Когда хорошие бактерии становятся плохими

Экология сознания: Здоровье. Двусмысленность поведения хеликобактеров связана с их способностью взаимодействовать с разными типами иммунных клеток, стимулируя совершенно разные иммунные процессы.

Про «двуличность» хеликобактеров

«Двуличие» некоторых желудочно-кишечных бактерий связано с тем, что во время болезни они начинают вести себя не как нормальные симбионты, а как патогенные чужаки.

Когда хорошие бактерии становятся плохими

Helicobacter pylori – одна из самых известных желудочно-кишечных бактерий

Когда речь заходит о желудочно-кишечной микрофлоре, то обязательно говорят о бактериях хороших и бактериях плохих. Хорошие помогают поддерживать здоровый метаболизм и не толстеть, плохие – доля которых увеличивается, если неправильно питаться – наоборот, обмен веществ портят, способствуют излишнему весу и диабету.

Но есть среди желудочно-кишечных микробов такие, которые давно считаются вредными, и вредными по-особому – это бактерии группы Helicobacter. Считается, что из-за них начинаются гастриты, из-за них развиваются язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, дуодениты и т. д., вплоть до рака. В свое время в США против Helicobacter открыли настоящую войну, в массовом порядке избавляя население от этих бактерий. (Действительно, сейчас уже никто не оспаривает, что между раком желудка и одним из хеликобактеров, Helicobacter pylori, есть вполне определенная связь.)

С другой стороны, чем больше накапливалось медицинских данных, тем чаще оказывалось, что далеко не всегда хеликобактеры в пищеварительном тракте провоцируют болезни, и что вообще у подавляющего большинства носителей Helicobacter они ведут себя тихо и неприметно.

Постепенно к хеликобактерам стали относится как к своеобразным «двуликим» бактериям, которые ведут себя по-разному в зависимости от условий среды, и если условия портятся – например, человек переживает стресс, или просто скверно питается – хеликобактеры, что называется, срываются с цепи. Однако долгое время было не вполне понятно, что именно при этом происходит с точки зрения клеток и молекул.

Можно предположить, что тут все дело в иммунитете – точнее, в том, как хеликобактеры общаются с иммунной системой. Действительно, как пишут в статье в Science Immunology исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, бактерии Helicobacter способны совершенно по-разному действовать на иммунитет.

Когда хорошие бактерии становятся плохими

В одном случае хеликобактеры работают так же, как и прочие бактерии-симбионты, действуя как успокоительное. Среди многочисленных клеток иммунной системы есть так называемые Т-регуляторные лимфоциты, чья задача – подавлять воспалительные сигналы, и хорошие бактерии взаимодействуют как раз с Т-регуляторными клетками. Спокойный, адекватный иммунитет важен не только для самих бактерий, но и для организма в целом: если Т-регуляторы работают плохо, то воспаление может начаться вообще без повода, как реакция иммунитета на собственные ткани тела или на какую-нибудь еду. Иными словами, бактерии-симбионты во многом помогают нам избежать аллергий и аутоиммунных заболеваний.

В здоровом кишечнике хеликобактеры, как прочие благонамеренные микробы, действуют на Т-регуляторы. Но они же, кроме того, могут действовать и на Т-эффекторы.

Лимфоциты этой разновидности, наоборот, усиливают иммунный ответ. И, если в кишечнике начинается, например, колит – воспаление слизистой оболочки толстой кишки – то Helicobacter активируют именно лимфоциты-эффекторы. В результате воспаление усиливается еще более. (При том другие бактерии-симбионты при колите ничуть не стремятся усилить патологию.) Иными словами, двусмысленность поведения хеликобактеров связана с их способностью взаимодействовать с разными типами иммунных клеток, стимулируя совершенно разные иммунные процессы.

Пока все хорошо, пока кишечник находится в норме, Helicobacter поддерживают норму, если же что-то начинает идти не так, они только усиливают раздражение иммунитета.

Повторим, что про «двуличность» хеликобактеров знали и раньше, но теперь становится более-менее понятно, как именно они усиливают патологические процессы. Зная, через какие клетки и через какие клеточные рецепторы действуют Helicobacter, мы можем создать лекарства, которые запрещали бы им это, и тем самым мы могли бы подавлять воспаление, не доводя дело до более серьёзных последствий. Истреблять же хеликобактеров под корень, вероятно, смысла нет – все-таки в норме от них есть даже польза, как и от обычных микробных симбионтов. опубликовано econet.ru