют эффект первичности и новизны.
  • Начиная осваивать новые знания/навыки обеспечьте положительное подкрепление не только по достижению результата, а и каждый раз, как только приступаете к обучению.
  • Готовясь к презентации, докладу или бизнес-встрече, спланируйте речь так, чтобы самое важное и эмоционально цепляющее было в начале и в конце. При этом учитывайте, что во вступлении лучше всего дать «затравку», которая заинтригует, заинтересует, а в заключении – позаботиться о положительном впечатлении, о том, чтобы слушатели улыбнулись.
  • Готовя текст с описанием продукта или услуги, приводя ряд характеристик, перечисление, список и другие инфопродукты, следуйте тому же принципу – выносите значительное в начало и конец списка/предложения/абзаца.
  • Готовясь к собеседованию, свиданию, деловой встрече – обдумайте, как произвести нужное впечатление в первую минуту и как «правильно» завершить беседу.
  • Даже в интимных отношениях, самые важные моменты – прелюдия и «финал».
  • Подавая угощения, учитывайте, что на оценку блюда/ужина влияет первый и последний съеденный кусочек.
  • Организовывая собственный отпуск или тур для клиентов, снова-таки хорошенько позаботьтесь про вау-эффект на стартовый и финишный день.

И пусть совсем избавиться от сбоев мышления мало возможно, зато возможно сделать их своими фишками и направить в конструктивное русло. Пробуйте и все получится!опубликовано econet.ru.

Автор Рудницкая Евгения

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Где есть злость, под ней всегда скрывается боль. Экхарт Толле
    Что-то интересное