Многие знакомы с известным ТРЕУГОЛЬНИКОМ С. КАРПМАНА и тремя ролями: Спасатель, Преследователь, Жертва. Люди, проигрывающие данные роли, находятся в самых сильных зависимостях и созависимостях. Разница между этими двумя понятиями достаточно проста. Зависимый - это тот, кто имеет зависимость от объекта/ предмета, созависимый – это тот, кто принимает участие в жизни зависимого человека.
Многие знакомы с известным треугольником С. Карпмана и тремя ролями: Спасатель, Преследователь, Жертва. Люди, проигрывающие данные роли, находятся в самых сильных зависимостях и созависимостях. Разница между этими двумя понятиями достаточно проста. Зависимый - это тот, кто имеет зависимость от объекта/ предмета, созависимый – это тот, кто принимает участие в жизни зависимого человека.
Интересен тот факт, что роли знаменитого треугольника могут передаваться по наследству. Да-да, вы не ослышались! Только здесь идет речь не совсем о генетике и структуре ДНК (хотя в случае алкоголизма, уже давно проведены исследования, доказывающие передачу мутированного гена родителя к ребенку, а, следовательно, передачу алкоголизма буквально на генетическом уровне), а еще и факторе социума.
Дело в том, что в ходе развития и взросления мы наблюдаем за родительскими стилями поведения. Неудивительно, что пока ребенок не выходит в полноценный социум, единственные люди, у которых он учится, это его родители. Тем не менее психика ребенка отлична от психики взрослого в причинно-следственных связях и своей гибкости. Ребенок, наблюдая за неправильным поведением взрослого, усваивает его. Но усваивает не всегда как неверное поведение.
Рассмотрим несколько примеров.
Девочка растет в неполной семье. Мать с отцом в разводе. Ребенок наблюдает горевания мамы по поводу своего одиночества. Мать горюет, но при этом продолжает жить дальше в своей роли «Жертвы»: «отец бросил», «отец предал…».
Далее девочка вырастает. Усвоив одиночество матери и соответствующую роль «Жертвы», стремится всеми силами выйти замуж и как можно быстрее. Главное не быть одной! И вот, что удивительно. Чтобы подпитывать свою роль «Жертвы» ей необходим мужчина, который будет проигрывать роль «Преследователя». И она такого находит. А на фоне страха одиночества и усвоенной роли из треугольника С. Карпмана, будет всеми силами сохранять болезненный для себя брак. А, если разведется, найдет нового «Преследователя», чтобы, как и прежде, проигрывать свою роль «Жертвы».
Девочка растет в полной семье. Но родители сохраняют брак без особого желания по определенным причинам. Ребенок интуитивно чувствует, что что - то не так. И когда девочка вырастает и создает свою семью, она принимает либо роль «Жертвы» и пытается, как и ее родители, сохранять семью всеми силами, либо принимает роль «Преследователя» и буквально «насилует» своих членов семьи, заставляя оставаться с ней.
Мальчик растет в семье, где отец часто прибегает к неограниченным дозам алкоголя. Мать скандалит и пытается наказывать своего мужа, что в ответ вызывает у супруга еще более сильное желание употреблять алкоголь. Иногда при тяжелых состояниях отца, мать жалеет его и «выхаживает», пытается проводить профилактические беседы и «спасать»! Отец – зависимый. Мать – созависимая. Отец играет роль «Жертвы», мать «Преследователя» и иногда «Спасателя».
Ребенок, видя это все, понимает, что алкоголизм страшная вещь, но! Что он буквально усваивает на своем языке? Мать ругается на отца, наказывает различными методами, а потом жалеет и проявляет сострадание. И все равно остается в браке с отцом. В итоге мальчик усваивает, что роль «Жертвы» не так уж и плоха, а алкоголь помогает умело добиваться внимания и заботы.
Потом мальчик вырастает и создает свою семью. Сильной осознанности в жизни у него нет, чтобы построить новую модель отношений, а, следовательно, родительские паттерны начинают проявляться. Мужчина начинает много и часто употреблять алкоголь. И каждый раз, когда жена устраивает скандал на тему употребления алкоголя, супругу хочется внимания и ласки. Он начинает «пить» еще больше. В итоге он упорно добивается того, чтобы жена вошла в роль «Спасателя». И что самое интересное, он берет себе в жены женщину, которая готова проигрывать данную роль.
Описанные персонажи будут находиться в зависимых и созависимых отношениях до тех пор, пока не пересмотрят родительские сценарии и не найдут себя и свою жизнь вне параллельных историй, отказавшись от наследственных паттернов.
Работа по освобождению от «родительских сценариев» достаточно трудоемка и проходит следующие стадии:
Автор Мария Гришина
Художник Тор Линденег
Подписывайтесь на наш youtube канал!
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Добавить комментарий