Подпишись

ЯД восприятия: как не допустить развития комплекса неполноценности

Экология жизни. Дети: В неполноценности можно разглядеть унылые тона несоответствий, угрюмые оттенки несостоятельности, пятна ущербности, кричащие цвета ложного стыда иперманентной вины.

«Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»

— Альфред Адлер.

ЯД ВОСПРИЯТИЯ

Кто из нас не испытывал в разные периоды жизни вязкое, липкое и унижающее чувство, от которого хотелось скрыться, исчезнуть, провалиться сквозь землю.

И возникало оно от собственного кажущегося нелепым вида, неуверенных и угловатых движений и походки, неестественного поведения и растерянности, от направленных в его сторону ехидных и презрительных ухмылок и хихиканий, раздающихся вслед колкостей и насмешек. И это нахлынувшее чувство сильнее жаровни раскалённых углей терзало душу и ранило сердце, жалило личность, рождая обиду и копя гнев. 

В неполноценности можно разглядеть унылые тона несоответствий, угрюмые оттенки не- состоятельности, пятна ущербности, кричащие цвета ложного  стыда иперманентной вины.

ЯД восприятия: как не допустить развития комплекса неполноценности

Толстой разноцветной нитью прошивает полотно личности комплекс неполноценности.

Неполноценность, этимологически, не полная ценность или самоценность человека, неадекватное и недостаточное оценивание себя с отсутствием целостности.

В нашем несовершенном мире  это и не удивительно. Ибо ограниченное видение, плюс всячески пропагандируемое и вживляемое в повседневность субъективное и социальное оценивание, не позволяет нам адекватно  видеть и воспринимать свою индивидуальную неповторимость/многообразие.

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Впервые  термин комплекс неполноценности - inferiority comple, ввёл в научный обиход учение Зигмунда Фрейда, Альфред Адлер, анализируя своё детство. »Одно из моих самых ранних воспоминаний — это воспоминание о том, как я сижу на скамейке, весь перебинтованный из-за рахита, а напротив сидит мой здоровый старший брат. Он мог бегать, прыгать и двигаться как угодно, без всякого труда, тогда как для меня любое движение означало напряжение и усилие».

Адлер считал, что жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать свою слабость, несостоятельность (inadequacy) и фрустрацию (frustration). Но вместе с тем, он указывал на способность неполноценности быть позитивным катализатором необходимых и важных изменений и самосовершенствования в будущем.

«Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человечества»...«Он [ребенок] обнаруживает в раннем возрасте, что существуют другие человеческие существа, которые могут удовлетворять свои потребности более полно и лучше подготовлены к жизни… Он начинает чрезмерно высоко оценивать значение размеров и роста, которые позволяют открыть дверь, или способность передвигать тяжелые предметы, или право других отдавать команды и требовать послушания. Желание вырасти, стать таким же сильным или даже сильнее, чем все окружающие, растет в его душе». — А. Адлер.

Иными словами, умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям. Вместе с тем глубокое осознание своей неполноценности может препятствовать позитивному росту и развитию.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Однако не только физические нарушения (недоразвитие, аномалии) являются причинами неполноценности, влияющими на развитие комплекса. Зачастую, социальное неравенство, а также собственная индивидуальная неповторимость/несхожесть являются факторами непринятия обществом/окружением, рождая насмешки и даже издевательство.

ЯД восприятия: как не допустить развития комплекса неполноценности

Быть белой вороной, особенно в детстве и подростковом периоде, весьма непростое испытание для подрастающей личности. Ибо в отличие от тебя все остальные считают как раз тебя «паршивой овцой».

Поэтому мы не всегда можем самостоятельно справиться с данным грузом всеобщего неприятия.

Вместе с комплексом неполноценности может шагать по жизни такого человека и комплекс избранности, усиливая проявления первого.

Однако не всё зависит только от личного восприятия и самоощущения. Львиную долю воздействия на такого ребёнка, а потом уже и взрослого человека оказывают авторитеты — реальные или мнимые. Они могут пошатнуть или усилить его искажённую шкалу мировоззрения.

Всё это не может не сказаться на психике подрастающего человека, приводя его, говоря языком клинической психологии, к невротическому синдрому.

А если рассмотреть все аспекты комплекса неполноценности, то перед нами предстанет целый симптомокомплекс (комплекс определённых симптомов, физических и психических  и проявлений) охватывающих моральную, физическую, эстетическую, сексуальную, этническую, классовую, религиозную и другие сферы жизнедеятельности человека.

Первичные проявления данного комплекса, как уже было сказано, ощутимы ещё в раннем детстве, а с постепенным взрослением усиливаются и вживляются в структуру развивающейся личности.

Родительское окружение – главный образец для развивающейся личности маленького ребёнка. И насколько естественно и гармонично он впишется в мировоззренческую картину ребёнка, настолько менее ощутимыми и довлеющими будут комплексы и ограничения в сенситивных периодах его взросления.

ЯД восприятия: как не допустить развития комплекса неполноценности

К сожалению, весьма часто маленький человечек оказывается в условиях, когда чувство собственной беспомощности усугубляется ощущением бесправности, неспособностью жить свободно и принимать самостоятельные решения.

ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ

Причин этому множество и они весьма определённо указывают на изъяны или ошибки воспитания:

  • неадекватные или завышенные требования к ребёнку;
  • собственническое и потребительское отношение к своему чаду;
  • подчёркивание зависимости ребёнка от его родителей;
  • воспитательная авторитарность и директивность;
  • указывание ребёнку на его ущербность или незначительность;
  • очерчивание жёстких границ личностного пространства ребёнка;
  • излишняя претенциозность родителей;
  • сравнение личных качеств и способностей  ребёнка в пользу других сверстников;
  • отношение к детям как к обузе;
  • отсутствие паритетности взаимоотношений;
  • навязывание  свода запретов, перед страхом наказания;
  • ограничение личной свободы детей;
  • требование от ребёнка ожидаемого поведения;
  • использование распространённой  воспитательной модели: «кнут- пряник»;
  • «потешательство» и  неспособность восприятия ребёнка всерьёз;
  • привычка лгать детям под любым «благовидным» предлогом;
  • подчёркивание личного превосходства родителей перед своими детьми;
  • намеренное или неосознанное занижение самооценки ребёнка;
  • отсутствие понимания потребностей развивающейся личности ребёнка;
  • перекладывание родителями основной воспитательной роли на детсады и школы.

Эти ошибки воспитания присущи в той или иной степени большинству людей, особенно в начале становления их как родителей. Ибо, бессознательно подражая воспитательной модели собственных родителей, молодые семьи наступают на те же болезненно ударяющие грабли отцовства и материнства.

Как развязать этот многовековой гордиев узел, формировавшийся  в условиях отрицания маленького гражданина как самосознательного и тем более духовного существа?

ДУХОВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ

Лучший, на мой взгляд, способ – это признание того факта, что «воспитывать» ребёнка в общепринятом значении и понимании этого слова (методом «кнута и пряника»), не нужно и даже вредно. Ибо такое «учение» предполагает следование авторитету и выполнение прописанных истин, или правил, которые во многом изжили себя или, что ещё хуже, намеренно мешают маленьким творцам синкретично познавать мир в его целостном многообразии. Плюс, они развивают манипуляторную модель мировосприятия.

Также и «социокультурные нормативные модели» воспитания вряд ли служат образцом для индивидуального развития нынешних детей, а скорее «подгоняют» их под определённый общественный стандарт.

Нужно позволить детям просто быть и проявлять своё естество. А лучшим критерием соизмерения есть не что иное, как следование трём главным Законам/Проявлениям Любви: нести Благо, Не причинять Вреда и позволять им проявлять свою Свободную Волю/Выбор.

Отслеживая в самих себе манипуляторные поползновения, мы автоматически учимся пресекать их развитие в собственных детях. Как бурьян нуждается в регулярной прополке, так и эти искажения любви, нуждаются в постоянной инспекции/отслеживании и адекватном и любящем реагировании.

Кроме того, неплохо пополнять свой родительский воспитательный арсенал знаний лучшими образцами воспитательной мысли, которые были в прошлом, к примеру, описанных в Старославянских Ведах,  Книге Велеса, трудах Льва Толстого и других известных гуманистов прошлого.

Есть также  примеры боле поздних воспитательных традиций на которые, на мой взгляд, полезно обратить своё внимание.  Среди таких альтернативных моделей развития и воспитания детей, отличных от общепринятых педагогических можно выделить: педагогическая система Монтессори, школа Щетинина,  Вальдорфская педагогика.

Вобрав в себя множество лучших идей прошлого и предложив инновационные модели образовательного  и развивающего процесса в нынешних условиях,они служат также образцом и наследием для самостоятельного воспитательного мастерства грядущих  поколений. Причём, данные воспитательные традиции уже не единожды доказывали общественности свою состоятельность и эффективность.

Но тем не менее, личную ответственность никто не отменял и азы воспитания нужно осваивать всем, кто примеряет на себя родительскую роль.

Для этого необходимо всем нам шире взглянуть на воспитательный процесс и осознанно впустить в себя следующую информацию.

Я думаю, что уже многие приняли факт собственного неоднократного прихода в этот мир или как минимум допускают такую возможность.

А раз так, то нам нужно лишь позволить вспомнить правила игры на планете Земля, согласно собственному замыслу, интересам и предпочтениям, сохраняя при этом всём  главные ценностные ориентиры, базирующиеся на  главном законе мироздания: Законе Любви.

Готовясь к  очередному земному путешествию, человек вместе с его опытными старшими Наставниками тщательно планирует и выбирает собственных родителей, в случае достаточного развития души. Есть и другой сценарий, когда выбор осуществляется обоюдно по Закону Притяжения, служа необходимым уроком/катализатором как для родителей, так и для родившегося ребёнка.

ЦЕННЫЕ ЗЁРНА БУДУЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ

В любом случае, нужно позволить своим подрастающим чадам быть штурманами своей жизни.

В раннем детстве, когда волны жизни ещё слишком большие и местами опасные для самостоятельного их преодоления маленьким путешественником, мы оставляем за собой право капитанского присмотра.

Тем самым мы наделяем собственных детей самым ценным, ответственностью. А это ни много, ни мало, а важнейшая составляющей их зарождающейся индивидуальности.

Таким образом, маленькая личность, ещё не утратившая связь со своей ведающей душой, но всецело доверяющая своим родным наставникам и опекунам, развивается пропорционально необходимости усвоения жизненных программ. При этом маленькие граждане учатся усваивать жизненные уроки, без излишней опеки, избыточного давления и прессинга, наиболее удобным и комфортным для них способом.

Чтобы достичь гармоничного взаимопонимания со своими детьми, важно 

  • не быть источником страхов, детских комплексов, обид, формирующих заниженную самооценку;
  • не цементировать фундамент будущих аддикций (поведенческих отклонений); 
  • направлять своё заботливое внимание и неподдельный интерес на главные потребности вашего ребёнка, основными из которых, являются  безусловное принятие и любовь.

ЯД восприятия: как не допустить развития комплекса неполноценности

НЕИЗМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Поэтому важно не столько соблюдать определённое количество правил, в большинстве своём, не осознаваемых ими, а руководствоваться принципами, неизменными с течением времени:

  • любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью;
  • быть искренними и естественными во взаимоотношениях;
  • всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям;
  • учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была;
  • никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать;
  • поощрять детское творчество в любой возможной форме;
  • позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях;
  • замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность;
  • никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования;
  • не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки;
  • уважать личное пространство маленького индивидуума;
  • прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни;
  • никогда не обманывать и не говорить полуправду;
  • всегда и во всём предоставлять свободу выбора;
  • не наказывать ибо на-каз ( укр. казати – говорить) есть наговор или энергетическое негативное воздействие (повреждающее эфирный двойник физического тела ребёнка), а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам;
  • быть для детей любящим примером  семейного счастья и гармоничных отношений супругов.

Если ваши дети уже не в самом нежном возрасте раннего детства, а комплексы уже сформировались, то все предыдущие советы всё же не будут лишними, помогая вам пересмотреть свою жизненную позицию и, возможно, найти не только собственные воспитательные прорехи, но и совместные пути преодоления уже существующих проблем.опубликовано econet.ru 

Автор: Сергей Колеша

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтактеОдноклассниках

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи — корни и крылья. Ходдинг Картер
    Что-то интересное