Давно известно, что гормоны управляют нашим состоянием: то мы рассержены, то порхаем как бабочки, то угнетены и подавлены, то, наоборот, готовы свернуть горы. По методике Соматипологии людей можно отнести к 7 типам нейроэндокринной системы.
Что такое “соматип”. “Сома” - тело и “тип” - вид разновидность. Типированием по телу занимается наука Соматипология, которая изучает гормоны и их влияние на тело, характер и в общем-то, на жизнь человека.
Хотите найти объяснение поведению человека, характеру, увлечениям? Ключ находится в особенностях соматипов. Эти знания позволяют найти подход к человеку, ну, а если это ребенок - помочь ему реализоваться.
Предлагаю изучить соматипы на “живых” примерах.
Лучше всего на гениях.
С одной стороны, мы как бы приоткрываем завесу сущности своего героя, начинаем понимать его особенности, лучше разбираться в его творчестве. А с другой стороны мы имеем возможность заглянуть в период становления великого человека - его детство, чтобы понять принципы воспитания и среду, которые повлияли на его жизнь.
Начнем знакомство с СОМАТОТРОПНЫМ соматипом.
Название дано по ведущему гормону - Соматотропин. Это гормон роста. Поэтому представители это типа высокие и худощавые, и обычно сутулые - позвоночник слабое место у этого соматипа. Этот тип людей любит конкретику, ценит порядок, учет и дисциплину. Они очень организованы, трудолюбивы и обязательны. Их сильные качества - это несгибаемая воля, твердость и терпимость.
Второй главный гормон этого соматипа - АКТГ. Он усиливает функцию избирательного внимания, способствуя не отвлекаться на второстепенные раздражители, концентрируясь на чем-то одном. А также этот гормон обладает антистрессовым свойством, чем объясняется невозмутимость людей этого типа.
Эти люди - плана, системы и контроля. По моим наблюдениям, больше всего новаторов именно этого соматипа: Пастернак, Рахманинов, Прокофьев, Чуковский, Маяковский, Набоков.
А наш сегодняшний герой - Владимир Набоков. Это яркий представитель соматотропного соматипа. При росте 188 см. Он был всегда подтянут и активен. Отличался системностью в подходе изучения всех своих хобби. Кстати, один из самых любимых литературных персонажей Набокова был Шерлок Холмс, тоже классический “соматотроп”. Человек невозмутимый, с железной логикой и последовательностью действий.
Набоков - потомок богатого дворянского рода. Рос в аристократической петербургской семье, в атмосфере роскоши и духовного уюта. В "совершеннейшем, счастливейшем детстве". "Трудный, своенравный, до прекрасной крайности избалованный ребенок" знал английский и французский лучше, чем русский. Поняв это, отец ему нанял русскую гувернантку. С тех пор и на всю жизнь настольной книгой Набокова стала энциклопедия Даля (помним про любовь к системному подходу?).
Вторая особенность соматотропного типа это то, что этот человек правил. Зная правила, “соматотроп” стремится держать все под контролем, как например в шахматной игре. Любовь к шахматам отмечается у большинства представителей этого типа.
Набоков не был исключением, шахматы - любимая игра с детства.
В “восхитительном и никчемном искусстве” Володя достиг невероятного мастерства. Его даже называли “шахматным композитором”- так он любил с детства составлять новые шахматные задачки. Познакомил же с шахматами его отец, Владимир Дмитриевич. В доме Набокова шахматы традиционно почитались. “Набоковский родовой герб изображал собой нечто вроде шашечницы с двумя медведями, держащими ее с двух боков, — приглашение на шахматную партию, у камина, после облавы в майоратском бору” (“Другие берега”).
Но самое страстное увлечение в жизни Набокова стало коллекционирование бабочек.
Как и откуда вот так “вдруг” возникло это необыкновенное увлечение, которое великий писатель пронес через всю жизнь?
Давайте немного разберемся с системой воспитания будущего гения. Владимир Набоков в детстве ни в чем не нуждался, это тот редкий случай, когда ребенок мог получить все, что ни вздумается из-за статуса и благосостояния своей семьи. Но это не повод, чтобы стать оправданием нам, мол, что мы хотим, - там сам Бог велел реализоваться гению. Ведь Набоковы ни в чем себе не отказывали. И маленькому Володе было позволено буквально все.
Но, было что-то еще. Сами родители! Их личный пример. Во-первых, у отца, видного деятеля в юриспруденции, была колоссальная библиотека, и как только Владимир Дмитриевич обнаружил малейший интерес ребенка к бабочкам, то в библиотеке удивительным образом появилась книга про энтомологии, с которой
Володя и начал свое изучение этих нежных созданий.
Мать же, дочь золотопромышленника и мецената, страсть как любила собирать грибы и нам теперь понятно, что могло способствовать в любви к коллекционированию у ее первенца. А когда Елена Ивановна поняла, что интерес сына к бабочкам крепчает, то освободила его утренние часы от занятий. Ведь именно утром лучше следить, изучать и ловить их. Вот так подспудно, ненавязчиво велось “сопровождение” ребенка в его детстве, вот так чутки и внимательны были родители к любопытству и увлечениям своего чада.
Интерес к бабочкам у Владимира Набокова с годами лишь возрастал. Позже, он вплотную занялся научной деятельностью. Разработал свою собственную, уникальную систему изучения узоров на крыльях. Изучая бабочек, Набоков развенчал теорию Дарвина, представив в доказательство их несколько жизненных циклов: гусеница, куколка, бабочка, которые за сотни тысяч лет никак не эволюционировались.
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
Набоков-энтомолог, а точнее – лепидоптеролог 8 лет проработал в музее Гарварда, опубликовал 19 научных статей и собрал 4323 экземпляров бабочек! Завидная въедливость и глубина изучения этого вопроса.
Набоков-учёный, как, впрочем, и писатель, отличался невиданной скрупулезностью. И это еще одно уникальное свойство этого соматипа. Во времена, когда было модным “ввертывать” в русскую речь иностранные словечки, он блюдил чистоту языка, стараясь сохранить и обогатить его даже тогда, когда изучал французскую литературу в Англии (см.выше про настольную книгу). Вот так структурно, под личным контролем уживались три языка в жизни гения:
«Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. … Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски», - так говорил Набоков о себе.
Помимо естественного интеллектуального, эстетического воспитания, Владимир получал и физическое развитие. С детства Владимир сохранил спортивную фигуру, он отлично играл в теннис, футбол, ездил на велосипеде. К слову, родители Набокова познакомились во время прогулки на велосипедах.
Таким образом, все, где Набоков достиг мастерства и безупречности, будь то шахматы, занятия этномологией и, главное, то наследие, которое он оставил в литературе и поэзии - это результат его свободного выбора еще в детстве!
И вот вам на то подтверждение:
В 12 лет отец отдал Володю в Тенишевское училище о котором, не без гордости, Набоков напишет в “Других берегах”, что этому учебному заведению не отдал “ ни одной крупицы души, сберегая все свои силы для домашних отрад, - своих игр, своих увлечений и причуд, своих бабочек, своих любимых книг”. А свою успешную сдачу экзаменов в Кембридже он назвал одним из немногих своих “утилитарных грехов”.
Тут наверное стоит сказать, что навыки, полученные еще в детстве смогли его прокормить в первые годы эмиграции. Набоков преподавал языки, шахматы, был тренером по теннису.
Набокову - ребенку было позволено все. И заслуга родителей, что они тонко реагировали на увлечения сына. Сами “подкидывали”, как потом оказалось, те “идеальные” занятия, которые подходили именно их сыну и рекомендуются соматотропному соматипу: шахматы, теннис, рисование, коллекционирование, стихосложение. Кстати, свой первый сборник стихов он издал на собственные деньги еще в ранней юности.
Родители лишь собственным примером и созданной средой старались не мешать ребенку в познании мира, а где это было возможным - то помогать. Они интуитивно распознали главное качество в сыне - индивидуализм, предпочтение закрываться от внешнего мира, чтобы тем самым сохранять контроль в своем внутреннем пространстве. Вот эти черты и выдают “соматотропный” мир.
Именно поэтому Набоков так и не принял коллективный социализм, как его отец, выдающийся русский юрист, публицист, ставший лидеров Конституционно-демократической партии. Ему претила мысль толпы и это никак не связано с сожалением о потере всех материальных благ, которыми обладала его семья, как многие полагают. Тут дело все в особенности соматипа. Такие люди не смешиваются с толпой, предпочитая позицию стороннего наблюдателя. Они могут закрываться от остального мира,чтобы сохранить контроль в своем внутреннем пространстве.
Эти люди легко могут себя ограничивать, подавлять свои желания. Они олицетворение сдержанности как в поведении, так и в эмоциях. Может быть поэтому всю свою сознательную жизнь Набоков прожил в гостиницах, имея только самое необходимое для жизни.
Эти люди очень экономные во всем, даже в своих действиях. Они тщательно расписывают свою жизнь. Им необходимо подготовиться ко всему заранее, просчитать все возможные варианты развития событий.
Поэтому писатель сначала, живя в Германии и общаясь только с русскими эмигрантами, писал на русском, а когда переехал в Америку, то стал американским писателем, достигшим мастерства писательства на иностранном языке не хуже, чем на родном. И его знаменитая “Лолита” тоже продукт вполне продуманный. Роман долго не принимали к публикации и все-таки он получил грандиозный коммерческий успех, который спрогнозировал сам автор.
Соматотроп тогда счастлив, когда его мир стопроцентно предсказуем. Когда ему удается жить по своим правилам. И Набокову удалось создать свой собственный мир, где на страже стабильности всю жизнь стояла его жена Вера.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Что же надо помнить, воспитывая маленького “соматотропа”?
Разговаривать с ними надо на языке логики и интеллекта. Никакого давления (Набокову повезло), а речь должна быть ясной и аргументированной. Имейте терпение выслушать все доводы и выводы Используйте слова “план” и “система”, и вы быстро найдете общий язык с любым представителем соматотропного соматипа. Развивайте эмоциональный интеллект у ребенка, и он проживет более яркую и наполненную жизнь!
Тому наш пример - Владимир Набоков. Он с детства любил рисовать. Мальчику пророчили будущее художника. Сам Бенуа отмечал незаурядные способности Володи. Художником Набоков не стал, но и способности, и приобретенные навыки пригодились для его словесной живописи, уникальной способности (синестезия) чувствовать цвет, свет, форму и передавать эти чувства словами.
Чему надо учить “соматотропа” - так это не экономить свои силы, жить ярко и радостно! А шаблонность мышления можно преодолеть благодаря танцам. Ведь не секрет, что тело и мышление связано. Запишите ребенка на танцы: гибкое тело - гибкий ум. Примите ребенка с его особенностями, не торопите, пусть движется по собственному плану. Дайте ему время все продумать и осознать. Используйте полученные знания о соматипе, и кто знает, может и в вашей семье вырастет новый Набоков. А его страстное детское увлечение превратится в дело всей жизни. И на нашей планете станет одним счастливый и реализованный человеком больше.опубликовано econet.ru.
Автор Юлиана Гурьева
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Добавить комментарий