Подпишись

Как тебя душит «фальшивое Я»

«Я не знаю, кто я на самом деле» - не такой уж редкий запрос в психотерапии. За такой формулировкой кроется печальная реальность человека, у которого как будто нет чувства себя. Как будто слои луковицы – много социальных масок и ролей. Ответственного сотрудника, верного друга, заботливого мужа. Или примерной жены. Что внутри у этой луковицы? И возможно ли до этого «внутри» добраться?

Как тебя душит «фальшивое Я»

В психологии такой феномен получил название «ложного Я» или «фальшивого Я». Это такое устойчивое состояние, в котором человек не чувствует, какой он на самом деле. Он все время пытается соответствовать чужим ожиданиям. Быть «хорошим» для других. Заслужить одобрение. При этом теряется доступ к своим истинным чувствам и потребностям.

 «Фальшивое Я»

В таком состоянии человек не чувствителен к себе. Он будто не находит себя внутри себя самого. Он знает, как надо вести себя в этой ситуации, как «положено», как будет «правильно». Но не чувствует, соответствует ли это его личности на самом деле.

Фальшивое «Я» не может сделать выбор. Любой выбор будет чужим, для других. Что хочется самому, как будто и непонятно. Как будто все равно, или сложно на чем-то одном остановиться, у всего есть свои плюсы и минусы. Не чувствуется за этим своей позиции, своего отношения.

Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!

Фальшивому «Я» важно нравиться другим людям. Но частенько бывает так, что люди от него отстраняются, чувствуя ненастоящесть. Фальшивую обертку невозможно полюбить. А истинного, живого человека за ней не видно. Человек может быть вместе с другими, но отделен от них, не способен установить глубокие связи и искренние отношения.

Фальшивое «Я» формируется в младенческом возрасте. Младенец нуждается в позитивном отражении со стороны матери. Позитивное отражение – это когда мать видит сигналы ребенка и реагирует на них. Радуется его проявлениям, выражает эту радость.

Позитивное отражение проявляется в доброжелательном взгляде, улыбке, «угу-угу», которыми мать встречает реакции ребенка. Также очень важен телесный контакт.

Ребенок ощущает, что он – такой, какой есть, доставляет удовольствие родителю - Значимому Другому. Хайнц Когут сравнивал потребность в позитивном отражении для личности с потребностью в кальции для костного скелета. Если кальция поступает мало, скелет просто не может сформироваться.

Вот и при постоянном недостатке позитивного отражения на этой ранней младенческой стадии, «скелет личности» формируется слабеньким, хилым, с различными нарушениями. Нарушается формирование самой основы - структуры «Я».

И если это произошло, человек будет постоянно в своей жизни искать позитивное отражение со стороны других людей. Его «Я» будет нуждаться в постоянной подпитке окружения. Тогда важно, чтобы меня отражали позитивно – давали одобрение, согласие со мной, восхищались.

Я не чувствую свою идентичность – что для меня хорошо, а что плохо, что мне подходит, а что нет. Но я в постоянном напряжении: пытаюсь все время уловить эти сигналы от окружающих и соответствовать им. В этом нет спонтанности, естественности, жизни.

Если младенцу не удается удовлетворить свои ранние потребности в позитивном отражении, то он формирует то, что Д.Винникот назвал «фальшивым self». Человек становится не собой, а тем, кого хотят видеть окружающие.

Далее формирование фальшивого «Я» продолжается, когда родители дают понять подросшему ребенку, что они будут любить его только тогда, когда он будет вести себя соответствующим образом. Выполнять требования, быть послушным или веселым, подтверждать ожидания.

Любовь родителей необходима малышу, как воздух. Для того, чтобы заслужить ее, он отказывается от своего «Я», от своих истинных чувств и проявлений. Развитие подлинного «Я» затормаживается, его место прочно занимает структура фальшивого «Я».

Как тебя душит «фальшивое Я»

В ходе психотерапии происходит регрессия на ранние стадии жизни и базовые потребности в позитивном отражении удовлетворяются. Скажем проще: в терапии каждый человек имеет возможность «добрать» то, что недополучил от родителей.

Он может побыть «психическим младенцем» и взять от другого то, в чем нуждается и чего у него никогда не было. Поэтому терапевт на определенном этапе терапии - это своеобразная материнская фигура. Здесь как раз важны такие навыки терапевта, как бережность, умение безоценочно выслушивать, давать поддержку. В своей работе я считаю эти навыки основными.

Да, на каком-то этапе возможна конфронтация, ведь невозможно все время оставаться в младенческом состоянии, и человек постоянно растет. Но вспомним закон сепарации (отделения) – отделиться можно только тогда, когда поддержки достаточно.

Подписывайтесь! Мы в Одноклассниках!

При большом количестве теплоты и принятия, необходимость в фальшивом «Я» у клиента снимается. Постепенно, шаг за шагом у него формируется доступ к истинному, подлинному «Я».

Поэтому психотерапию часто называют возвращением к себе, открытием самого себя. Человек начинает проживать собственную, настоящую, живую жизнь. Возвращается спонтанность, живость эмоций, осознание своих желаний и потребностей. В буквальном смысле к человеку возвращается жизнь.

Можно сказать, что психотерапия – это средство от «смерти при жизни». Лекарство от полумертвого, ненастоящего, замороженного существования.опубликовано econet.ru

Автор Марина Семилеткина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите - вы обречены прожить жизнь, полную смысла. Герберт Келлехер
    Что-то интересное