Преждевременная седина: сигнал о проблемах со здоровьем?

Экология здоровья: Как только вам исполняется 30 лет, вероятность того, что вы поседеете, увеличивается на 10–20% с каждым следующим десятилетием. Со временем седеют практически все люди – это жестокая правда жизни.

Цвет ваших волос зависит от пигмента под названием меланин. В каждом волоске содержится как темный меланин (эумеланин), так и светлый меланин (феомеланин) – вместе они перемешиваются и дают разнообразие оттенков волос, присущих человеческому виду.

Причины поседения волос

Меланоциты- это специализированные клетки кожи, вырабатывающие пигмент меланин. Меланин, в свою очередь, насыщает клетки, продуцируя кератин.

Из этого кератина, являющегося по своей сути белком, и состоят ваши волосы, к тому же он отвечает за их цвет. По мере старения, количество меланина уменьшается, из-за чего волосы седеют и, в конечном итоге, становятся совершенно белыми (это означает, что меланина совсем не осталось).

Ученые открыли ген, отвечающий за поседение

До сегодняшнего дня причины снижения количества меланина и поседения волос оставались загадкой. Однако международное сообщество исследователей обнаружило ген, отвечающий за поседение.

В ходе исследования было проведено полногеномное ассоциативное сканирование более 6000 латиноамериканцев с целью обнаружить гены, определяющие характеристики растительности на голове и на лице, в том числе причины поседения, облысения, густоты бороды, сросшихся бровей или их густоты и др.

Оказалось, что ген, который ранее ассоциировался со светлым цветом волос у европейцев, также имеет отношение к поседению волос и на 30% является причиной поседения у участников исследования.

Преждевременная седина: сигнал о проблемах со здоровьем?

Оставшиеся 70% поседения могут быть аргументированы такими факторами как старение, условия окружающей среды, стресс и т.д. Исследователи планируют отыскать способ контроля над этими генетическими свойствами для предотвращения поседения (в том числе, с помощью лекарств, которые я бы не советовал принимать только для того, чтобы изменить цвет волос).

Вот что сообщил журналу TIME доктор Каустуб Адхикари, научный исследователь Университетского колледжа Лондона:

«Мы смогли бы разработать лекарства, стимулирующие или тормозящие действие белка и способные менять содержание меланина в волосяных фолликулах, а также влиять на внутреннюю структуру волос… Таким образом у вас смогут вырасти волосы с нужными вам свойствами, после чего вам не нужно будет покупать краску для волос».

Есть ли у ваших волос собственные «биологические часы»?

По мнению доктора Дезмонда Тобина, профессора клеточной биологии в английском Университете Брэдфорда, волосяные фолликулы, возможно, управляются «меланогенетическими часами», которые рано или поздно замедляют деятельность клеток-меланоцитов. Вот дополнительные сведения из Библиотеки Конгресса США:

« …Тобин считает, что волосы седеют в силу возрастных и генетических причин; в частности, гены провоцируют истощение возможностей по выработке пигментов в каждом конкретном волосяном фолликуле.

Этот процесс протекает с разной скоростью в разных волосяных фолликулах. У одних людей это происходит стремительно, а у других – постепенно, в течение нескольких десятилетий».

Известно, к примеру, что люди белой расы могут начать седеть к тому моменту, как им исполнится 35 лет, а азиаты обычно седеют ближе к сорока годам. Черные американцы, как правило, седеют только после 45 лет.

Что еще способствует поседению?

Среди других факторов, влияющих на поседение, можно отметить следующие:

• Перекись водорода: Перекись водорода – это всем известный способ обесцвечивания волос, однако мало кто знает, что волосяные клетки также вырабатывают перекись водорода.
    С возрастом его выработка увеличивается, что, по мнению исследователей, и приводит в конце концов к депигментации волос, делая их сперва седыми, а затем полностью бесцветными.
  • Курение: Между курением табака и седыми волосами есть непосредственная связь. Курение сигарет также связано с преждевременным поседением волос, которое начинает проявляться с 30-летнего возраста.
  • Окислительный стресс: Окислительный стресс можно охарактеризовать как состояние, при котором количество свободных радикалов в организме (появившихся вследствие загрязнения окружающей среды, неправильного питания, стрессов и пр.) превышает количество защитных антиоксидантов (поступающих в организм благодаря здоровому питанию). Седеющие волосы могут свидетельствовать о том, что окислительный стресс оказал отрицательное влияние на здоровье.
    Как показали результаты исследований, в организмах преждевременно поседевших людей был повышен уровень прооксидантов и понижен уровень антиоксидантов по сравнению с людьми, седеющими в нормальном режиме.
  • Нехватка витамина B12: Она также может вызвать преждевременное поседение, притом, как минимум одно научное исследование свидетельствует о том, что после восполнения дефицита этого витамина у волос возобновилась пигментация.

Является ли преждевременная седина сигналом о проблемах со здоровьем?

Считается, что преждевременное поседение обусловлено в основном генетическими причинами: если в вашей семье у кого-то рано поседели волосы, велика вероятность, что с вами произойдет то же самое.

Ожирение также может стать причиной преждевременного седения волос. Бытует мнение, что ранняя седина может свидетельствовать об определенных проблемах со здоровьем. Например, преждевременное поседение может быть тревожным сигналом о наличии такого заболевания костной системы как остеопения.

Согласно результатам исследования, опубликованным в «Журнале клинической эндокринологии и метаболизма», седеющие раньше времени люди, у которых не наблюдалось никаких других характерных факторов риска, в 4,4 раза более склонны к остеопении, чем те, кто не страдает от преждевременного поседения. Исследователи заявили следующее:

«Связь между преждевременным поседением и снижением костной массы может проистекать из генов, регулирующих пиковое значение костной массы или управляющих метаболизмом костной ткани».

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Расстройства щитовидной железы, анемия и витилиго также могут вызывать преждевременное седение, к тому же оно даже ассоциируется с повышенным риском развития ишемической болезни сердца (ИБС) у молодых курильщиков. Вот что говорят исследователи:

«Преждевременное седение волос может стать объективным основанием для помещения пациента в группу риска появления ранней ИБС, особенно если он курит».

Преждевременная седина: сигнал о проблемах со здоровьем?

Могут ли волосы поседеть из-за стресса?

Распространено мнение, что поседеть можно из-за волнений (и это с готовностью могут подтвердить родители подростков или бывшие президенты, поседевшие за время своего правления).

Научных доказательств этого утверждения пока недостаточно, за исключением научно-исследовательской работы, опубликованной в 2011 г. в журнале Nature, которую возглавлял нобелевский лауреат, доктор Роберт Лефковитц.

В ходе этой работы было установлено, что хронический стресс и частая стимуляция стрессовой реакции «борьбы или бегства» приводят к повреждению ДНК, которое может не только вызывать старение, раковые заболевания, психоневрологические расстройства и выкидыши, но также влиять на гены, отвечающие за пигментацию волос.

Ученые обнаружили два потенциальных «средства» от седых волос

Исследователи считают, что они уже близки к тому, чтобы найти средство от седых волос. К примеру, ученые из медицинского центра имени Лангона при Нью-Йоркском университете выделили Wnt-белок, который отвечает за координацию выработки пигмента меланоцитами и другими видами стволовых клеток, управляющих развитием волосяных фолликулов.

Стоило ученым ингибировать сигнальный путь Wnt у черных мышей, как те поседели. Они считают, что благодаря добавлению Wnt-белка к средствам по уходу за волосами можно будет «вылечить» седые волосы.

Более того, в дополнение к нетрадиционному исследованию, установившему связь между седыми волосами и накоплению в них перекиси водорода, ученые обнаружили, что с помощью химического вещества под названием PC-KUS, активируемого ультрафиолетовыми лучами спектра B, можно обратить процесс накопления перекиси водорода и, по сути, «вылечить» седые волосы.

Аналогичное средство поможет и восстановить натуральный цвет кожи у людей, страдающих таким заболеванием как витилиго. Доктор Джеральд Вайсман, главный редактор журналаFASEB(федерации американских сообществ, занимающихся экспериментальной биологией), в котором было опубликовано это исследование, дал интервью порталу Medical News Today:

«Столетиями люди придумывали различные средства для маскировки седых волос. Но теперь, впервые за всю историю, была разработана настоящая лечебная процедура, способная устранить саму причину проблемы».

Тот факт, что люди ищут способы лечения седых волос, говорит о том, что седина – это проблема, с которой нужно бороться. Однако сама по себе седина ни в коей мере не опасна. В действительности, с точки зрения вашего здоровья, намного полезнее ходить с седой головой, чем пользоваться токсичной краской для волос.

А если вы вдруг решитесь смириться со своими седыми локонами, то сейчас самое время это сделать. Так называемые «бабушкины волосы» –это последний писк моды, который заставляет клиентов парикмахерских выкладывать огромные деньги за то, чтобы поседеть.

Если вам повезло и седина у вас появилась естественным способом, вы сможете выглядеть модно совершенно бесплатно. Стилист-парикмахер из Нью-Йорка Жан-Мари Артека рассказал агентству «Рейтер»:

«Бабушкины волосы – это, в сущности, серебристый цвет волос, который предполагает любой оттенок седины: стальной, серебристый, белоснежный, слегка платиновый, с фиолетовыми или серебристыми полутонами… Сейчас это в моде».

опубликовано econet.ruЕсли у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь