Есть бесчисленное множество сценариев будущего. И мы никогда не знаем, как станут разворачиваться события, ведь в современном мире невозможно все предсказать и предвидеть. И, как это ни странно, мы живем в эпоху неопределенности и невежества. Можно ли научиться практиковать футуризм?
В литературе футурологами можно назвать писателей-фантастов — например, братьев Стругацких, Жюля Верна или Айзека Азимова. Если рассматривать более ранний период, то главным футурологом XV века можно назвать Леонардо да Винчи. Что изучает футурология? Возможно ли точно предвидеть будущее? Какие вопросы должен задавать бизнес, чтобы увидеть будущее, и как этому научиться?
Футурология (от лат. futurum — «будущее», и греч. logos — «учение») — область научных знаний, ставящая целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества.
В прошлом из-за холодной войны между СССР и США весь мир был наполнен страхами по поводу неопределенного будущего. Отчасти подобные страхи существуют до сих пор. И отдельные направления футурологии занимаются этими геополитическими страхами, чтобы предсказать расклад сил на политической арене будущего.
У футурологии есть и другой аспект, он более мирный и гуманитарный. Особенность такого подхода к взаимоотношениям с будущим хорошо сформулировал французский философ Мишель Фуко. Он говорил: «Я не пророк, моя задача в том, чтобы построить окно там, где есть стена». Это хорошая метафора того, чем занимается форсайт. Это не про предсказание, это про знание трендов и формирование лучшего будущего через принятие лучших решений.
Будущее невозможно предсказать, но возможно смоделировать. Как? Нужно учитывать актуальные тренды и понимать, какой тренд оседлать, чтобы случилось наилучшее будущее.
При этом важно учитывать, что вариантов будущего существует очень много. Мы живем в очень сложном мире, где невозможно все запланировать, предсказать и предвидеть. Важно также понимать, что будущее перцептивно. Оно формируется из идей, которые есть в обществе относительно грядущего.
Перцептивный — прилагательное от слова «перцепция», связанный с восприятием, обусловленный восприятием.
Есть отличная метафора продуктивных взаимоотношений с будущим. Его можно воспринимать как другую страну, которая является нашим лучшим торговым партнером. То есть в связи с грядущим мы должны думать не только о себе, но и о той стране, где живут люди и мы сами в будущем. Это делает футуризм гуманным.
Где учат футуризму? В мире есть множество школ и программ. В России такие навыки дает Высшая школа экономики. Важно не замыкаться в общении с коллегами в своей стране, а обмениваться опытом с иностранными коллегами. Общение с ними позволяет лучше понимать и видеть будущее. При этом видение должно быть не только интеллектуальным, но и сенсорным.
Возможно ли точно предвидеть будущее? Нет. Всегда есть что-то, о чем мы не знаем. Мы живем в век двух важных факторов: неопределенности и невежества. Кроме того, мы живем в «постнормальное» время, где сама идея нормального разрушается, меняется и подвергается сомнению. Вместо привычной нормальности появляются новые вещи и явления, они пока не сформулированы до конца. Новое в наши дни еще не создано.
Чтобы строить организации, которые укоренены в умении практически видеть будущее, любой представитель бизнеса должен задать себе всего три вопроса:
Будущее не нужно предсказывать: это устаревший командно-контрольный подход. Для того чтобы успешно существовать в будущем, нужно уметь предвидеть и уметь гибко взаимодействовать со всеми вариантами грядущего.опубликовано econet.ru
Автор Алекса Наталия
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий