Обсессивно-компульсивное расстройство - это невроз. Невроз появляется на фоне проблем с адаптацией в жизни на момент расстройства или на фоне пережитой психологической травмы. Травмировать может как острое событие, так и длительный малозаметный дискомфорт дома и в социуме или скрытое психологическое насилие.
Наверное, не каждый знает, что минимум один его знакомый, страдает какой-либо формой обсессивно-компульсивного расстройства. Это расстройство зафиксировано у 3-4% жителей развитых стран. Хоть что-то об ОКР слышал каждый, но люди знают преимущественно о маниакальной зацикленности на мытье рук и симметричном расположении предметов. Так в британском шоу "Помешанные на чистоте" людей, страдающих ОКР с мизофобией (боязнью грязи) и гермофобией (боязнью микробов), приглашают к страдающим патологическим накопительством, чтобы навести у них порядок и пересмотреть приверженность чистоте.
Но у обсессивно-компульсивных расстройств гораздо больше форм, казалось бы без внешних сходств. Развитие расстройства начинается с обычных повседневных мыслей и действий, которые не чужды никому. Через некоторое время нормальные мысли и действия перерастают в патологические. Мало кому придет в голову, что постоянное посещение поликлиники или мысленные ругательства могут иметь ту же подоплеку. Из-за разнообразия симптомов страдающий ОКР иногда просто не находит информацию в сети именно по своим симптомам, а родители не сразу замечают проблемы у подростка и упускают драгоценное время.
Обсессивно-компульсивное расстройство можно представить в виде конструктора Лего, который состоит из разноцветных деталей: в ментальную часть входят обсессии, то есть навязчивые мысли, образы и ощущения, в поведенческую - ритуальные действия. В каждом конкретном случае собирается новая конструкция.
Они вызывают чувство ужаса у окружающих и особенно у самого их носителя, но, на самом деле, этот человек безопасен. Например, подростку начинают лезть страхи: "А вдруг я сойду с ума и убью свою маму?" Родитель боится причинить вред младенцу. Одному кажется, что он забыл таблетки на видном месте и дети их съели, а другой мучается опасениями залить соседей. Могут быть и совсем невинные мысли: "вдруг я сейчас не усну?", "Точно ли это правильный выбор?" и даже "Вдруг я не выйду замуж?".
Такие образы появляются несколько раз в день в самый неподходящий момент. В голову лезут запретные и отвратительные человеку сексуальные фантазии Мысленно непроизвольно проговариваются ругательства в адрес Бога или любимых людей. Гетеросексуалы беспокоятся, что они могут оказаться скрытыми гомосексуалистами, а гомосексуалы наоборот мучаются мыслями “Вдруг я гетеросексуал”.
Сомнения возникают по поводу даже самых очевидных вещей. "Это точно лучший йогурт или лучше другой?", “Я выбрал это сам или меня вынудили?” “Я точно выключил все электроприборы?” “Я точно указал свой день рождения в Facebook?” “Я точно не снимала юбку, пока шла по улице?”
Человеку кажется, что его руки липкие от пота своего или чужого. Или чудится, что когда он был в общественном туалете, капля воды отскочила от раковины и попала ему на одежду, которую теперь нужно постирать.
Мысли могут быть приятными. Сначала крутятся воспоминания о ярком вечере или романе, приносят приятные ощущения, а потом человек не может от этих воспоминаний отвлечься, чувствует нервное перевозбуждение, а мысли крутятся и крутятся.
А могут быть совершенно нейтральными. Например, мысленное повторение одного ничего не значащего слова "дом", "смысл".
А могут быть и не мысли, и не образы, а ощущения. Навязчивое ощущение псевдосексуального возбуждения, ощущение особого дискомфорта, ощущение грязи на руках или на теле.
Навязчивой может стать любая мысль, образ или ощущение. Одна и та же обсессия появляется ежедневно от одного до сотни раз. Появление навязчивых мыслей происходит как само по себе, так и при столкновении с каким-либо триггером. Важно, что, в отличие от здоровой мысли или ощущения, навязчивая мысль или образ мешают думать о том, что человеку в данный момент более актуально, мешают двигаться к поставленной цели. Человек ощущает, что повторение обсессий невозможно предотвратить, а переключение на важные занятия требует серьезных усилий и различных уловок.
Обсессивно-компульсивное расстройство - это невроз. Невроз появляется на фоне проблем с адаптацией в жизни на момент расстройства или на фоне пережитой психологической травмы. Травмировать может как острое событие, так и длительный малозаметный дискомфорт дома и в социуме или скрытое психологическое насилие. Истинные беспокойства у такого человека надёжно вытесняются в бессознательное еще с детства(!), чтобы не чувствовать боли. Благодаря этому сам человек ничего негативного не помнит или воспринимает нейтрально, но подавленные переживания "варятся" внутри. В конце концов, внутренний "чайник" закипает. Пар и брызги летят из адского варева в виде мучительных переживаний и психика вынуждена защищаться от разрушения.
С "технической" стороны основное назначение бесконечных повторений цепляющих навязчивых мыслей - вывод подавленных эмоций и мощная концентрация внимания на навязчивостях вместо замаскированного содержимого "чайника". Обсессии, как свисток, на чайнике: и стравливают лишний пар, и отвлекают внимание на себя громким свистом. Для привлечения внимания фабула, то есть тема, навязчивых мыслей должна быть очень острой и болезненной, чтобы ее нельзя было игнорировать, или очень привлекательной и приятной. Разным людям нужны разные стимулы, поэтому эти детали конструктора получаются такими разнообразными. Если удается доказать себе абсурдность навязчивых мыслей, то фабула мгновенно меняется, и снова привлекает к себе все 100% внимания страдающего, отвлекая от глубинной боли.
Категорически нельзя на первом этапе пытаться насильно открыть крышку этого воображаемого "чайника" и посмотреть, что же там варится. Найти источник перенапряжения при такой усиленной маскировке сложно, а если удается, то симптомы ОКР многократно усиливаются. Если же резко сорвать эту защиту, то дело может дойти до реактивного психоза, потому что человек ещё не готов к проживанию скрытого.
Ритуал или компульсия - это многократное повторение одного и того же повседневного действия физически или мысленно.
Мысленные ритуалы, как правило, “обезвреживают” сами навязчивые мысли. “Если вместо плохой мысли я подумаю хорошую, то со мной или с этим человеком ничего не случится”. “Если я представлю себя с девушкой, значит, я не гомосексуалист.” Мысленно проговаривая эти фразы, человек опровергает навязчивые мысли или торгуется с ними.
Ритуальные действия могут быть такими:
“Если ровно три раза проверить дверь, то я ее точно закрыл”. “Если я мысленно сказал плохие слова, нужно прочитать молитву, тогда ничего не случится”. Человек может стучать по дереву, сплевывать через плечо, не проходить под люстрами и так далее.
Ритуалы часто проявляются в виде вопросов близким людям или рассказов о навязчивых мыслях.
”А точно я не причиню вред своему ребенку?” “Я точно никого не сбил по дороге?”."Я нашёл ещё один признак рака!”. Постоянно получая опровергающие ответы, человек немного успокаивается, и спрашивает снова.
Ритуалы помогают создать иллюзию защиты от воображаемых последствий какой-то фобии: можно мыть дом, чтобы не заразиться столбняком. Можно проговорить страшную мысль со словосочетанием "может быть" в начале предложения, чтобы она не сбылась.
С помощью ритуалов можно получить удовольствие. Выдергивание волос, ковыряние кожи, компульсивные покупки приносят непосредственное удовольствие. Правда,в скором времени коэффициент удовольствия падает, а тревожность растет.
Ритуалы позволяют ощутить прогресс в жизни и контроль. При навязчивых мыслях о болезнях человек делает карьеру больного: лечит один орган за другим. При навязчивом поиске недостатков внешности делает все более серьезные пластические операции.
Ритуалы могут вызвать реакцию близких людей: заставляя других людей мыться,отвечать на вопросы, не прикасаться к предметам, можно их разозлить, разжалобить, подчинить своей воле.
Ритуалы можно делать вообще без логических обоснований: "Нужно обернуться, а если я этого не сделаю, будет дискомфорт от того,что не сделал".
А некоторые ритуалы основаны даже на страхе слишком долго болеть ОКР! То есть, если я не сделаю этот ритуал, я так и буду болеть ОКР.
Ритуалом может стать любое действие. Человек делает ритуальное действие по собственной воле. Обычно цель ритуала логически связана с темой навязчивой мысли. Вопреки мнению окружающих, отказаться делать ритуалы очень сложно. Невыносимые мучения становятся наказанием за отказ. Ритуалы требуются человеку каждый день от одного раза до сотни повторений.
Технически повторение любого действия успокаивает нервную систему и вводит человека в лёгкий транс, в том числе, в гипнотический транс и сон. С самого рождения малышей качают, потому что это успокаивает и усыпляет. Взрослые качают ногой, постукивают пальцами по столу, постоянно жуют, покачиваются в кресле-качалке. Благодаря многократным повторениям достигается эффект эмоциональной анестезии. Навязчивые мысли перетягивают на себя внимание и выводят подавленные эмоции, а ритуалы помогают эти эмоции притуплять, успокаивать.
Повторение позволяет получить удовольствие. Если что-то делать много раз, рано или поздно, это становится приятным, даже если сначала воспринималось, как болезненное. Шоппинг, выдергивание волос, ковыряние кожи, расчесывание кожи или волос – все это удовольствие, отвлекающее от подавленного дискомфорта.
Повторение дарит ощущение контроля, ведь появляется иллюзия, что все будет повторяться и повторяться, а значит, все под контролем. Ритуалы с привлечением других людей добавляют чувство контроля над окружением. Контроль, в свою очередь, создает ощущение безопасности и защищенности.
Итоговая конструкция ОКР индивидуальна. Могут присутствовать только мысли, а могут только действия, а могут мысли с действиями. Образы сами по себе, или только ощущения или всё вместе. Могут сопровождаться тревогой, а могут страхом, а могут удовольствием с раскаянием, надеждой, а могут совсем не сопровождаться никакими чувствами.
В разных комбинациях получаются различные узнаваемые виды расстройств: послеродовое обсессивно-компульсивное расстройство, которым страдают и мужчины, и женщины, дисморфофобия, ипохондрия, ОКР с мизофобией и гермофобией, ОКР с магическими компонентами в мышлении, например, когда человек думает, что мысли материальны, контрастные навязчивости, трихотилломания. Компульсивное переедание и компульсивное питьё, патологическое сомнение, патологическая потребность в проверках, навязчивые размышления, на одну и ту же тему,ОКР со страхом, что сделал что-то и забыл и так далее.
Для раннего выявления расстройства достаточно обратить внимание на количество непроизвольных повторений беспокоящей мысли или любого действия в течение двух недель. Ежедневные эпизоды говорят о том, что нужно идти к психологу как можно быстрее. Надежда на то, что расстройство самостоятельно пройдёт, невелика. Часто приходит временное облегчение, а через некоторое время накатывает вторая более сильная волна.
Важно, что навязчивые мысли, действия и состояния - это не болезнь сама по себе. Это комплекс симптомов, который может сопутствовать если не всем, то очень многим болезням психики и мозга. Тонкая диагностика - дело специалиста, однако, чаще всего, речь все же идет о невротическом расстройстве.
С психологом справиться с ОКР удаётся за несколько месяцев, и вопреки опасениям многих при комплексном подходе к работе проблема решается навсегда.опубликовано econet.ru.
Автор Анна Сенина, специально для Эконет.ру
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий