С помощью правильно поставленных вопросов и ответов на них можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение. Вот двенадцать правил ответов на вопросы и ведения дискуссий, которые помогут вам достичь успеха в общении.
В дискуссии или в беседе вопросы задают в основном ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:
Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?» Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, «расскажите о…», «как вы считаете…», «что вы думаете о возможностях?..»)
Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:
Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да», «нет». Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, «эта технология эффективна?» или «часто ли вы поступаете таким образом?»)
Закрытые вопросы применяются:
Наводящие вопросы используются для того, чтобы подвести говорящего к ответу, который ожидают от него услышать. Правда, такой подход в коммуникации считается манипулятивным, поэтому во взрослой аудитории злоупотреблять им не стоит. Во-первых, говорящий, как правило, может сформулировать собственную мысль, во-вторых, такое поведение может вызвать защитную реакцию собеседника, что проявится, например, в его неприемлемой позиции.
Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются так называемыми «зацепками», не позволяющими участнику ответить отрицательно.
Возвратные вопросы позволяют говорящему проявить внимание к собеседнику и к тому, что он уже сказал, и таким образом, поощряя его, вести дальнейший разговор (например, «вы отметили, что для того, чтобы изменить ситуацию в учебном заведении, нужно создать необходимую мотивацию участников взаимодействия, это так?»)
Зондирующие вопросы — это дополнительные вопросы, позволяющие получить полную информацию, не предоставленную в ходе ответов на предыдущий вопрос. Предоставление неполного ответа может быть связано с самыми разными причинами, поэтому зондирующие вопросы могут использоваться также для проверки мотивации и чувств, истинных намерений собеседника, когда в этом вопросе нет ясности.
Задавать зондирующие вопросы труднее всего. Они могут включать в себя комплекс открытых, закрытых, рефлексивных, подтверждающих и гипотетических вопросов. Их преимущество состоит не только в том, что с их помощью можно получить недостающую информацию, но и в том, что они помогают осознать проблемы или факторы, не лежащие на поверхности.
Две следующие зондирующие техники являются основными в дискуссии и во время беседы:
Гипотетические вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: «А что если?..», «Как насчет того, что?..» Они могут быть полезными в случае, когда обсуждаются новые идеи или направления деятельности, когда нужно поставить собеседника в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же если вы хотите проверить, правильно ли оцениваете последствия ранее полученного ответа. Такой вопрос целесообразен во время коммуникации лишь по отношению к тому собеседнику, который обладает достаточными знаниями и пониманием ситуации, о которой вы просите его поразмышлять.
Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:
С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам.
Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным» (или: «я его ожидал(а)»).
Например: «Спасибо за вопрос (следование правилу 1). Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества (следование правилу 2). Я сейчас дам вам необходимую информацию».
Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.
Отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь. Иногда вопросами хотят поставить в трудное положение, подорвать доверие или опровергнуть сказанное. Тогда нужно репозиционировать этот вызов путем перефразирования сути вопроса.
Можно дать ответ на вопрос таким образом, что он перевернет смысл того, о чем спрашивалось. Именно так поступил художник Диего Веласкес в пору, когда был живописцем при дворе короля Филиппа IV. Как известно, нет работы вреднее придворной: появляется масса завистников, распускающих слухи. Художник терпел их, пока они не коснулись его творений. Однажды король вызвал его к себе и озабоченно спросил:
Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, можно отделаться коротким, энергичным ответом типа «да», «нет».
Не следует отвечая использовать деструктивные техники, такие, как:
Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.
Всего две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.
Сообщите собеседнику, что вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа «Не знаю, как вам еще объяснить»; «Нужно было лучше (внимательнее) слушать»; «А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)»; «Не знаю, ежу и то понятно».
Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.
Помня эти правила, следует предусмотреть некоторые аспекты общения:
Вместе с тем целесообразно избегать неэффективных действий:
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Таким образом, чтобы общение дало позитивные результаты, нужно действовать определенным образом:
1. Используйте открытые вопросы: «как?», «что?», «зачем?»
2. Настаивайте на описательном, а не на оценочном характере комментариев и высказываний.
3. Говорите только о том, что было сказано, а не о том, что могло бы быть.
4. Ищите альтернативные теории, практические примеры, аналогии для объяснения иных возможностей.
5. Добивайтесь подведения итогов в виде конкретных действий со стороны участников общения.
6. Выявляйте самых активных и компетентных участников взаимодействия, благодарите их, поощряйте, закрепляйте успех.опубликовано econet.ru
Автор Baлeнтин Koдин
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий