Подпишись

Структура и механизм действия совести

В статье приведены сведения о структуре и механизме действия совести на основе библейского, святоотеческого и религиозно-философского учения

Структура и механизм действия совести

СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ НА ОСНОВЕ БИБЛЕЙСКОГО, СВЯТООТЕЧЕСКОГО

И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ

«…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (Рим. 2:14,15).

§1. В христианском учении о человеке предлагаются различные системы классификации сил (возможностей, способностей) души. Вместе с этим, в основном, авторы сходятся во мнении о трех главных силах души, называемых: словесно-разумной (словесной, разумной, умственной, мыслительной); раздражительной (чувственной или чувствующей) и вожделевательной (пожелательной, желательной, страстной), или умом, сердцем и волей. «На эти три силы и указывают святые отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей … Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творении святых отцов Церкви почти всех веков» (1:13). При этом «совесть имеет седалище во всех трех известных психических силах: в познании, чувствовании и воле» (2:2086).  

В соответствии с библейским учением, совесть — обличает (Ин. 8:9), свидетельствует (Рим. 2:15; 9:1; 2Кор. 11:12), оскверняется (1Кор. 8:7; Тит. 1:15), судит (1Кор. 10:29), сжигает (1Тим. 4:2), очищается (Евр. 9:14), преследует (Прем. 17:10); — может быть доброй (Деян. 23:1; 1Петр.3:16,21; 1Тим. 1:5,19; Евр. 13:18), непорочной (Деян 24:16), порочной (Евр. 10:22), требовательной (1Кор. 10:28; Рим. 13:5), немощной (1Кор. 8:7,12), спокойной (1Кор.10:27), чистой (1Тим. 3:9; 2Тим. 1:3).

Структура и механизм действия совести

По учению святителя Тихона Задонского совесть — это закон естественный или природный, сходный с законом Божьим, и поступающий не по совести — нарушает закон. При этом совесть — свидетельствует о бытие Бога — Создателя и Судии; является гласом Божьим, отвращающим от зла; свидетельствует о грехах и обличает за них, как и слово Божье; оправдает или осуждает; мучает и терзает за грехи; может не замечать пороков, находясь в грехах; может быть чистой, приносить радость и веру (3).

§2. Рассмотрим теперь более подробно учение о совести. В Быт. 4:11,12 говорится о наказании Господом Каина за убийство им своего родного брата Авеля; в Быт. 6:5 — о великом развращении людей на земле; в Быт. 6:19-23 — о том, что за это развращение, в результате потопа, посланного Господом, «истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли ... остался только Ной и то, что было с ним в ковчеге».

Таким образом, в то время, когда кроме Быт. 2:16,17 ещё не было каких-либо иных известных нам Божьих законов (повелений) и, следовательно, не могло быть их нарушения, люди уже подверглись наказанию за личные деяния (убийство и развращение). Кроме того, при отсутствии законов, в Быт. 4:7 говорится о добре и грехе, а в Быт. 6:8 — о том, что «Ной же обрел благодать пред очами Господа», из чего следует, что Ной был праведным.

Заметим также, что Каин в ответ Богу на вопрос: «Где Авель, брат твой?» — сказал: «Не знаю, разве сторож я брату моему?». То есть, Каин не захотел признаться в убийстве своего брата, из чего можно сделать вывод, что Каин сам оценивал свой поступок как плохой. Иначе говоря, у Каина, при отсутствии в то время явных (осознанных) законов, возникло понимание своей вины.

Все это обусловлено наличием основ нравственного закона в совести человека.

В православном богословском словаре о понятии «совесть» говорится: «Воля Божия становится известною человеку двояким способом: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, посредством откровения или положительных заповедей, сообщенных Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанных пророками и апостолами. Первый способ сообщения воли Божией называется внутренним или естественным, а второй — внешним или сверхъестественным … С совестью нельзя переговариваться, условливаться, вступать в сделки: совесть неподкупна … По действиям или отправлениям совесть различают законодательную и судящую (и наказующую). Первая есть масштаб, о который мы измеряем действия свои, а последняя есть результат этого измерения … Развитие и совершенствование совести зависят сколько от образования ума, столько и от усовершенствования воли … Под влиянием страстей и шума мира совесть часто не дослышивается человеком и становится оглушенною … Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке … каждый человек имеет совесть только для себя. А отсюда следует, что я должен остерегаться возвышать свою совесть на степень закона для других и таким образом причинять ущерб свободе совести. Я должен с вниманием и пощадою относиться как к своей собственной совести, так и к совести других людей» (2:2084-2091).

В церковно-славянском словаре совесть определяется, как голос Божий, показывающий Его волю «относительно того, что должно и чего не должно делать человеку» (4:629).

В философском словаре даётся следующее определение совести: «совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону её самосознания» (А.А. Гусейнов) («5:519. См. «Совесть»).

«Когда Бог сотворил человека, — говорит прп. авва Дорофей, — Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон ... Последуя сему закону, то есть совести, (ветхозаветные) патриархи и все святые, прежде писанного закона угодили Богу» (цит. по 6).

§3. Таким образом, даже при отсутствии явного (осознанного) закона Божьего, в совести человека, являющегося образом Божьим, даны в неявном (подсознательном) виде основы этого духовно-нравственного закона. Иначе говоря, в совести, как на духовных скрижалях, записан закон Божий. Несоблюдение (нарушение) этого закона (впрочем, как и осознанного закона) — вызывает неприятные, иногда очень мучительные чувства, называемые угрызениями, или мучениями, совести, что и сигнализирует об отрицательной оценке поступка, то есть — о грехе. В богословском словаре об этом сказано так: «Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его…» (2:2086).

И ведь недаром А.С. Пушкин в пьесе «Скупой рыцарь называет совесть «когтистый зверь, скребущий сердце». Л.Н. Толстой сравнивает её действие со стрелкой духовного компаса: «В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.

Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился» (7. Гл. 2). В.А. Жуковский (1783-1852) в своем стихотворении «Совесть» пишет: «Сколь неизбежна власть твоя, гроза преступников, невинных утешитель. О совесть! Наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!».

Преподобный Григорий Синаит говорит: «Вкусить мучение совести здесь или в будущем не всех удел, а одних тех, кои погрешают против веры и любви. Она, держа меч ревности и обличения обнаженным, без жалости мучит повинных. Кто противится греху и плоти, того она утешает; а кто подчиняется им, того преследует, пока не покаются. И если не покаются, мучение переходит с ними в другую жизнь, и там продлится во веки» (цит. по 8:198,199).

Преподобный Иоанн Лествичник называет совесть неподкупным судьей: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть» (9:1. Слово 12, гл. 7). Святитель Феофан Затворник полагает, что «совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия…» (10:40).  Митрополит Сурожский Антоний (Блум) пишет: «Священное Писание говорит: нет на свете ничего принудительнее, требовательнее, чем суд совести» (11:285). В Великом каноне Андрея Критского говорится: «Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, злосчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире» (Песнь 4. Читается в понедельник первой седмицы Великого Поста).

§4. Влияние угрызений совести может быть столь велико, что человек, не выдержав нравственной боли, может даже покончить с жизнью. По словам святителя Тихона Задонского: «За грех содеянный тяжко и люто мучит совесть человека, так что часто человек умерщвляет себя, не стерпя совестного мучения» (цит. по 3:259).  

Так Иуда, предавший Иисуса Христа, «раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную ... пошел и удавился» (Мф. 27:3-5). Б.И. Гладков при толковании Мф. 27:3-5 пишет: «Он (Иуда — П.Д.) … хотел уйти от своей совести, от ее преследований; но куда бы он не уходил, куда бы не убегал, всюду преследовал его призрак креста; совесть все громче и громче обличала его, угрызения ее становились все мучительнее … он не выдержал этой пытки и, с отчаяния, повесился» (12:638). 

Совесть представляет собой «инстинктивное чувство правильного и неправильного, которое порождает ощущение вины. Помимо подсознательного обладания Божиим Законом люди обладают предупредительной системой, которая действует при незнании или нарушении этого закона …» (13:1747. См. пояснение к слову «совесть» из Рим. 2:15).

Поэтому, совесть также можно назвать и духовным инстинктом, который по аналогии с физиологическими инстинктами (например, сохранения индивидуальной жизни и жизни рода) заложен в природе человека и предназначен для сохранения его жизни, но, в отличие от них, предохраняет непосредственно не от физической, а от духовной смерти.

Совесть можно назвать и нашим внутренним ангелом-хранителем, взвешивающим на духовных весах наши желания и поступки (мысли, слова, деяния) с учётом их следствий и наших намерений сердечных, определяющим — правильно ли мы хотим поступить, и направляющим нас на праведный путь.

«Совесть имеет такое значение для нравственно-практической деятельности, какое логика имеет для мышления, или присущие человеку идеи такта, рифмы и т.д. — для музыки, поэзии и т. д.» (2:2086). Основополагающее значение совести признается и в светском мире. Так, например, присяжные заседатели, в соответствии с действующим законодательством, при вынесении своего решения о виновности или невиновности подсудимого должны руководствоваться своими внутренними убеждениями и совестью.

Антоний (Блум), митрополит Сурожский говорит, что «голос совести в нас звучит очень различно: то требовательно, то сурово, как имеющий власть над нами, имеющий право требовать от нас того величия, какое Бог задумал, того величия, ради которого он стал человеком, чтобы нам показать, чем мы не только можем, но должны быть; то голос совести нашей звучит, словно плач матери, которая видит, как губит себя сын или дочь недостойной, порочной, мелкой жизнью, и с плачем просит нас измениться, и ждет, молится, плачет, и на слезы, на мольбу которой мы большей частью не отзываемся. Порой совесть наша звучит, как голос друга, который знает наши пути, знает. на что мы способны, в самом лучшем смысле слова, и знает, как мы отступаем от этого, как мы недостойны своего звания, знает, что мы носим звание человека, как Христос Себя назвал Сыном Человеческим, и что мы так недостойны этого звания. Речь идет именно о человечестве нашем, о том, достойны ли мы называться таковыми, хотя бы зачаточно, хотя бы в том состоянии, в котором мы теперь находимся» (14:266,267). 

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!  

По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Бог промышляет о людях чрез совесть каждого человека. Совесть — это наш судия нелицемерный: она тщательно смотрит за нашими мыслями и желаниями, словами и делами — ничто от нее не укроется» (15:26).

Австрийский психиатр, психолог и философ Виктор Эмиль Франкл полагает, что с психологической точки зрения религиозный человек — это тот, который воспринимает не только то, что говорится или подсказывается совестью, «но и самого говорящего, то есть его слух в этом смысле острее, чем слух неверующего. В диалоге верующего с собственной совестью — в этом самом сокровенном из всех возможных диалогов — его Бог становится его собеседником» (16).

§5. Таким образом, в совести человека можно выделить пять её аспектов (элементов её структуры):

  • законодательный, — представляет собой эталон поведения (духовные скрижали, на которых написан закон Божий, определяющий, что нужно делать, и что нельзя делать), или, как говорят святые отцы, — закон естественный (внутренний, природный), сходный с внешним законом Божьим;  
  • следственный (свидетельский), — представляет собой духовный компас, сравнивающий духовную направленность поведения (поступка) человека с эталоном, и определяющий степень их соответствия (расхождения). Включает в себя критерий сравнения — сердечные намерения. Ибо, «Бог наказывает или увенчивает не само дело наше, но намерение» (святитель Иоанн Златоуст) (цит. по 17:97. См. толкование на слова: «Не творите милостыни вашей пред людьми» из Мф. 6:1,2)

«И Господь … будет воздавать … доколе не воздаст … за дела людей — по намерениям их» (Сир. 35:19-21).

  • судебный, — определяет, в зависимости от степени соответствия (расхождения) поведения человека эталону, а также сопутствующих обстоятельств, степень виновности и наказания;
  • исполнительный, — представляет собой наказание в виде мучительного угрызения совести, терзающего человека, как «когтистый зверь», доставляющего душевную боль и оставляющего душевную рану, требующую лечения — покаяния;
  • результирующий, — представляет собой результат действия совести.

Отметим, что внутренний закон (совесть) не устраняет необходимости внешнего закона (заповедей Божьих), они находятся в согласии между собой.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии» (19:97). 

Совесть следует отличать от стыда. Совесть связана с внутренней, личной оценкой человеком своих действий, или самооценкой. Для действия совести социум не является необходимым условием. Человек может испытывать состояние тяжелейшей психологической травмы от осознания греховности (предосудительности) своего поступка, даже если никто никогда не узнает об этом поступке, или если человек в дальнейшем будет находиться в полном одиночестве.

Стыд человека, наоборот, связан с оценкой другими людьми его неблаговидных действий. В общем случае, стыд представляет собой чувство смущения перед другими (за свой поступок), или за других (за их действия). «Стыд — это смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм либо обнаружением такого нарушения». Точнее, стыд — это смущение, вызванное ожидаемой негативной реакции других людей на неблаговидный поступок. Поэтому, для возникновения стыда социум является необходимым условием.

Совесть и стыд человека в целом и их отдельные аспекты могут меняться в зависимости от экономической, социальной, политической, религиозной обстановки, в которой он находится, а также от морально-нравственных устоев, принятых на данном этапе в обществе, (общественной жизни) и его воспитания.

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. / Сост. Прот. Стефаном Кашменским // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. — Вып. 3. — Пермь: Панагия, 2002.
  • 2. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. — Т. 2. — Изд-во П. П. Сойкина, 1992.
  • 3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит–издат, 2003.
  • 4. Полный церковно-славянский словарь / Сост. свщ. Г. Дьяченко. — М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1993. Репринт с изд. 1900 г.
  • 5. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
  • 6. Конспект по нравственному богословию. Сост. преподаватель Нравственного богословия Киевской Духовной Семинарии Г. Шиманский, — Киев, 1990.
  • 7. Л.Н. Толстой. Путь жизни. 1910. 
  • 8. Добротолюбие / пер. с греч. Святитель Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Сретенский монастырь, 2004.
  • 9. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. — 1998.
  • 10. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: 1999.
  • 11. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек. — Киев: Пролог, 2005.
  • 12. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
  • 13. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Ар
  • 14. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек. — Киев: Пролог, 2005.
  • 15. На вопросы о Церкви и духовной жизни отвечает святой Иоанн Кронштадтский. / сост. митр. Вениамин (Федченков). — М.: Синтагма, 1996.
  • 16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М, 1990.
  • 17. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архим. Михаила в 2-х книгах. Книга 1. Евангелие от Матфея. М.: В Синодальной Типографии, на Никольской ул. 1870. Репринт.
  • 18. Толкование посланий св. ап. Павла: По трудам святителя Феофана Затворника. — М.: Русский Хронографъ, 2002.
  • 19. Толкование посланий св. ап. Павла: По трудам святителя Феофана Затворника. — М.: Русский Хронографъ, 2002.опубликовано econet.ru

Подписывайтесь на наш youtube канал!

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Глупо говорить глупому умные вещи. Михаил Литвак
    Что-то интересное