«Около трети моих пациентов страдают не от клинически определимого невроза, а от бессмысленности и пустоты своей жизни. Это можно назвать общераспространённым неврозом нашего времени», Карл Юнг, 1875-1961
1. Мы окружены сверхнормальными пороками с огромным потенциалом привыкания
2. Современный городской образ жизни и окружающая среда являются механизированными и глубоко отчуждающими
3. Нас регулярно атакуют средства массовой информации и пропаганда, призванные свести на нет наши лучшие суждения
4. Глобализация и Интернет предоставляют нам доступ к бесконечным новостям о трагедиях на Земле
5. Мир был разочарован; мы отказались от магии природы и духовного измерения человеческого опыта
6. Наша культура потребления и поклонения деньгам убеждает нас жить неудовлетворительным образом
С появлением множества современных чудес мы также стали свидетелями возникновения уникальных форм страданий и психологических стрессов.
Очень важно иметь представление об этих уникальных «ловушках» современности, чтобы научиться их нейтрализовать и мы надеемся, что у нас получится снабдить вас дорожной картой, которая позволит вам более умело ориентироваться в лабиринте современной жизни, чтобы избежать опасностей, постичь великолепие и обрести больший смысл жизни и удовлетворение ею.
1. Мы окружены сверхнормальными пороками с огромным потенциалом привыкания
В наше время мир превратился в бесконечную череду сверхнормальных соблазнов, вызывающих привыкание.
Видеоигры, фастфуд, социальные сети, казино и онлайнказино, Tinder и порно, дизайнерские наркотики, товары широкого потребления, супер-марихуана, бесчисленные разновидности выпивки, Netflix, виртуальная реальность, стрип-клубы, смартфоны, сигареты, Интернет, вездесущие экраны, криптовалюта, постоянные новые потоки информации ― и так далее и тому подобное.
Трудно переоценить, насколько всё это дерьмо является странным и опасным.
Большинства из этих вещей не существовало на протяжении большей части человеческой истории, в особенности в их нынешних максимально привлекательных формах.
Нет права на ошибку: это минное поле, которое становится всё более соблазнительным и всепоглощающим.
Мы искренне обеспокоены тем, что у нас настолько хорошо получается создавать вызывающие привыкание и отвлекающие внимание развлечения, что в скором времени попытки избежать пристрастий к ним станут практически невозможными.
Если мир так затягивает сегодня, то, что будет с ним через 20 лет?
Возникает разумный вопрос: откуда берутся все эти пороки и почему они вызывают такую сильную зависимость?
Краткий ответ: экономика внимания.
Мы достигли той стадии, на которой ведётся масштабная война — за наше внимание. Ваше внимание — это чья-то зарплата.
Всё сводится к простым мотивам: если компании хотят оставаться на плаву и расти, они должны разрабатывать более эффективные способы захвата внимания потребителей.
Это привело к возникновению в современном мире легкодоступных, вызывающих сильное привыкание пороков.
Мы живём в их окружении. Неудивительно, почему многие из нас чувствуют себя на грани. Мы нервничаем, проявляем недовольство, пребываем в постоянном поиске следующей дозы дофамина в смартфоне или где-либо ещё.
Стратегии преодоления этого:
2. Современный городской образ жизни и окружающая среда являются механизированными и глубоко отчуждающими
Жизнь в большом городе может быть интересной и захватывающей, но у неё есть своя цена.
Для обычного человека день городской жизни в XXI веке в основном состоит из перемещения по бетонному, механизированному лабиринту мигающих неоновых вывесок, огромных рекламных щитов, мчащихся на бешеной скорости авто, полицейских сирен, строительных шумов, гудящих сигналов и сотен равнодушных к происходящему вокруг людей, которые не отрывают взглядов от своих смартфонов.
Среднестатистический человек обычно перемещается через эту среду на машине или общественном транспорте, тратя до двух часов в день на дорогу на работу и с работы, которую он часто ненавидит, но вынужден проводить на ней как минимум восемь часов. В конце дня он возвращается в закрытый прямоугольный ящик, который называется домом или квартирой, где он становится отрезанным от большинства людей в своей жизни.
Типичный вечер может включать в себя «общение» с людьми при помощи текстовых сообщений, просмотр сериалов или прокрутку бездонных глубин Twitter, FB и т.п.
Если XXI век характеризуется цунами сверхнормальных стимулов, тогда современный мегаполис — это их эпицентр. В таких местах часто присутствует всепроникающее, смутное, жуткое ощущение фальши, искусственности.
Однако современные городская среда и образ жизни настолько нормализованы, что мы не замечаем, что они с нами делают.
Охваченные вихрем сверхнормальной стимуляции и отвлечений, мы отключаемся от своего внутреннего опыта текущего момента, от наших тел, от тишины и покоя, от самих себя.
Живя относительно изолированной жизнью в такой среде, мы становимся оторванными друг от друга, от общества и главное - от мира природы.
Оторванные от самих себя, друг друга и природы, мы (бессознательно) ищем то, что ошеломило бы нас или заставило бы ощутить кайф — и как мы уже увидели, сверхнормальные пороки с нетерпением ждут, когда же мы, наконец, угодим в их ловушку.
Стратегии преодоления этого:
3. Нас регулярно атакуют средства массовой информации и пропаганда, призванные свести на нет наши лучшие суждения
Средства массовой информации (СМИ) и «журналистика» являются практически полностью токсичными. Возможно, вы замечали это.
Вы когда-нибудь тратили кучу времени на социальные сети или чтение последних возмутительных «новостей», после чего жутко сожалели об этом, поскольку могли бы вместо этого сделать что-нибудь полезное?
Мы тоже.
СМИ — один из ярких примеров индустрии, целостность которой была нарушена стимулами лжи и наживы, наживы и лжи.
Чтобы получать прибыль, социальные сети и новостные сайта нуждаются в огромном количестве людей, которые просматривали бы рекламу, размещаемую на их ресурсах.
Как результат, главным приоритетом этих компаний становится максимизация
1) количества глазных яблок на их ресурсах в любой момент времени и
2) количества времени, в течение которого каждая пара глазных яблок тратит на просмотр их ресурсов. Это опять же, экономика внимания.
Сделав шаг назад, мы отчётливо видим, что было бы идеально иметь социальные сети, главным приоритетом которых было бы содействие реальному человеческому сообществу и общественной жизни в соответствии с широко разделяемыми ценностями, но, к сожалению, такая приоритизация не является хорошей стратегией для максимизации доходов от рекламы.
Таким образом, мы получаем ситуацию, в которой тысячи инженеров работают за кулисами в Facebook, Twitter, Instagram, Snapchat, YouTube и так далее, постоянно пытаясь найти способы сделать сайты этих компаний более захватывающими и привлекательными.
Постоянные push-уведомления. Автозапуск видео. Алгоритмы, нацеленные на то, чтобы показывать как можно больше интересующего вас контента, даже если он представляет собой информационный «фастфуд». Уведомления о вещах, о которых вас в действительности не нужно уведомлять. Различные вознаграждения — непредсказуемая положительная обратная связь, которая увлекает нас так же, как и игровые автоматы.
Ироничный результат такой тактики получения прибыли заключается в том, что социальные сети вызывают у нас чувство отчуждённости, мы часами листаем новостные ленты, задаваясь вопросом, почему мы ощущаем себя крайне подавленными.
Аналогичным образом, нам кажется, что было бы идеально иметь новостные агентства, главным приоритетом которых было бы предоставление честной, беспристрастной, несенсационной, высококачественной информации.
Опять же, это не очень хорошая стратегия для максимизации прибыли от рекламы.
К сожалению, чтобы максимизировать трафик, новостные компании прибегают к выкладыванию поляризационного, противоречивого, эмоционально насыщенного и сенсационного контента. Кликбейт-заголовки, которые искажают правду, используются для влияния на нашу лимбическую систему — а именно запуска ответной реакции в виде гнева или страха — заставляя нас кликать, взволнованно читать и втягиваться в пламенные войны, которые ведутся в комментариях.
И когда алгоритмы Facebook замечают, что мы тратим много времени на чтение и комментирование политической информации и прочего, они показывают нам ещё больше такого материала, что приводит к токсичному циклу. Таким образом, «новости» и социальные сети сформировали нечестивый альянс, которым движет получение прибыли.
Результатом этого союза для огромных стад несмышлёных пользователей стала жизнь в постоянном состоянии неудовлетворённости и беспокойства: нам не терпится взять в руки свои смартфоны, чтобы узнать, как разрушают нашу страну сегодня «идиотские либтарды» или «альт-правые фашисты». Большая часть этой драмы и возмущения является сфабрикованной.
Стратегии преодоления этого:
• Изучайте информацию о политическом трайбализме, чтобы перестать быть марионеткой политической информационно-развлекательной системы.
