Подпишись

Мы – то, что мы смотрим? Как выбор телешоу характеризует нас

Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты: согласно одному из исследований, некоторые категории поклонников телешоу отличаются более высокими стандартами нравственности. Разбираемся вместе с обозревателем Big Think Аной Санду, что такое «этика заботы» и «этика справедливости», чем отличаются друг от друга поклонники информационных программ и любители художественных фильмов и сериалов и что нам дает возможность представлять себя на месте вымышленных персонажей.

Мы – то, что мы смотрим? Как выбор телешоу характеризует нас

Влияет ли ваш выбор ТВ-шоу на то, насколько вы добры по отношению к другим людям? Новое исследование рассматривает влияние различных телевизионных программ на моральное воображение людей и показывает, как разные типы зрителей размышляют о вопросах этики и морали. Философ из США Ричард Рорти высказал предположение, что мы развиваемся не тогда, когда изучаем теории и усваиваем правила, а когда представляем себя на месте вымышленных литературных героев. Мы представляем себя в разных ситуациях, ставя себя на место других людей, перебираем разные сценарии и в результате становимся дружелюбнее к окружающим в реальной жизни. Но действует ли эта теория в отношении телешоу?

Разные уроки для разных зрителей

Исследователи разделили телевизионный контент на две группы: тот, в котором доминирует так называемая «этика справедливости», и тот, где преобладает «этика заботы». В основе первой лежат строгие правила и принципы, вторая в большей степени связана с конкретными обстоятельствами и чувствами участников. Человек, сделавший выбор в пользу «этики заботы», склонен принимать правило «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой» и применять его к каждой ситуации, с которой он сталкивается. При этом он больше уделяет внимания контексту событий, прежде чем дает им моральную оценку.

По данным исследования, документальные фильмы, выпуски новостей, информационные программы транслируют «этику справедливости», в то время как сериалы, драмы и другие истории с вымышленным сюжетом основываются на «этике заботы».

Телезрителей также можно разделить на три группы в зависимости от предпочтений:

  • те, кто заинтересован в получении информации;
  • любители развлечений и вымышленных миров;
  • те, кто смотрит «всё по чуть-чуть».

Представители первой категории придерживаются самых строгих моральных принципов. Они оценивают каждое своё решение с точки зрения последствий для окружающих, всегда помнят о том, что у любого конфликта две стороны, и знают о сложности человеческой натуры. Что касается морального содержания, «искатели информации», как правило, больше размышляют об «этике справедливости» относительно ситуаций, в которые вовлечены мужчины, в то время как любители художественных фильмов и развлекательных шоу склонны размышлять об «этике заботы» в историях с участием женских персонажей.

Представители третьей категории гораздо реже мыслят высокими категориями морали, зато наиболее подвержены воздействию женщин-агентов морали.

Удивительный парадокс: чем чаще мы видим на экране женщин-проводников морали, тем меньше мы размышляем о вопросах этики.

Другие интересные находки исследователей: представительницы прекрасного пола склонны рефлексировать больше, чем мужчины, и они лучше разбираются в людях (как и фанаты художественных произведений). 

Разнообразие программ также играет свою роль. Чем больше передач, затрагивающих вопросы этики, мы смотрим, тем более активными поборниками нравственности мы становимся.

Мы – то, что мы смотрим? Как выбор телешоу характеризует нас

ТВ и «моральное воображение»

Трудно поверить, но, читая книги или занимаясь просмотром передач, мы оказываемся в привилегированном положении: мы наблюдаем за людьми, которые вступают в борьбу и оказываются в сложных ситуациях, и оцениваем их поведение. Сопереживая воображаемым персонажам и решая для себя, что они должны и не должны делать, мы экспериментируем со сложными моральными сценариями, избегая последствий этих экспериментов в реальной жизни.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Когда представители университета Erasmus (Нидерланды) Тони Крижнен и Марк Вербурд изучали разные виды морального содержания телевизионного контента, они исходили именно из такого взгляда на моральное воображение. Ученые составили выборку из пятисот телезрителей в возрасте от 12 до 98 лет и задали им вопросы о ТВ-предпочтениях и их взглядах на мораль. Крижнен и Вербурд расставили жанры в определённом порядке: от новостей и документалистики до ситкомов и драматических кинолент. Также они разделили телевизионный контент на две группы: к одной относились те шоу, которые отражают реальность, к другой те, в которых представлены воображаемые миры.

Эмпатия и познание в процессе размышлений о морали

Известные философы (среди них Ричард Рорти и Марта Нуссбаум) много писали о художественной литературе и о том, как глубокий эмоциональный опыт, который она нам дает, развивает в нас эмпатию и создаёт из нас лучшие версии себя самих. Однако в этом исследовании главная роль отводится фактору разума, а не чувств. Вспомним, что «искатели информации» склонны к рефлексии. Значит, когнитивный аспект важнее эмоционального.

Другой вывод: телешоу заставляют нас сопереживать героям меньше, чем литературные произведения. Влияние этих двух категорий контента также неодинаково. Вероятно, это происходит потому, что чтение требует больше времени и больше усилий. К тому же герои литературных произведений обычно обладают целостным и сложным для изучения характером.

Чтобы сделать вывод о различиях между чтением и просмотром шоу, нам нужно провести ещё немало исследований. Но уже сейчас мы можем спросить себя: «Что я сейчас смотрю? Сделает ли меня лучше эта программа?»опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Если не знаешь, что будет дальше, хорошенько присмотрись к тому, что уже было. Чак Паланик
    Что-то интересное