Подпишитесь

«Я так хочу»: зависть – это всегда про сравнение

Зависть как эмоция – это свойство человеческой природы. Она сама по себе имеет место быть и быть уважаемой внутри нас. Тем чувством, которое имеет право быть и заслуживает нашего внимания. Ведь оно пытается о чем-то о нас самих нам донести. Это "о чем-то" может позволить быть намного ближе к пониманию самих себя м своего места в жизни. Зависть может помогать нам делать свои выборы или пытаться не делать их, предпочитая быть ею захваченными.

«Я так хочу»: зависть – это всегда про сравнение

Наверно не найдётся такого человека, кто бы не испытывал зависть? Мы можем завидовать другим людям, нациям, обстоятельствам. Зависть может поднимать в нас целую гамму различных переживаний. Часто эти переживания могут быть не простыми. Нам может быть за них стыдно, мы можем обнаружить себя злящимися, сравнивающими, критикующими, обесценивающими… А может кто-то не испытывает зависти? Или для кого-то она несет деятельный импульс? Или… Я предлагаю порассуждать об этой непростой эмоции - зависти. Итак, я поделюсь своими мыслями и зависти.

Про зависть

Первое. Мне хочется сказать, что зависть – это всегда про сравнение. Мы сравниваем себя с другими людьми (в том числе для того, чтобы понять лучше самих себя и своё место в жизни). Также сравнение может приводить к пониманию того, что кроме нас есть и другие люди, которые не менее значимые чем мы. И, возможно, на экзистенциальном уровне к тому, что мы онтологически одиноки и мир не обязан быть справедливым.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Второе. Как я считаю, зависть – это про агрессию. Этой агрессией мы можем распорядиться по-разному. Один из способов, быть захваченными жаждой разрушить объект зависти. Другой способ попробовать лучше понять, о чем эта зависть про нас и направить эту энергию на утверждения себя для жизни. К примеру, зависть подруг к большой груди может в основе питаться потребностью в близких и теплых отношениях (предположение, что большая грудь больше нравится мужчинам, открывает поле для зависти). Но, возможно, что большая грудь не избавит от ощущения одиночества и не поможет в выстраивании близких отношений? Возможно, было бы более адаптивным признать свое право иметь удовлетворяющие и наполняющие собственным бытием отношения? Сказать себе, что я хочу таких отношений и это возможно.

Третье. Зависть может мешать отношениям. Так как отношения предполагают принятие и ощущение взаимозависимости, а яркая зависть стремится либо уничтожить объект зависти, либо встать в центре и самому быть объектом восхищения. В любом случае, зависть без попытки понимания себя в ней, ведет к разъединению и сравнению. Тогда мы можем конкурировать в отношениях, обесценивать, унижать дабы возвеличить или реабилитировать себя. Нарциссическая зависть всегда про "Я в центре". В ней нет места для "Я-ТЫ" и "Я-Мы".

Четвертое. Зависть может быть про страх взять свое авторство над жизнью. Завидуя мы можем начать жаловаться на обстоятельства, других людей, несправедливость ("у неё большая грудь" или "да, но у него богатые родители". Нам трудно бывает принять, что мир в принципе несправедлив. Нам трудно бывает принять наши обстоятельства и ответственность за текущую свою жизнь. Нам хочется спрятаться и обидеться на мир или "разрушить более удачливых". Нам бывает трудно взять свое право быть собой и тогда есть соблазн жаловаться и завидовать.

Пятое. Зависть может нам говорить о наших желаниях и потребностях. Если я завидую, то возможно, за этим стоит какая-то моя витальная потребность, желание или мечта. Право мечтать я нахожу важным правом, а признание наших дефицитов, важным осознанием себя и своего текущего положения по отношению к жизни. Так же, если мы через зависть говорим про понимание своих желаний, то здесь бы я предложил задать себе вопрос: – "Мои ли это желания или заимствованные из-за собственной пустоты?"

«Я так хочу»: зависть – это всегда про сравнение

Шестое. Зависть – это старт пути к себе (как вид агрессии). Если нам нельзя было раньше себя защищать и высказывать недовольство, то теперь через зависть мы можем начать себе позволять "я-тоже-так-хочу".

Седьмое. Если мы говорим про зависть, как то, что может жить внутри нас, то яростное переживание зависти может приводить к ожиданию такой же разрушительной зависти по отношению к нам от других людей. И тогда нам может стать страшно жить, ведь другие в их зависти символически могут нас уничтожить/обесценить/унизить...

Восьмое. Переживание патологичной зависти – это часто история из детства. У таких людей в детстве, как правило, не хватало любви и взаимопонимания от родителей. Родители были отстраненными и могли только восхищаться успехами своих детей. Тога у ребенка вырабатывается, что нет близости, а отношение можно получить только в виде восхищения. Ребенок/взрослый стремится получить это восхищение от родителей/партнера, стараясь везде быть "лучшим" и завидуя "лучшим". К тому же, вырастая, он может замечать, что у других детей родители любят как-то по-другому. Просто за то, что они их дети. Это тоже ведет к трудно переживаемой зависти.

Девятое. Зависть можно проживать, но для этого нужно быть готовым встречаться с самим собой в этом непростом чувстве. Пытаться понять, о чем она для меня.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Десятое. Зависть может питаться идеей идеализации другого. У другого есть что-то, чего нет у меня. Идеализируя других, мы также выдвигаем и по отношению к себе сверх требования. Про других мы можем сначала идеализировать/завидовать, а потом обесценивать и разрушать. От себя мы можем требовать идеальности и завидовать другим и потом критиковать самих себя за своё несовершенство и прятаться от других и самих себя, чтобы не дай бог, кто-то не заметил нас обычными и живыми людьми…. И такими несовершенными и, в этом смысле, интересными и увлекательными. (Посмотрите фильм "звезда". Там отчасти про это есть и про другое). В этом смысле, я полагаю, что зависть может быть связана со стыдом (ощущением своей плохости/дефектности).

Одиннадцатое. Зависть может мешать испытывать благодарность и блокировать принятие помощи от других. Когда мы завидуем нам сложно быть благодарными. Просьбы мы можем видеть, как признание нашего более низкого положения или признание нуждаемости (дефектности). Однако получение помощи могут наполнять нас ценностью, значимостью, взаимностью, близостью, соучастием и т.д.

Я повторюсь, что зависть как эмоция – это, с моей точки зрения, свойство человеческой природы. Я считаю, что она сама по себе имеет место быть и быть уважаемой внутри нас. Тем чувством, которое имеет право быть и заслуживает нашего внимания. Ведь оно пытается о чем-то о нас самих нам донести. Это "о чем-то" может позволить быть намного ближе к пониманию самих себя м своего места в жизни. Зависть может помогать нам делать свои выборы или пытаться не делать их, предпочитая быть ею захваченными. У нас всегда есть выбор направить зависть на разрушение и саморазрушение; попробовать отказаться от неё, вытеснив из своего сознания (не использовать эту энергию и источник познания себя); узнавать при помощи неё и интересоваться собственной жизнью, брать своё право жить наполненной, увлекательной и неоднозначной жизнью, быть творцом…опубликовано econet.ru

Автор Андрей Колосовцев

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Что такое политкорректность? Это когда косоглазие называют хорошо развитым периферийным зрением.
    Что-то интересное