4. Глобализация и Интернет предоставляют нам доступ к бесконечным новостям о трагедиях на Земле
Помимо ежедневной политической новостной драмы, которая является сфабрикованной чушью, нам также приходится иметь дело с новостями об очень реальных трагедиях, происходящих во всём мире.
В цифровом мире, состоящем из семи миллиардов человек, это имеет смысл.
Задумайтесь вот о чём: семь миллиардов человек. 7000 х 1000 х 1000 жителей из разных уголков нашего огромного мира. Конечно же, часть этих людей будут сталкиваться с поистине дерьмовыми вещами в тот или иной день.
Тем не менее, суть не в этом. Нашлись те, кто решил создать ресурсы, которые 24 часа в сутки освещают все самые дерьмовые события, произошедшие в мире. К ним относятся международные новостные трансляции и сайты вроде Twitter.
Заслугой тех, кто распространяет подобные истории, является то, что они хотят повысить осведомлённость обо всех тех ужасных вещах, которые происходят в мире, привлечь к ним внимание, чтобы другие оказали помощь, и прочее.
Но проблема состоит в том, что мы, с эволюционной точки зрения, не способны обрабатывать такое количество трагедий — даже близко.
Наш мозг эволюционировал, чтобы осмыслять и заботиться примерно о 150 людях (число Данбара).
Таким образом, осознание трагедий, которые случаются с 7000000000 человек, похоже на апокалипсис.
Это подавляет и вынуждает многих людей впадать в отчаяние. Им кажется, будто мир пылает в огне и стремительно катится к пропасти.
Интересно, что когда вы наблюдаете за долгосрочными тенденциями, вы обнаруживаете, что во многих отношениях верно обратное: как мы уже говорили во вступлении, уровень насилия и нищеты никогда прежде не был настолько низким. Продолжительность жизни значительно возросла за счёт резкого снижения младенческой смертности. Среднестатистический человек никогда прежде не имел настолько широкого доступа к образованию и возможностям.
К сожалению, нам редко показывают обратную сторону медали. Вы никогда не увидите заголовки статей, которые гласят: «Шесть миллиардов человек продолжают жить в относительном мире и процветании».
(Интересно, что нам также редко говорят о самых больших проблемах, с которыми имеет дело наш вид: глобальная крайняя нищета, экоцид, массовое жестокое обращение с животными и риски исчезновения, связанные с такими вещами, как ядерная война, быстрое изменение климата, репликаторное технологическое оружие, искусственный интеллект и так далее.)
В целом, в результате чрезмерного внимания к ежедневным трагедиям, происходящим на Земле, многие люди страдают от депрессии, чувства вины и беспомощности.
Стратегии преодоления этого:
5. Мир был разочарован; мы отказались от магии природы и духовного измерения человеческого опыта
На протяжении большей части человеческой истории жизнь считалась священной в различных культурах. Семья была священной. Община была священной. Еда была священной. Вода была священной. Дома и повседневные предметы были священными. Природа, наряду со всеми дарами, которые она давала, была священной.
Жизнь развивалась гораздо более медленными и спокойными темпами, позволяя людям быть в глубоком контакте со звуками, временами года, ритмами и терапевтической красотой природных процессов роста и распада. Люди жили близко к земле, природа (и всё, что было в ней) представляла собой вечную захватывающую реальность. В природе присутствовала магия — в таинственных силах, которые оживляли попугаев и орхидеи, ягуаров и секвойи, кучево-дождевые облака и горы.
Примерно в конце XVIII века, с подъёмом индустриализации, различные прозорливые поэты и мудрецы начали замечать, что мы теряем что-то существенное по мере того, как принимаем суету времени и обещания формирующегося техно-рая.
Разочарование в природе, вероятно, началось гораздо раньше, когда люди открыли для себя сельское хозяйство, построили города и утратили связь со своими анимистическими природными корнями. Однако капиталистическая индустриализация — и коммодификация (превращение всего пространства в товар) практически всех сфер жизни — стала особо разрушительным ударом по остаткам человеческой души. Более того, современная светско-научная ортодоксальность часто подразумевает, что Вселенная является холодной, почти мёртвой, бездумной машиной, рождённой совершенно случайно. Эта недоказанная гипотеза ещё больше усугубляет широко распространённое духовное смятение и отчаяние.
«Бог мёртв», — писал Ницше, ссылаясь не на кончину божества, а скорее на смерть Бога в сердцах людей и разочарованность в мире.
Представьте себе жизнь, в которой вы рассматриваете всё — начиная от воздуха, которым вы дышите, и заканчивая пищей, которую вы едите — как священный дар и часто благодарите природу за её щедрость. Представьте себе, что вы проводите большую часть времени на природе, слушая звуки ветра и птиц и наблюдая, как облака плывут по небу. Представьте себе ощущение, что всё вокруг является божественным чудом. Представьте, что вы часть сплочённых сообществ людей, которые ощущают то же самое и полагаются друг на друга.
Таково было быть человеком на протяжении большей части нашей истории. Если вы сравните это видение жизни с современным, вы легко увидите, насколько мы отдалились от своих корней.
Мы не хотим излишне романтизировать прошлое, поскольку за последние несколько столетий мы были свидетелями множества монументальных форм прогресса. Наша жизнь в целом менее насильственная, более благополучная и комфортная, чем жизнь большинства наших предшественников.
Тем не менее, в процессе модернизации мы многое потеряли, и мы не должны обманывать себя на этот счёт.
Посредством глубокого намерения и осознанной практики можно пробудить духовное измерение человеческого опыта — вновь очаровать мир — и с радостью наблюдать, как всё больше и больше людей приходят к осознанию важности этого стремления.
Тем не менее, фактом остаётся то, что в целом мы, модернисты, разобщены в духовном плане, и это разобщение является одним из самых болезненных недугов нашей психики сегодня.
Стратегии для преодоления этого:
• Экспериментируйте с духовными практиками, такими как погружение в природу, медитация, йога, работа с дыханием, ведение дневника благодарности или осознанность.
• Почитайте и послушайте различных духовных учителей Мира.
• Прежде всего, признайте важность культивирования определённой формы духовности, которая просто включает в себя пробуждение благодарности, связанности и благоговения перед величием природы.
6. Наша культура потребления и поклонения деньгам убеждает нас жить неудовлетворительным образом
«Оно сделало то, что характерно для всех рекламных объявлений: создало беспокойство, которое можно было снять только путём покупки». Дэвид Фостер Уоллес
Наконец, стоит упомянуть, что вся современная реклама пронизана коварными скрытыми сообщениями, призванными убедить нас в том, что мы являемся неполноценными в некотором роде, но мы типа можем это исправить всего за семь платежей в размере $99,95!
Более того, наш доминирующий культурный нарратив (прочно закреплённый в СМИ) побуждает нас тратить свою жизнь, делая то, что нам не нравится, чтобы покупать не нужные вещи, которые, как нам говорят, сделают нас «успешными» и «счастливыми».
Нам постоянно показывают образы людей, у которых есть больше чего-либо, чем у нас, и это заставляет нас постоянно хотеть жить лучше, а не ценить то, что мы уже имеем. Таким образом, мы тратим время на то, чтобы покупать всё больше и больше вещей, большинство из которых нам никогда не пригодятся.
«Беден не тот, у кого есть слишком мало, а тот, кто жаждет большего». — Сенека
Зарабатывать деньги нужно, поскольку они обеспечивают нам разумный уровень безопасности и комфорта. Тем не менее, если деньги находятся на вершине вашей иерархии ценностей, вы будете тратить свою жизнь на то, чтобы накапливать больше вещей, но их никогда не будет достаточно. Дэвид Фостер Уоллес знал это: «Если вы поклоняетесь деньгам и вещам, если они заменяют реальный смысл жизни, тогда вам никогда не будет достаточно, никогда».
Стратегии преодоления этого:
• Осознайте, что никакие деньги и потребление не принесут вам истинного мира и удовлетворения; они возникают из глубокого осознания и принятия, любви к себе, культивирования связи с чем-то большим, целостности и преследования поистине полезных видов деятельности.
И хотя всё это является полным дерьмом, важно знать, что есть и хорошие новости: XXI век — также время неограниченных возможностей. Во многих отношениях мы живём в удивительную эпоху, предлагающую нам уровни новизны и процветания, которые прежде не были доступны человечеству. Есть бесконечное множество вещей, которые можно прославлять, ценить, изучать и исследовать. Мы обладаем безграничным потенциалом роста и развития.
Если мы сможем стать добрыми к самим себе и развить мудрость, чтобы избегать ловушек современной жизни, наше время на Земле может оказаться чрезвычайно значимым и стоящим!
По материалам сайта https://highexistence.com
Иллюстрации Daehyun Kim
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий