Принимая чужие установки, мы теряем свою жизнь. И часто, это происходит в детстве, когда критическое мышление отсутствует. Для чего нужна эмоциональная зрелость - читайте далее...
Семейная система часто смердит деструктивными отношениями. Неспособность говорить о потребностях, проблемах основана на том, что нет контакта с внутренним миром, чувства игнорируется или вовсе не распознаются. Человек живет по привычке, так как не было эмоционально здорового родителя рядом, который знакомил бы ребенка с его внутренним миром и учил распознавать свои истинные желания.
Принято, что существуют четыре базовые чувства такие, как страх, злость, радость и печаль. Во многих семьях есть запрет на проявление тех или иных базовых чувств.
Например, в семье активно выражается страх, печаль и радость, а злость табуирована. Иногда бывают запрещены сразу несколько базовых чувств. В любом случае, подавляемая энергия чувств никуда не девается. В такой семье обязательно будет создаваться симптом (болезнь, зависимость, травмы, возможно, даже суицид). Запрет на эти чувства сформирован каким-то сильным убеждением или интроектом.
В гештальт-подходе, интроект – это чужеродное послание другого, более сильного объекта - это может быть родитель, социальные нормы, религия, которое принято, как догма, но не проверена своим жизненным опытом.
Рассмотрим примеры интроектов, которые способствуют подавлению базовых чувств.
По сути в этих фразах заложено послание «Когда ты боишься – брось себя, действуй на автомате, оторванный от чувств». То есть, мы научаемся бросать ту часть души, которая испугалась.
Преконтакт – первый этап цикла контакта. В идеале это означает аккуратно знакомиться с чем-то новым в жизни и формировать свою безопасность. Для многих, комфортный преконтакт – недоступное умение, ведь они уже приучились действовать с помощью гиперкомпенсации – рвать и ломать себя, достигая цели. Но потом все равно бессознательно страх догоняет.
Человек может не понимать, что ему страшно, поэтому появляются ощущения тревоги, тревожные состояния. Человек может не связывать возникшие состояния с источником страха, поэтому они, как необъяснимые и непонятные, пугают еще больше.
В большинстве случаев, появляется желание как-то убежать от этих переживаний путем изменения состояния сознания (алкоголь, наркотики, депрессия, апатия).
Но на самом деле, в переживании чувства страха скрыт большой потенциал заботы о себе. Если давать ребенку возможность переживать страх и не обесценивать это, как недостойное и неодобряемое чувство, то ребенок научается интуитивно приближаться к личности другого человека, к миру в целом, познавая окружающее пространство, но постоянно смотря на себя – насколько ему это комфортно.
Последствия данного интроекта, если применяли в семье с самого рождения, следующие:
Преимущества владения злостью – это прежде всего самопредъявление, способность выразить свое мнение и отстоять собственные границы, хорошая самооценка. Здоровая агрессия не разрушает границы другого. Нет мотивации сделать другому человеку больно, навредить. Есть цель – предъявиться.
Религиозные интроекты «Ты в грехе рожден», «Раб Божий». В большинстве семей не принято радоваться, так как в ощущениях – за все в жизни надо будет платить. Нет навыка проживать чувство радости. У ребенка не пытаются узнать, что его радует и поддержать его в этом. Есть суррогат веселия – застолья, общепринятые праздники, обилие игрушек, как замена живым отношениям. В повседневности преобладают достигательство, холодный расчет, упреки, угрюмость, тяжелая атмосфера в доме. Не способность переживать радость ведет к потере интереса к жизни.
Что же дает присвоенное чувство радости? Помогает ярче переживать ощущения из повседневной жизни – вкус еды, теплые встречи с друзьями, ощущения близости, интимности отношений, наслаждение от ветра, солнца, воды и многое другое.
Радость отличается от веселья, она тихая и спокойная.
Грусть и печаль социально не одобряются. Проявления этих чувств напрягают окружающих, в большинстве случаев даются советы: «Да не переживай», «Займись чем-нибудь другим», «Найди себе другую/ого», «Забудь», «Выпьем?».
Печаль – это признак завершения какого-то дела, проекта, отношений (постконтакт). Не способность проживания печали не позволяет встретиться с результатом. А отсутствие результата приводит к обесцениванию приложенных усилий и времени. В следствии чего, человек обесценивает не только свой опыт, но и себя. Нет печали – нет личности.
Ребенок имеет право печалиться. От разлуки с родителями, нереализованных желаний и по другим причинам. Взрослый человек, проживающий печаль, умеет завершать отношения, не перепрыгивая в новые, усваивать пережитый опыт, делать выводы. Это позволяет стать ему более зрелым. Благодаря этой способности формируются собственные ценности и ощущение самоценности.
Приведенные примеры подавления базовых чувств нам показывают, что принимая чужие установки, мы теряем свою жизнь. И часто, это происходит в детстве, когда критическое мышление отсутствует.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Отсутствие эмоциональной зрелости – это как фундамент с трещиной, на которой стоит здание. И такое здание может рухнуть в любой момент. Поэтому все усилия прикладываются на то, чтобы удержать непрочное строение путем манипуляций, подмен и насилия друг над другом. Это необходимо, чтобы создать образ – «у нас все хорошо».
Создать здоровые отношения, поможет эмоциональная зрелость. Она дает возможность справляться с жизнью, дает ощущение свободы, как себе и другому.опубликовано econet.ru.
Автор Марина Никулина-Семёнова
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий