К чему сводятся детско-родительские отношения в большинстве семей и почему современные родители практически не занимаются воспитанием своих детей?
Из последних «критических» эпох в России часто вспоминаются 90-е года, когда социально-экономический кризис напрямую отразился не только на качестве жизни обычных семей, но и на качестве отношений внутри них. Сейчас я наблюдаю нечто похожее. Массово. Или, быть может, так было всегда и во все времена, но с разной степенью выраженности? Я не историк, и мне сложно глубоко судить об этом, но вот какие явления я замечаю в современных семьях на сегодняшний день.
1. Основной ориентир деятельности современных взрослых – оплата счетов (коммунальных, медицинских, образовательных, машину… и т.д.). И соответственно – родители заняты в непрекращающейся гонке за заработками на одной-трёх работах.
2. Основные родительские функции сошлись на приказе и контроле:
3. Совместная деятельность родителей и ребёнка ограничивается:
4. Оказание помощи ребёнку по решению конфликтных ситуаций в детском коллективе, обращение в медицинскую организацию, учебные трудности, проблемы с поведением – родители организуют через «третьи руки»:
В итоге виноваты оказываются все, но они сами остаются в стороне на правах «заказчиков» и «приёмщиков».
1. Редко проводят совместный досуг или общее развлекательное дело. Предпочитают посадить ребёнка перед телефоном, телевизором, компьютером, раскрасками, книжкой, конструкторами, но редко сядут рядом.
2. Мало интересуются эмоциональной жизнью ребёнка: «что было интересного и что сегодня понравилось?», и мало выражают своё отношение – восторг и интерес к тому, чем ребёнок занимается. Обычно все беседы сводятся сразу с порога к двум традиционным вопросам: «Что получил?», «Уроки сделал?». А чтобы просто посидеть с ним на ночь, или просто обнять, проходя мимо…
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
3. Практически не делятся своим жизненным опытом, в какие похожие ситуации попадали сами и как из них выходили. Это важно, чтобы просто поддержать ребёнка, что произошедшее это не катастрофа, что так бывает, и расстроиться – это нормально, но и что ещё есть и выход из ситуации, и есть способы избежать такого в будущем.
Это бы очень сблизило детей с родителями, как с источником знаний и ответов на важные им вопросы.
Но все типичные бытовые попытки родителей сделать это сводятся к краткому и жёсткому нравоучению и наставлению, форма подачи которых вызывают обиду, сопротивление и отторжение, и даже намеренное действие «на зло».
4. Изредка помогают детям сформулировать их первые детские «выводы про жизнь» как личную ответственность за причинно-следственные связи в событиях их жизни. Когда у ребят происходят какие-то ситуации, где они поступили неверно или совсем растерялись, то многие родители выбирают просто отругать и запретить какие-то действия. Это же проще и быстрее, чем жевать долгую жвачку про то, что случилось, что он хотел от ситуации, и что вместо этих «неправильных действий» полезнее поступать так-то и взять эти способы на будущее. И ребёнок остаётся в непонимании, а что, собственно, произошло, и как это можно контролировать в следующий раз, и как вообще с этим быть-то.
Так и получается, что дети попадают в одну и ту же ситуацию, раз за разом, с одним и тем же неполезным поведением, потому что они не знают, что если «так нельзя», то как «можно», и выбирают действовать по привычке.
5. Редко или мало учитывают интересы и способности ребёнка при выборе кружка, секции, школы, профиля класса, факультета ВУЗа…Известно классическое явление, когда родители толкают ребёнка по какому-то образовательному и потом профессиональному пути:
Так и отрабатывают бедные дети чужую карму, теряя себя, свой индивидуальный мир, реализуя себя в мире теней чужих планов.
6. Не тратят время на то, чтобы передать ребёнку его ответственность и самостоятельность за его детские сферы жизни. Всё начинается с того, что детский портфель собирается родителями. Порядок в комнате наводится родителями. За выпрошенным на день рождения хомячком тоже убирают родители. С учителями спорят за оценки и решают конфликты с другими детьми тоже родители…
В итоге, у ребёнка формируется картинка мира, в которой многое из его обязанностей становится «нужным родителям», а не ему. Это они же чего-то всё ходят, делают, требуют, это им надо. А ребёнок просто начинает пользоваться последствиями – портфель собран, карандаши в стакане на столе и под рукой, двойка исправлена сама по себе и МариВанна не придирается больше, Сашка с третьей парты сам извинился…
И в то же время из образовательных учреждений на голову таких родителей сыпятся упрёки: «Вы не занимаетесь своим ребёнком!»
На что праведный гнев родителей отвечает: «Да как же?! Я работаю на трёх работах! Он сыт, обогрет, одет, в школу приходит вовремя, уроки до 12 ночи делаем! Как это не занимаюсь?!»
Я печалюсь о таких массовых семейных тенденций в российских семьях быть «номинальными механическими родителями», лишёнными души и участия. И особо скорблю о детях, родители которых не могут ответить на рядовые вопросы:
Уважаемые родители! Давайте вернёмся к нашим детям просто как люди, а не финансисты, прачки, кухарки, училки, секретари, личные водители, судьи и палачи…опубликовано econet.ru.
Ирина Попенкова
Фото Loretta Lux
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий