Подпишись

В чем проявляется истерический невроз у мужчин

Мужчина-истероид в периоды обострения начинает играть роль режиссера, разочарованного в игре одного из своих актеров. И в семейном конфликте пытается занять более высокий иерархический уровень. Он начинает обвинять жену в том, что она плохая жена и мать.

В чем проявляется истерический невроз у мужчин

Истерическими неврозами могут страдать не только женщины, но и мужчины. В данной статье раскрыта специфика истероидной акцентуации характера, а также показано, что происходит, если истероид в действе и юности сталкивался с какими-то травмирующими его ситуациями, или атмосфера в его семье была в целом неблагоприятной и травмирующей.

Мужской истерический невроз  

Что привносят в наш мир не травмированные истероиды.

Прежде чем переходить к обсуждению истерических неврозов, скажем несколько слов о том, что такое гармоничные истероиды: те люди, которые от рождения имели истероидную акцентуацию характера, но их детство и юность прошли без трагедий и стрессов, в хорошей семейной обстановке, в атмосфере любви и заботы, когда ближние оказывали им необходимое внимание и поддержку.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

Можно сказать, что основной функцией истероидов является привнесение в нашу жизнь красоты и праздника. Благодаря своему артистизму и обаянию они способны наполнять смыслом и радостью самые заурядные события. Они могут сделать так, что ничего не обещающая поездка вдруг приобрела черты романтического путешествия. А унылое застолье превратилось в веселую и остроумную беседу. Дело в том, что истероиды не только хорошие актёры, но еще и талантливые драматурги.

В нашей повседневной жизни мы постоянно вынуждены выполнять какие-то социальные роли, следовать каким-то правилам и ритуалам. Например, в рабочих коллективах в праздничные дни принято устраивать какие-то мероприятия, отмечать дни рождения. Чаще всего все это проходит как-то казенно, натянуто и скучно. Но если в коллективе оказывается пара гармоничных истероидов, то они могут устроить из этих казенных мероприятий маленький праздник. При этом они не только будут сами демонстрировать свое подлинное веселье, но и вовлекут в общее действо большинство скучающих в стороне членов коллектива. Они обладают даром режиссуры социальных событий.  

Все истероиды любят находится в центре событий и привлекают к себе внимание, но при этом гармоничные представители этой характерологии обычно не только тянут одеяло на себя, но и достаточно щедро расточают свое обаяние и жизнерадостность, не скупясь на комплименты своим собеседникам, вовремя подмечая все удачные слова и шутки, которые теми были сказаны. И в их присутствии обычно не возникает неловкости или неприятных пауз в разговоре. 

Истероиды не очень часто сами придумывают что-то действительно новое, они не творцы, а скорее талантливые исполнители, но в их исполнении становится красивым и осмысленным все, что пытались, но не смогли внятно сформулировать или красиво предъявить миру те, кто сами способны на творчество. 

В чем проявляется истерический невроз у мужчин

Истерический невроз

На заре своей психотерапевтической практики Зигмунд Фред столкнулся с таким проявлением невроза как «истерический паралич», а также с различными формами ипохондрии и психосоматики. В этих случаях механика невроза как бы блокировала работу каких-то физиологических функций организма.

Но достаточно часто истерический невроз приводит не к ложному параличу, а скорее вызывает блокировку или искажение каких-то психических функций в личностной сфере человека. Существуют неврозы, которые наносят удар по самому центру психической организации человека, по его Эго.

Внутренняя механика таких неврозов приводит к тотальной защите невротиком своего травмированного Эго. Его подлинное Я как бы постоянно прикрывается различными масками. По жизни это выглядит так, что человек постоянно играет какие-то игры, предъявляя своим ближним вместо себя какою-то одобряемую в социуме роль: роль «послушного сына», «хорошего ученика», просто «хорошего мальчика». С возрастом амплуа невротика слегка меняется, и он начинает играть более взрослые социальные роли.

Форма невроза может зависеть от того, в какой именно сфере истероид столкнулся с травмирующими его событиями. Разберём несколько случаев.

  • Если неприятные для истероида события происходили в детском саду и в школе, а дома была благоприятная для него атмосфера, то истероид превращается как бы в «вынужденного интроверта». Он будет бояться больших компаний и коллективов. Он будет сторонником камерных отношений, в компаниях из 3 – 4 друзей и подруг, при этом станет очень сильно ревновать к социуму своих друзей. Об этом случае мы напишем отдельную статью, в которой подробнее разберем эффект «ложной интровертности» у травмированных истероидов.
  • Если же у истероида была не очень благоприятная для него ситуация в семье, а в детском саду и в школе он, наоборот, встречал признание и понимание, то его невроз приобретет совсем иную форму. Он будет хорошо чувствовать себя в социуме, но очень неуверенно в личных отношениях. Например, если родители постоянно критиковали маленького истероида и высмеивали его, если оказывали на него грубое психологическое давление, обесценивая его способности и достижения, то он, повзрослев, будет боятся вступать в близкие отношения и станет избегать реальной близости, прикрываясь игрой в хорошие, внешне, отношения.

Пример такой формы истерического невроза. Муж Натальи был очень успешен в социуме, там он пользовался всеобщим признанием. Но при этом он внутренне очень боялся близких отношений, ведь они у него ассоциировались с ситуацией в его родительской семье. По этой причине, вступив в любовные отношения, он попытался как бы произвести экспансию своего успеха в социальной сфере на уровень межличностных отношений. Он начал осваивать новые социальные роли: «изысканного ухажера», «пылкого любовника», «идеального мужа» – ну и вообще – «идеального мужчины».  

Стоит напомнить, что в социальных отношениях у мужа Натальи не было никаких проблем. Он был везде душой компании. У него всегда было много друзей, которые его уважали и любили. И когда в ситуации семейных конфликтов он начинал ощущать, что проигрывает, то постарался использовать свой авторитет в социальном окружении для психологического давления на жену. Свои способности к артистизму и драматургии он использовал для организации провокаций и инсценировок, в которых его жена выступала в не самой приглядной роли перед их общими знакомыми и друзьями. По сути, эти инсценировки были оружием газлайтинга.

  • Если же человек с истероидной акцентуаций характера оказывался под одинаковым давлением и в семье, и в социуме, то уровень его травмированности может оказаться предельно высоким. Такой истероид будет судорожно защищать свое травмированное Я, и его сценарные игры будут чаще всего капризными и надрывными, и в них будет очень много болезненного драматизма. Возможны различные формы психосоматики и панических атак. Подверженный тотально обструкции и со стороны социума, и со стороны семьи истероид будет склонен к разыгрыванию сценок, целью которых будет вызывание у окружающих сочувствия и жалости к своей персоне, или же мы увидим попытки давления на чувство вины.

Если у травмированного истероида тем не менее окажется достаточно сильный характер, то скорее всего он будет играть не в существо, вызывающее жалость, а как бы пытаться силовым образом переигрывать травмирующие его ситуации в свою пользу, то есть в его поведении будем много щетинистого вызова и эпатажа. Если он не может вызывать у окружающих любовь, то пусть они будут шокированы его истерическими выходками. Этот случай также имеет смысл более подробно описать в отдельной статье.

Это была не любовь, а красивая игра в нее

Вернемся снова к истории Натальи. Скорее всего, в период знакомства и начале общения, а также в первый год совместной жизни, ему удавалось успешно играть сначала роль обаятельного ухажера, затем пылкого возлюбленного и хорошего мужа. Он играл эти роли с упоением и вполне красиво. Общение с ним действительно было интересным, он был остроумным, обаятельным и заботливым.

В период беременности жены он нашел для себя возможность сыграть еще одну красивую роль – роль будущего отца, предвкушающего появление на свет своего приемника. Наталья вспоминала, что ее подруги порой узнавали новости о протекании ее беременности не от нее самой, а от ее заботливого мужа, который был в курсе всех ее дел.

Но после родов ситуация изменилась. Красота и волшебство жизни куда-то испарились, начался унылый быт. С появлением малыша в их доме стало меньше публики, способной оценить его красивую игру в идеального мужа и хорошего отца. Младенец оказался каким-то маленьким красненьким и не очень красивым, и к тому же он все время орал и плакал из-за колик в желудке. Жена ходила по квартире не выспавшейся, не причесанной, в мятой забрызганной чем-то футболке. Главным человеком в жизни для нее вдруг стал ребенок, а на мужа она стала обращать внимания намного меньше. Его удачные шутки повисали в воздухе, и порой она его даже не слушала.

Для истероида очень важно находится в центре событий и в центре внимания. Но после родов в их семье главным действующим лицом вдруг стал младенец. И даже если в квартире появлялись гости, они в первую очередь спешили увидеть именно малыша, а не его счастливого папашу.

Потеряв статус звезды и главного действующего героя у себя в доме, муж этой женщины стал искать достойную аудиторию в других местах, в привычном для него социальном окружении. Он разъезжал по друзьям и знакомым, радостно рассказывая им какое счастье быть отцом и как он рад рождению сына. При этом он старался как можно больше заслуг в тяжёлом деле воспитания ребенка приписать себе, приуменьшая роль жены. Получалось, что он все ночи не спит, позволяя жене хоть немного отдохнуть, ведь у нее же постродовая депрессия, и ей порой не до ребенка. …. При этом, по факту, он все чаще оставлял жену одну с ребенком. И в какой-то момент она начала делать ему замечания и высказывать обиды.

Потеря возможности находится в центре внимания и играть роль идеального отца и мужа подготовила почву для его психического срыва, а упреки и замечания начавшие приходить в его адрес, послужили триггером для запуска подавленных истерических программ. Для травмированных истероидов разыгрывание красивых социальных ролей является не способом привнесения в этот мир красоты и смысла, а скорее средством защиты своего травмированного «Я» от возможных стрессовых ситуаций. Если же партнер по каким-то причинам выходит из игры, или начинает играть не по правилам, то для травмированного истероида это равнозначно крушению всех его психологических защит, что вызывает у него панику.

Пока я играю, я существую

Люди, страдающие истерическим неврозом, постоянно находятся в состоянии игры. Это может быть как красивая мелодрама, так и надрывная драма и даже трагедия, но эти игры всегда должны быть наполнены слегка экзальтированными эмоциями и бурлящим чувствами.

Главная трагедия травмированного истероида в том, что когда-то была подорвана устойчивость его Эго. Люди с истероидной акцентуацией характера как бы дарят себя, свое «Я», этому миру, а в ответ получают признание и благодарность. Но как можно подарить миру покоцанный и покорёженный «товар»! Истероид, получивший в детстве какие-то психические травмы, не имевший в нужном объеме признания и любви со стороны родителей, начинает как бы стыдиться своего травмированного Эго.

Однако потребность быть в центре внимания все же побеждает, и травмированный истероид начинает доказывать и себе и своим ближним то, что он «хороший». А доказать это можно только красиво и показательно играя ожидаемые от него социальные роли: роль послушного сына, хорошего ученика, друга, затем – хорошего любовника, возлюбленного, партнера, мужа, отца. 

Если ребенок чувствует любовь и признание мамы, отца, бабушки, сестер или братьев, то ему не нужно ничего себе доказывать, не нужно завоевывать себе признание. Можно просто радоваться тому, какой ты хороший, и как тебя все любят. Но если ребенок всего этого не имеет, то возникает потребность получить хотя бы какой-то суррогат недостающей любви и внимания. И в качестве такого суррогата и выступает игра. И играть нужно то, что от тебя ждут.

Стоит отметить, что эти игры играются не только для окружающих, но в первую очередь для самого себя. Есть дети, которые уходят от суровой действительности в мечты и фантазии, травмированный истероид пытается спрятаться от самого себя в игре. Получается, что он не любит свое Я и не верит в него, но игра позволяет ему сжиться с ролью того героя, которого любят, почувствовать себя этим героем. Ребенок как бы уходит в виртуальную реальность, в реальность социальных игр.

Травмированный истероид испытывает ощущение «подлинной жизни» только тогда, когда он играет. И для того, чтобы эта игра по-настоящему захватывала его, ее нужно играть с полной отдачей. По этой причине, вступая в отношения, истероиды так склонны к демонстрированию экзальтации чувств и к эмоциональной возгонке. Если им удается вовлечь своих избранниц в этих игры, то те как бы попадают с ними на одну волну, погружаются в общий любовный транс.    

Невозможность для травмированных истероидов играть в дуэте

Существует ошибочное мнение, что истероиды в общении всегда тянут одеяло на себя, привлекают к себе внимание и любят играть в театр одного актера, в котором вся слава и внимание отдаётся только им.  Но это не правда. Гармоничные истероиды как раз склонны к красивой игре в дуэте, и для них очень важны мужские – женские игры: от красивого флирта – большой и страстной любви

У травмированных истероидов парная гендерная игра рушится, происходит своеобразная поляризация ролей, равенство и гармония нарушаются. Мужчина, страдающий от истероидного невроза, в периоды его обострения, начинает играть роль режиссера, разочарованного в игре одного из своих актеров. Поэтому в ситуации семейных ссор и скандалов он пытается занять как бы более рефлексивный, более высокий в иерархическом плане, уровень. С одной стороны, он главный герой, гневно обличающий сою жену в том, что она не ценит его любви, а с другой, он критикует свою жену за то, что она плохо играет свою роль, и постоянно говорит не по тексту.

И действительно, в «том поединке своеволий», когда жена пытается достучаться до своего мужа и объяснить ему, что она нуждается в большем внимании с его стороны, а также что он в должен в большей степени принимать участие в организации их семейного быта, муж, поняв, что особых аргументов в свою пользу у него не имеется, вдруг гордо выходит из этих сиюминутных дрязг и начинает обвинять жену в том, что она «плохая жена», «никудышная мать», и вообще «вздорная истеричка».

Чем сильнее мужчина, страдающий от истероидного невроза, подвержен влиянию «культурных кодов» (мужчина должен быть сильный, мужчина должен быть главным), тем крепче он держится за роль разочарованного в игре своих актеров режиссёра. Женщины, столкнувшись с дилеммой что лучше?  Быть любимой или быть главной, чаще выбирают роль «быть любимой». Мужчины в таких случаях предпочитают роль «быть главным».

Пока супруги в своих ссорах и скандалах доказывают друг другу, кто кого больше любит, или наоборот, кто кого больше не любит, они находятся как бы на одном уровне и в этом плане играют в дуэте. Но травмированный истероид не может допустить ситуации, когда ему навязывают играть роль не очень красивого героя. Поэтому он начинает совершать попытки доминировать над ситуацией, выступая в роли режиссёра управляющего семейной драмой. Ну и разумеется, с точки зрения этого режиссера муж играет свою роль превосходно, а жена безбожно фальшивит.опубликовано econet.ru.

Автор Горев Андрей

Подписывайтесь на наш youtube канал!

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей. Карл Густав Юнг
    Что-то интересное