Большинство из нас считают себя «лучше среднего». Рассмотрим, насколько эта иллюзия оправдана или нет.
Большинство из нас считают себя лучше остальных. Когда дело доходит до стиля вождения, умственных способностей и скромности, склонность к оптимизму заставляет нас думать, что мы лучше, чем другие. Проблема самовозвеличивания наиболее отчётливо проявляется в моральной сфере — мы считаем себя более принципиальными по сравнению с другими. Наше чувство морального превосходства настолько искажено, что даже заключённые в тюрьму преступники думают, что они добрее, надёжнее и честнее, чем вы и я. Это помогает нам понять, почему мы живём в разделённую эпоху.
«Мораль подобна храму на холме человеческой природы. Это наш самый священный атрибут».
Джонатан Хайдт
Мы не просто переоцениваем свою моральную добродетель — мы недооцениваем моральную добродетель тех, кто не похож на нас.
«Книги, которые мир называет аморальными — это книги, которые показывают миру его собственный стыд». Оскар Уайльд
Исследование, проведённое Беном Таппином и Райаном Маккеем, не только подтверждает, что большинство из нас считают себя «лучше среднего» — оно рассматривает, насколько эта иллюзия оправдана или нет.
Трудно оценить того, кого мы не знаем. Именно поэтому люди приписывают «средние» ценности другим и «преувеличенные» ценности себе, когда их просят оценить мораль.
По мнению исследований, моральное превосходство — это «уникально сильная и широко распространённая форма иллюзии»; она заставляет вас чувствовать себя лучше другого человека или группы.
Однако в этом есть некая доля рациональности. У нас гораздо больше информации, чтобы оценить себя, чем людей, которых мы на самом деле не знаем. Следовательно, имеет смысл быть более осторожными при оценке других. Также нам мешает наш механизм самозащиты. С точки зрения выживания, безопаснее предполагать, что кому-то стоит доверять меньше, чем нам.
Иллюзия превосходства может защитить нас от лжецов или мошенников — моральный скептицизм может уменьшить наши шансы быть обманутыми.
Однако есть и негативные последствия. Самодовольство заставляет вас сосредоточиться на себе, а не на попытках понять других. Это снижает нашу готовность к сотрудничеству или компромиссу — создаёт стену между «нами» и «ними».
Люди, которые высоко ценят мораль, срезают углы, а потом создают ситуации, чтобы чувствовать себя хорошо.
Эгоистичные оправдания, которые мы придумываем, когда намеренно нарушаем этические правила, смягчают угрозу нашему моральному «Я» — мы поступаем «неправильно», считая, что придерживаемся морали. Взять, к примеру, человека, который приглашает своего отца в дорогой ресторан, чтобы показать ему, что у него всё хорошо. Он оправдывает расходы на ужин тем, что его отец «всегда даёт дельные советы, связанные с бизнесом».
Лень предполагаемого морального превосходства может быть фатальной в политике, бизнесе или религии — она ведёт к нетерпимости и насилию. Как писали Таппин и Маккей: «Когда противоборствующие стороны убеждены в собственной правоте, эскалация насилия наиболее вероятна».
Наши действия и позиции оправдываются более высокими моральными ценностями, чем у других. Иллюзия превосходства порождает разделение — те, кто не принадлежит к нашей группе, считаются хуже.
Католики и протестанты вели смертельную войну в Северной Ирландии. Евреи и христиане становятся мишенью во многих странах. Шииты убивают суннитов в Ираке, а не пытаются разрешить свои разногласия.
Парадокс в том, что обе стороны считают друг друга хуже. Большинство людей рассматривают себя как образцы добродетели, но мало кто воспринимает это в других.
Моральное превосходство может отражать значительную несогласованность в общественном суждении и восприятии, как объясняет Таппин. Чтобы проиллюстрировать это, он приводит в качестве примера Джейн, которая истолковывает свою мораль в очень позитивных терминах — частично используя моральную двусмысленность. Тем не менее, её оценка других менее позитивна. Двойные стандарты Джейн работают только в её пользу.
Наша моральная иллюзия ослепляет нас — мы верим, что мы всегда правы, а те, кто с нами не согласен, ошибаются.
Мир не делится только на чёрное и белое. Если мы постоянно будем фильтровать всё и всех через нашу моральную призму, никто никогда не сможет пройти испытание. Мы должны научиться отделять поступок от человека. Каждый в нашей жизни — это учитель. Мы можем учиться у кого угодно, даже у тех, кого считаем своими врагами.
Наши глубоко укоренившиеся убеждения часто могут быть причиной обвинений и недальновидности. Мы отождествляем себя с собственными моральными взглядами — изменение мнения или признание того, что мы неправы, похоже на отказ от нашей идентичности. Легче нападать на тех, кто думает иначе, чем признавать их точку зрения обоснованной.
Принадлежность к группе – важнейшая мотивация для человека. Мы объединяемся с людьми, которые разделяют наши мнения и моральные взгляды. Мы охотне следуем советам тех, кто «похож на нас» Аналогичным образом, когда мы сталкиваемся с кем-то новым, мы склонны рассматривать этого человека как «друга» или «врага». Подсознательно мы пытаемся оценить, стоит ли нам доверять этому человеку или нужно бороться с ним.
Наша моральная призма подобна слепоте — мы судим людей, не замечая, кто они на самом деле.
Группы искажают наше чувство морального превосходства и морального трайбализма. Как можно продвигать страну вперёд, если обе партии нападают друг на друга? Вместо того чтобы разделять лучшие идеи друг друга, они заботятся только о себе. То же самое касается религии — церкви больше беспокоятся по поводу верований и догм, чем помогают людям. Вы не спасётесь, если не отдадите предпочтение их пути.
Как писал доктор Стив Максвейн: «Борьба должна прекратиться. И это заявление адресовано не только исламским, но и христианским фундаменталистам, но. Первые используют оружие для уничтожения людей, которые не согласны с ними. Вторые используют систему верований, которую они называют Восхищением, чтобы бороться с теми, кто не согласен с ними».
Любая форма экстремизма является ошибочной — мы больше заботимся о своём моральном превосходстве, чем о результате. Эта поляризационная точка зрения ослепляет всех. Парадокс в том, что вера в то, что мы лучше других, делает нас высокомерными, упрямыми и недалёкими — мы становимся интеллектуально самоуверенными.
«Нам всё время кажется, что наша группа морально превосходит другую группу, — поясняет социальный психолог Джонатан Хайдт. — Мы ненавидим их. Важно, чтобы мы постоянно показывали, насколько наша сторона лучше».
Чтобы «найти» истину, мы должны видеть вещи такими, какими они являются в действительности, а не фильтровать их в угоду себе.
Как пишет Перри Тэм: «Что такое интеллектуальная честность? Это значит всегда искать истину, независимо от того, согласуется ли она с вашими личными убеждениями или нет».
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Интеллектуальная честность заключается в том, чтобы найти лучшее решение, а не выиграть в споре.
Моральное превосходство способствует групповому мышлению — мы обращаем внимание только на тех, кто думает так же, как и мы. Разнообразие мышления необходимо для того, чтобы помочь группам найти наилучшие решения. Однако даже в самых «объективных» организациях лидеры используют моральное превосходство, чтобы заставить замолчать своих «подчинённых».
Начните с выравнивания игрового поля.
Это требует создания бесстрашной культуры, где люди могут:
Это требует от лидеров принятия уязвимости. Из своего опыта знаю, что это легче сказать, чем сделать. Требуется время, чтобы научить руководителей высшего звена отпускать власть и потребность всегда быть правыми. Как поясняет Тэм, решения должны «основываться на фактах, а не на статусе или положении лица в компании, представляющей их».
Интеллектуально смиренные взрослые с большей вероятностью учатся у людей, с которыми они не согласны. Мы должны выйти за рамки правильного или неправильного, интегрируя противоположные идеи, а не исключая их.
Творчество питается изобилием, а не исключением.
Шоу Improv Comedy практикует подход «Да, и...». Он учит людей постоянно опираться на новые идеи, а не подменять или бороться со старыми. Импровизация — это интеграция; идеи — ступеньки, а не альтернативные пути.
Мышление «Да, и...» превращает каждого в участника. Как говорит Келли Леонард, исполнительный директор комедийной группы Second City: «Каждый в ансамбле генерирует сотни идей, и хотя большинство идей умирают и никогда не возрождаются, люди не боятся, что в конце им нечего будет предложить».
Интеграция основана на идеях друг друга — мы раскрываем потенциал каждой мысли вместо того, чтобы судить человека, который её предложил.
«Когда мы действительно вовлечены и прислушиваемся к другой стороне, разногласия, как правило, более конструктивны», — говорит Тенелл Портер, исследователь психологии из Калифорнийского университета.
В своей книге «Команды мечты» журналист Шейн Сноу поясняет, что, хотя великие команды — это больше, чем сумма их частей, (отсутствие) сотрудничества часто не способствует выполнению данного обещания.
Он выступает за три способа интеграции противоположного мышления:
1. Когнитивное разнообразие: одна из причин, по которой разнообразие терпит неудачу, заключается в том, что мы фокусируемся на демографии, а не на образе мышления. Вместо того чтобы искать людей, которые являются подходящими с точки зрения культуры, нам следует нанимать тех, кто продвигает культурный фитнес — они должны бросить вызов команде, чтобы она вышла за пределы собственной зоны комфорта.
2. Когнитивные трения: мы часто рассматриваем конфликт как раскол — напряжение может помочь, если мы отбросим в сторону моральное превосходство. Здоровые трения могут раскрыть лучшее в команде.
3. Интеллектуальное смирение: большинство лидеров действуют с позиции морального превосходства — они считают, что их мнение важнее, чем точка зрения их команды. Мудрые лидеры не только смиренны, но и принимают свою уязвимость. Они не хотят выигрывать все споры.
Интеллектуальное смирение подразумевает признание того, что наши убеждения или мнения могут быть неверными. В эпоху разделения гнев объединяет людей. Каждый принимает менталитет «выиграй любой ценой», чтобы доказать неправоту или коварство других.
Марк Лири, профессор психологии из Университета Дьюка, считает, что «интеллектуальное смирение необходимо для зашиты нас от саморазрушительных тенденций». Независимо от того, к какой точке зрения вы склоняетесь больше всего, интеллектуальное смирение может помочь вам найти точки соприкосновения, построить лучшие отношения и стать более эффективными лидерами.
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Сократ
Интеллектуальное смирение требует практики. Я уязвим перед собственным моральным превосходством. Ниже приведены не правила, а, скорее, советы, которые я использую, чтобы бросить вызов собственным взглядам — я тоже бываю жертвой высокомерия или интеллектуальной самоуверенности.
1) Старайтесь не осуждать людей. Когда мы вешаем ярлыки на людей, мы создаём вымышленную стену между «нами» и «ими» — мы путаем идеи с автором. Каждый из нас — учитель. Вы можете учиться у кого угодно, даже у тех, кто имеет противоположную точку зрения.
2) Дайте шанс противоположным точкам зрения: когда вы вовлечены и слушаете другую сторону, беседа становится более конструктивной и продуктивной. Пытайтесь на время принять точку зрения, которую считаете неправильной. Смотрите на мир сквозь эту призму в течение одного или двух дней. Посмотрите, чему вы можете научиться, глядя на жизнь с «тёмной стороны».
3) Не нападайте на людей из-за того, что они придерживаются других точек зрения: если бы все думали одинаково, мир был бы скучным. Искусство — прекрасный пример: все художники смотрят на одну и ту же реальность, но каждый выражает её по-разному.
4) Избегайте интеллектуальной самоуверенности. Мы все переоцениваем то, что знаем. Ласло Бок, вице-президент по найму сотрудников, работающий в компании Google, сказал: «Без интеллектуального смирения вы не можете учиться». Технологический гигант хочет, чтобы люди «спорили, как сумасшедшие» и были «фанатиками своей точки зрения», но признавали свою неправоту при изменении ситуации ввиду новых фактов.
5) Уважайте других. Относитесь к тем, кто думает иначе, уважительно, то есть так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Различия должны приводить к беседам, а не агрессии. Согласно исследованиям, когда мы чувствуем, что на нас нападают, страдает наше интеллектуальное смирение.
6) Отделяйте эго от ваших моральных взглядов: когда мы отождествляем себя с нашими идеями, мы становимся слепыми. Вы — не ваши идеи. Отбросьте в сторону своё эго — не принимайте всё на свой счёт, когда кто-то бросает вызов вашему мышлению.
7) Будьте открыты и готовы пересмотреть свою точку зрения. В эпоху, когда изменение мнения считается признаком слабости, люди предпочитают быть правыми, а не искать правду. Идеи никогда не бывают окончательными, они постоянно развиваются. Все научные теории были ступеньками для новых открытий. Если мы зациклимся на том, чтобы быть правыми, мы не сможем достичь никакого прогресса.
Когда в последний раз вы меняли свою точку зрения? Как вы себя чувствовали при этом? опубликовано econet.ru.
Gustavo Razzetti
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий