Подпишись

Пашечка-какашечка

✅Обнаружение и принятие своих «какашечек» в себе - процесс длительный и непростой. В терапии терапевт становится для клиента тем «хорошим родителем», который позволяет ему раздвигать границы своего «урезанного образа Я».

Пашечка-какашечка

История моего клиента Павла настолько типична и так часто звучит в темах других моих клиентов, что я решил написать статью о такого рода случаях терапии на ее основе. Возможно и ты, читатель-пользователь, обнаружишь в себе схожие черты с описываемым персонажем, а ты, читатель-профессионал, возьмешь что-то из моей статьи в свою работу.

Детская семейная история про Пашечку-какашечку

На терапию обратился мужчина 32 лет, женат, есть дети. Он говорил на первой встрече о социальной робости, о зависимости от мнения других, о сложности им отказать, о желании быть хорошим и стремлении все ситуации решать мирным путем. (Я называю такую жизненную установку – позиция кота Леопольда). Говорил, что с этим можно было бы и смириться, если бы в отношениях с близкими людьми (семья) периодически не возникали неконтролируемые вспышки агрессии, после которых винил себя и стыдил. А еще пугался себя такого. Да еще те неприятные и стыдные ситуации, в которых он не мог проявить себя как мужчина – не хватало смелости, уверенности, твердости, ясности…

Я в своей терапевтической работе исхожу из аксиомы, что человек есть результат всего его предыдущего опыта. Особенно  важным является его ранний опыт отношений с близкими людьми, который в последующем воспроизводится в сегодняшней жизни. Именно здесь закладывается и формируется базовое самопринятие. И родитель, который сам не способен к самопринятию, оказывается не в состоянии принять и своего ребенка.

Именно в этих ранних отношениях записываются основные программы, которые управляют человеком всю его взрослую жизнь. И далеко не каждому впоследствии удается произвести их ревизию и скорректировать под постоянно изменяющуюся реальность жизни. Большинство людей так и остаются в этих программах-ловушках, своеобразных психологических матрицах, лишающих жизнь возможности выбора. Они устойчиво воспроизводят все свои устоявшиеся старые паттерны взаимодействия с другими людьми и миром в целом.

По этой причине я  с большим интересом и вниманием исследую предыдущий опыт клиента, который оказывается отпечатанным в его картине Я, картине другого и картине мира. В истории Павла меня впечатлила его детская семейная история про Пашечку-какашечку.

Пашечка-какашечка

Павел был единственным ребенком в семье. Его мать, судя по его описаниям, была контролирующей и тревожной, а отец ведомым и безвольным. Мать из-за высокой тревоги не могла допустить проявления детской спонтанности и эмоциональности у ребенка. Отец же в этой ситуации оказывался пассивным свидетелем происходящего. Будучи слабым, он был не в состоянии ни сконтейнировать тревогу жены, ни поддержать сына в его попытках обнаружить свое Я.  Это неудивительно: отец, у которого имеются проблемы с собственной мужественностью, не может напитать мужественностью своего сына.

В такого рода семейных системах не поддерживаемая супругом мать не в состоянии совладать со своей тревогой, и для того чтобы хоть как-то справиться с ней, начинает усиленно контролировать ребенка. Невозможность в воспитании опереться на супруга ведет к тому, что мать начинает опираться на общественные нормы – что такое хорошо, что такое плохо. В итоге все живые, спонтанные проявления ребенка обычно бывают беспощадно обрезаны.

Так было и в семье Павла. В те  минуты, когда у него прорывался какой-то эмоциональный импульс, и он вел себя как обычный живой ребенок – непослушный, активный, непосредственный – его обвиняли и стыдили, называя при этом Пашечка-какашечка.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Так было на протяжении всего детства Павла и постепенно от Пашечки-какашечки ничего не осталось. Под воздействием постоянного «психологического обрезания», ему пришлось глубоко запрятать в глубинах своей личности эту «идовскую», спонтанную, живую часть, оставив для других лишь субличность Пашечки – удобного, послушного, примерного  мальчика. Так незаметно и беспроблемно для окружающих прошел его подростковый возраст и годы обучения в университете.

И все бы неплохо, да вот только во взрослой семейной жизни Павла обнаружилось ряд проблем, обозначенных выше, с которыми он и пришел на терапию.

Какие они, эти люди, подвергшиеся родительскому психологическому обрезанию?

Нарисую их обобщенный психологический портрет.

Они чаще послушные, удобные, гиперсоциальные. У них богатый опыт  пребывания в образе хорошего ребенка и они продолжают нести этот образ в своей взрослой жизни. Они с повышенным чувством вины, ответственности, социально робкие, зависимые от мнения других. Иногда апатичные, безвольные, либо, напротив, гиперкомпенсированные. Нередко не чувствительные к себе, с высоким уровнем самонасилия.  Часто при контакте с ними возникает ощущения людей без стержня, либо людей с надломленным хребтом.  Особенно заметно это у мужчин. Периодически у них возникают вспышки агрессии с последующими сильными чувствами вины и стыда. Но к агрессии они относятся негативно, придерживаясь девиза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Пашечка-какашечка

Как формируются люди такого типа?

Они вырастают в семьях с тревожными родителями, не способными  выдерживать высокий уровень эмоций ребенка, прежде всего агрессии. Но не только агрессии. Родителями с низким уровнем самопринятия. Родителями, жестко ориентированными на социальные нормы. Родителями, которые не могут допустить и всячески скрывают от других, а часто и от себя свои собственные «части-какашечки».

А «какашечки» могут быть разные – вредная, унылая, истеричная, капризная, непослушная, ноющая, упрямая…

«Какашечка» – это проверка ребенком родителя  на границы его любви.

  • Где, за какой чертой заканчивается родительская любовь?
  • Какого меня неудобного может выдержать и принять родитель?
  • Каким мне позволено быть?

И, в зависимости от ответов на эти вопросы, ребенок выстраивает собственные границы принятия своего Я. Те из родителей, которые очерчивают для ребенка очень тесные границы для его Я, подобно садовнику обрезают у ребенка все, на их взгляд, лишнее.

У родителей имеются ряд педагогических приемов, позволяющих им  нейтрализовать «какашечки». Вот некоторые из них:

  • агрессия физическая (телесные наказания, лишения – «будешь себя плохо вести – получишь ремня!») и психологическая (угрозы, запугивания – «не будешь слушаться – отдадим тебя в детский дом!»);
  • вина («ты невыносим!», «ты расшатываешь мою и так слабую нервную систему», «сколько можно издеваться надо мной!»);
  • стыд («как тебе не стыдно!», «мне стыдно глядеть людям в глаза от того, как ты себя ведешь!»);
  • игнорирование («после твоего такого поведения я тебя знать не хочу!»).

Я отнюдь не за родительскую вседозволенность. Крайности нехороши, в том числе и в воспитании. Скорее, я хочу обратить внимание на случаи чрезмерного старания родителей сделать из ребенка удобную, послушную куклу.

Пройдя такую школу дрессировки, ребенок в дальнейшем уже перестает нуждаться в строгих надзирателях. Вырастая, он сам себя начинает гнобить, осуждать, упрекать, обесценивать, обвинять, стыдить… В структуре его личности прочно поселяется строгий внутренний родитель, который сам все это делает. Сам себя стыдит, обвиняет, ругает…  (статья Сам себе родитель) Однако и этого оказывается ему недостаточно. Такие люди ищут и находят себе таких партнеров, которые с удовольствием берут на себя эти карательные функции. Его ожидания в «наказании-обрезании» оказываются спроецированы вовне и эта роль чаще всего достается его партнеру.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Однако, непринимаемые «части-какашечки» - это те ресурсы, тот потенциал, та энергия, которой человек не может воспользоваться. И тогда свою «какашечку» нужно прятать, скрывать от других и от себя. А это само по себе отнимает много энергии. Энергия, упрятанная в «какашечке», становится неуправляемой человеком. И она периодически прорывается необузданно, бесконтрольно, несвоевременно и еще больше пугает.

Мне, как мужчине, особенно печально наблюдать, когда в мальчике родители «душат» его агрессивную часть. Ведь для мужчины его агрессия чрезвычайно важна. Это и защита его жизненных ценностей, идей и  защита его близких, и способность ставить цели,  достигать их, конкурировать, отстаивать свои ценности. Это и способность быть добытчиком, обеспечивать условия для жизни своих близких людей. И много еще для для чего «мужского» необходима энергия агрессии!

Пашечка-какашечка

Терапия

Общая стратегия терапии с описываемым клиентом – это реанимация и активизация «части-какашечки». У каждого она своя, а у кого-то и целый список!

И все их нужно для начала обнаружить, познакомиться с ними, отыскать заключенный в них ресурс, а в последующем признать, принять и полюбить. Или хотя бы признать и принять.

Очень тяжело прорваться в терапии к принятию своих отвергаемых частей. Обесценивающий, непринимающий родитель, (как я писал выше) становится внутренним родителем и проецируется на других близких. Человеку в итоге становится невозможно принять позитивную информацию о себе. К людям, которые хвалят, поддерживают, замечают они относятся с недоверием, приписывают им различные корыстные мотивы – Раз хвалит, значит что-то хочет!  Все попытки поддержки, похвалы, позитивных реакций, в том числе терапевтические не ассимилируются (не присваиваются) клиентом. Клиент в итоге попадает в ловушку непринятия и парадоксальным образом начинает выбирать себе в партнеры те объекты, с которыми ему оказывается невозможным завершить детскую нерешенную задачу в безусловном принятии.

Обнаружение и принятие своих «какашечек» в себе - процесс длительный и непростой. В терапии терапевт становится для клиента тем «хорошим родителем», который позволяет ему раздвигать границы своего «урезанного образа Я». Часто клиенты, получив разрешение на возможность быть таким-то от терапевта, удивляются: «А что, так можно?»

И в терапии таких случаев терапевту пригодятся его умения безоценочно, с принятием, уважением, восхищением и любовью относиться «ко всему человеческому в человеке», в том числе и ко своим «какашечкам». Именно такая установка к человеку является целительной. А все остальное – дело техники и времени.

Любите себя! А остальные подтянутся.опубликовано econet.ru.

Автор Геннадий Малейчук

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Бессмысленно продолжать делать тоже самое и ждать других результатов. Альберт Эйнштейн
    Что-то интересное