Рационально-эмотивная ролевая игра используется не только для изменения убеждений, но и для других целей. Она помогает улучшить коммуникативные навыки и тренировать разные стили общения, что позволяет лучше адаптироваться к различным ситуациям социального взаимодействия.
©Kate MacDowell
В терапии бывают случаи, когда клиент говорит, что умом понимает ошибочность своего убеждения, но эмоционально верит в его истинность. В таких случаях применяется техника «рационально-эмотивная ролевая игра», в которой я предлагаю клиенту разыграть диалог между его «эмоциональной» и «рациональной» частями.
Следует учесть, эта техника может быть сложной для клиентов, поэтому её лучше применять на более поздних этапах терапии.
Перед началом ролевой игры нужно выявить доказательства, на которые опираются «рациональная» и «эмоциональная» части клиента. Затем мы разыгрываем диалог по ролям — клиент играет свою «эмоциональную часть», а я исполняю роль его «рациональной части», а затем мы меняемся ролями. В процессе диалога я всегда говорю от имени клиента, используя местоимение «Я».
Терапевт: «Итак, вы до сих пор считаете себя неудачницей, потому что у вас нет семьи?»
Клиент: «Да, именно так я считаю. Я понимаю умом, что это полная ерунда, но чувствую иначе».
Терапевт: «Помните, мы обсуждали доказательства в пользу и против вашего убеждения. Я предлагаю вам сейчас разыграть диалог между вашей эмоциональной и рациональной частями».
Клиент: «Хорошо».
Терапевт: «Я исполню роль вашей «рациональной части». Эта часть понимает, что, даже если у вас нет семьи — это не значит, что вы неудачница. А вы сыграете свой внутренний голос, свою «эмоциональную часть», которая продолжает верить, что вы неудачница. Постарайтесь тщательно доказывать свою правоту и переспорить меня. Как вам идея?»
Клиент: «Давайте».
Терапевт: «Отлично. Тогда скажите: «Я неудачница, потому что у меня нет семьи».
Клиент: «Я неудачница, потому что у меня нет семьи».
Терапевт: «Нет, это неправда. У меня есть убеждение, что я неудачница, а на самом деле я достаточно успешный человек».
Клиент: «Если бы я действительно была успешной, я бы вышла замуж».
Терапевт: «Это неправда. Быть успешной и быть замужней — это разные вещи. Если бы замужество было признаком успеха, то успешными можно было назвать всех замужних женщин, но это не так».
Клиент: «Я до сих пор живу с родителями, у меня нет своего жилья. Это доказывает, что я неудачница».
Терапевт: «Но это временно, я не хочу жить на съёмной квартире и откладываю деньги на своё жильё. Это доказывает, что у меня есть цель, и я делаю всё, чтобы её достичь».
Клиент: «Но успешные люди не страдают от панических атак».
Терапевт: «Здесь нет никакой связи. Наоборот, часто оказывается, что паническими атаками страдают успешные люди, которые привыкли брать на себя много ответственности и всё контролировать».
Клиент: «Действительно вы правы, я слишком ответственная и привыкла всё держать под контролем».
Терапевт: «Я согласен с вами. Сейчас вы перестали спорить и вышли из роли. Есть ли у вас ещё доказательства того, что вы неудачница?»
Клиент: «Больше нет».
Затем мы с клиентом меняемся ролями, и я привожу доводы, которые он использовал в роли своей “эмоциональной части”. Это помогает клиенту точнее реагировать на свои переживания, и не даёт новых поводов для сомнений.
Терапевт: «Теперь поменяемся ролями. Вы сыграете “рациональную” часть себя, а я “эмоциональную”. Я буду использовать ваши аргументы».
Терапевт: «Я неудачница, потому что у меня нет семьи».
Клиент: «Нет, это неправда. У меня есть убеждение, что я неудачница, а на самом деле я вполне успешна».
Терапевт: «Нет, правда. Если бы я действительно была успешной, то вышла бы замуж».
Клиент: «Это неправда. Я ещё не встретила мужчину, за которого хотела бы выйти замуж. Сам факт замужества не сделает меня успешной. Быть успешной и быть замужней это разные вещи».
Терапевт: «Но у меня нет своего жилья, и я до сих пор живу с родителями. Это доказывает, что я неудачница».
Клиент: «Это вовсе не означает, что я неудачница. Наоборот, меня повысили на работе, и вскоре у меня появится возможность купить собственное жильё».
Терапевт: «Но успешные люди не страдают от панических атак».
Клиент: «Это тоже неправда. Панические атаки довольно часто встречаются у вполне успешных людей».
После выполнения ролевой игры нужно оценить, насколько она была эффективной для клиента. Это поможет понять, продолжать ли терапевтическую работу по изменению этого убеждения. Для усиления пользы техники можно сформировать копинг-карточку:
Если клиенту сложно сформулировать ответ в «рациональной» роли, тогда я предлагаю ему снова поменяться ролями, или остановить игру и обсудить случившееся.
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
Техника предполагает элемент спора. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за невербальными реакциями клиента — чтобы он не думал, что его критикуют или подавляют, считая рациональную часть важнее эмоциональной.
Заключение
Рационально-эмотивная ролевая игра применяется не только для изменения убеждений, но и для других терапевтических целей. Она также помогает улучшить коммуникативные навыки и тренировать разные стили общения, что позволяет лучше адаптироваться к различным ситуациям социального взаимодействия.опубликовано econet.ru
Список используемой литературы: Бек Джудит. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. — СПб.: Питер, 2018. — 416 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Автор Павел Зайковский
В связи с теневым баном, мы создали новую группу в фейсбуке Econet7. Подписывайтесь!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий