Созависимось в отношениях не принесет ничего хорошего. Каковы признаки этого состояния? Низкая самооценка, самообман, хронический стресс и не только. Работа по преодолению созависимости потребует от вас времени и целеустремленности. Вот алгоритм и методы работы с созависимостью.
Созависимость - это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета.
Стадия 1 - Что происходит со мной?
Клиент рассказывает о том, что происходит у него в жизни и что его беспокоит. Это начальная стадия, на которой могут решаться следующие задачи:
1) идентификация проблемы;
2) прекращение “обета молчания”;
3) обращение за помощью.
Здесь клиент рассказывает о себе, о своих переживаниях. Решаются задачи:
1) удовлетворение собственных потребностей как образ жизни;
2) умение выражать болезненные переживания;
3) естественное выражение чувства страха и вины.
Многие перемены возможны, когда выздоравливающий человек чувствует себя свободным в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения. Решаются задачи:
1) процесс выздоровления - это скорее приключение, нежели цель;
2) самопрощение;
3) всепрощение.
Упражнение
Составьте два списка. В первом укажите все то, что ваши родители, учителя или другие взрослые люди делали и говорили вам во время вашего взросления и что, на ваш взгляд, не принесло вам никакой пользы и даже в некоторой степени было вредно. Во втором укажите все, что ваши родители, учителя и другие взрослые люди не говорили или не делали для вас, и что, как вы теперь полагаете, пошло бы вам на пользу, если бы они это говорили и делали.
Закончив составление списков, изучите их, принимая к сведению следующее. В пунктах первого списка указано все то, за что вы не простили своих родителей. Это то, что сдерживает вас и способствует вашей созависимости. Во втором списке указано все то, что кто-то другой, как вы до сих пор надеетесь, должен сделать для вас. Вам придется взять эти заботы на себя или попросить, чтобы это сделали ваши родители, а если это невозможно, то попросить других людей помочь вам удовлетворить эти потребности.
Техника "Я выбрасываю старые послания"
Кто сказал мне, что я – плохая или не такая, как надо? Я все еще позволяю кому-то говорить мне все это?
Слушай себя тихо и спокойно. Чей голос ты все еще слышишь? Мамин? Этот голос тебя ранит? Этот голос все еще принижает тебя, мешает твоему счастью, не позволяет принять себя, мешает радоваться, любить?
Сделай глубокий вдох и подыши любовью, умиротворением и радостью. Выдыхай негативные послания. Итак, вдох – любовь, выдох – негативные предписания. Прочувствуй, как они зависают, разрываются и ухолят...
Упражнение
Чтобы почувствовать достоинства и недостатки 2 позиций: «ответственность за других» и «ответственное отношение к другим», продолжите незаконченные предложения:
Упражнение
В течение определенного отрезка времени отслеживать свои ощущения, чувства, мысли, действия, мысленно называя их и добавляя фразу"И это делаю я".
Утверждения, которые дают чувство принятия:
Упражнение
Составьте список своих ценностей. Пишите все, что для вас важно. Далее поставьте от 0 до 100% насколько вы реализуете эту ценность в своей жизни (НЕ ДУМАЯ!!). Например, для меня ценно – забота. Насколько я способна давать это людям? Допустим, на 30%. …ставим. Еще ценность – деньги. Реализация на 20%.
Рядом ставим тоже % насколько я хочу реализовывать эту ценность в жизни. Далее расшифровываем каждый пункт: забота для меня… все подробно прописываем до полного понимая сути! Например, забота – 70% неудовлетворенности: что входит в эти 70%. Расписываем по пунктам подробно: 1) мне не хватает близких людей рядом. 2) я не могу проявлять нежность и тд. Все что приходит в голову.
Если мы что-то ценим, но не реализуем в жизни – там основные провалы в самооценке. Именно там мы более всего не удовлетворены собой.
Упражнение
Составьте два списка:
1. 10 качеств, умений, черт характера, которые, на ваш взгляд, помогли добиться каких-либо положительных изменений в вашей жизни.
2. 10 качеств, черт, привычек, которые мешают вам достигать в жизни желаемого.
После составления этих списков ответьте на вопрос: как вы относитесь к таким же качествам у других людей? Отличается ли ваше отношение к себе здесь от отношения к ним? Любое наше качество в организме существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует. До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, а даже изводим в себе эти черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача.
Возьмите второй список и представьте, что каждое качество из этого списка на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно и чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством. Теперь, когда вы это знаете, вы можете использовать его лучше, в более уместные моменты и без побочных эффектов.
Если есть такое качество, которое мы в себе вообще не переносим – представьте его в виде образа. И пообщайтесь с этим образом. Ищите в данном случае все то, что является полезным для вас или для окружающих (это будет способ удовлетворения какой-то потребности). И найдите другой способ, более адекватный для удовлетворения этой потребности.
Упражнение
В левой колонке печатайте либо пишите тщательно, с нажимом, медленно самое положительное свое утверждение, а справа пишите быстро то, что нашептывает предательский голос внутреннего критика.
Утверждение (тщательно печатается) | Негативный отклик (быстро пишется) |
Я люблю себя. | Да? |
Я люблю себя. |
Ты не заслуживаешь любви. |
Я люблю себя. |
Но никто другой тебя не любит. |
Я люблю себя. |
Ты еще мало трудилась. |
Я люблю себя. |
Ты недостаточно умна. |
Я люблю себя. |
Посмотри, какая ты толстая. |
Я люблю себя. |
Ты не смогла похудеть, но ты пыталась и кое-что тебе удалось |
Я люблю себя. |
Не может быть, я люблю самую малость в себе. |
Я люблю себя. |
Ладно, я могу позволить себе любить себя. |
Я люблю себя. |
Да, я люблю себя. |
Продолжайте писать слева одно и то же утверждение, пока предательский голос не истощится.
Упражнение
Представьте, что Вас охватило полное безумие, отпустите своего внутреннего цензора. Мысленно опишите себя. Какой Вы псих? Стройте рассказ в первом лице, начиная с фразы "Я полностью сумасшедший". Расскажите историю Вашей болезни. Как это произошло? Где Вы в таком состоянии окажитесь в конце жизни? А теперь представьте, что Ваше сумасшествие - изощренный способ удовлетворить Вашу потребность. Какую именно? Как Вам это открытие? Завершите разделением фантазии в упражнении и реальности.
Упражнение
Заведите дневник чувств. Составьте перечень чувств, которые вы пережили в течение дня. Записывайте в своем дневнике, когда вы переживаете каждое чувство, где вы его переживаете и любое выражение чувства, если оно было выражено. Если хотите, можете фиксировать только те случаи, когда вы ощущали или осознавали чувство, но не испытывали или не помните его проявления. Спустя какое-то время составьте схему вашего прогресса. Отметьте в дневнике, какие чувства вы можете распознать, но не можете выразить. Запишите определенные чувства, которые отсутствуют в вашем перечне.
Упражнение
Заполните таблицу, поместив ответы в пустые клетки. Во втором столбце опишите свои возможные реакции на чувства, названия которых приведены в соответствующих клетках первого столбца. Помните, что реакция – это импульсивный, нездоровый вид поведения, имеющий целью пресечь то или иное чувство. В третьем столбце в соответствующих клетках опишите подходящие ответные действия, которые вы могли бы предпринять при возникновении такого чувства. Помните, что отклик – правильный вид поведения, способствующий раскрепощению чувств.
Чувство | Реакция | Отклик |
Гнев | Обзову другого человека нехорошим словом. Ударю его по лицу. | Отойду в сторону и успокоюсь. Приведу себя в комфортное состояние. Справлюсь со своими чувствами и спокойно объясню, почему разгневалась. |
Подавленность | ||
Ревность | ||
и другие чувства |
Здоровые способы управления чувствами
Как распознать созависимые и здоровые послания
Созависимые послания | Здоровые послания |
Ты упрямый. | Ты можешь попросить о том, что тебе необходимо. |
Ты должен быть идеальным. | Ты можешь ошибаться. |
Поторопись. | Можешь не спешить. |
Ты должен приспосабливаться. | Можешь думать о чем хочешь. |
К другим | |
Приложи все силы. |
Ты можешь это сделать. |
Ты должен быть сильным. | Ты можешь чувствовать и иметь потребности. |
Ты — особенный | Ты можешь быть самим собой. |
Работай упорно. | Ты можешь играть и развлекаться. |
Ты в замешательстве. | Ты можешь думать и чувствовать одновременно. |
Ты бестолковый. | Ты можешь думать и быть эффективным. |
Не будь таким эгоистичным. | Ты можешь быть непринужденным. |
Ты тупой. | Ты можешь быть творческим человеком. |
Ты больной или сумасшедший. | Ты можешь быть хорошим. |
Всегда будь правильным. | Ты можешь признать, что неправ. |
Ты не должен доверять другим. | Ты можешь доверять другим. |
Будь осторожен. | Ты можешь расслабиться и выкинуть из головы (забыть) все. |
Тебе нужно быть зависимым, | Ты можешь быть независимым чтобы быть любимым. |
1. Произведите объективное описание проблемы или поведения (“Когда вы разгневаны и пронзительно кричите...”).
2. Поделитесь своим отношением к проблеме и поведению (“Я испугался точно так же, как в детстве, когда отец кричал на меня”).
3. Опишите влияние или результаты воздействия проблемы на вас и / или ваши взаимоотношения (“Я хочу убежать от тебя и спрятаться”).
4. Остановитесь на минуту и послушайте ответную реакцию другого человека или его (ее) восприятие конфликта.
5. Ясно сформулируйте то, чего вы хотите от другого человека (“Я хочу, чтобы ты выразил свой гнев в таких словах: “Я зол”).
6. Четко спросите другого человека: “Не хотел бы ты ...?” (“Не хотел бы ты сказать, из-за чего злишься, а не кричать на меня?”)
7. Обсудите, есть ли различия между тем, чего вы желаете, и тем, что другой человек готов дать или сделать.
8. Если вы не можете обсуждать разногласия, согласитесь с тем, что у вас имеются расхождения во взглядах. (“Я вижу, что мы не можем прийти к согласию в этом вопросе, и принимаю наши разногласия. Не согласишься ли ты также признать наши расхождения во взглядах?”)
9. Если разногласия непреодолимы и отношения прекращаются, отметьте это каким-то ритуалом завершения. Напишите письмо, в котором сформулируйте свои представления о ваших неразрешимых противоречиях без обвинений, рассматривая себя и другого человека с хорошей стороны. Вы можете не отсылать это письмо или сжечь его.опубликовано econet.ru
Автор Ирина Парфенова
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий