Название этой статьи может показаться несколько странным, так как в классике кардионевроз и другая неопознанная боль по сути и есть психосоматическая патология...
Название этой статьи может показаться несколько странным, так как в классике кардионевроз и другая неопознанная боль по сути и есть психосоматическая патология.
Но поскольку мой опыт все же имеет узкую направленность, в психосоматике я отличаю часть явлений, так как здесь мы можем увидеть разные состояния, причины и прогнозы в коррекции.
Тема болей в сердце и вегетативных кризов мне очень близка, поскольку это моя "родовая" тема по обеим линиям.
Очень часто, обсуждая работу психотерапевтов, мы спорим о том полезен ли личный опыт психолога-психотерапевта проработки аналогичной клиенту проблеме или наоборот он может мешать в процессе терапии.
Этот вопрос всегда индивидуален и неоднозначен, поскольку с одной стороны специалист который пережил подобную клиенту травму может лучше его понять, принять и проводить более точечную интервенцию.
С другой стороны именно наличие подобного переживания может приводить к тому, что терапевт неосознанно будет проецировать на клиента свою личную историю и приписывать ему переживания, которых на самом деле нет.
Отчасти для того, чтобы избежать подобное, мы и проходим личную терапию и супервизию.
Поэтому приступая к написанию статьи, хочу обозначить, что мой опыт проработки сердечной психосоматики имеет историю, более чем 10-ти летней давности.
В то же время именно работа с клиентами (а сердечная "психосоматика" - самая распространенная) дает возможность отличать одни состояния от других и подтверждать, что каждая история неповторима как в своих причинах, так и в прогнозе и результате терапии.
Говоря о болях в сердце я настоятельно рекомендую в первую очередь обратиться к врачу за полноценной диагностикой и адекватной коррекцией, так как все же статистика сердечных патологий неумолимо растет и молодеет.
Когда же ваши симптомы уже опознаны и кардиолог с неврологом постановили "Психосоматика!", мы начинаем думать, что со всем этим делать дальше.
Так вот, со стороны психолога эта психосоматика чаще бывает такой: Кардионевроз
По большому счету это состояние больше всего напрямую связано с физиологией и, кроме психотерапии, корректируется с помощью легких препаратов, влияющих на сердечную деятельность.
Смысл происходящего можно описать так: в результате гормонального сбоя (диабет, половое созревание, климакс и др.), или химической атаки (медикаментозное отравление, кофеин, этанол и пр.), или физических перегрузок (недосып, трудоголизм и пр.), или острого стресса/конфликта - возникает так называемый вегетативный криз.
Для того, чтобы обеспечить органы, которые оказались под ударом кислородом, сердце начинает интенсивнее работать, что приводит к ощущению болей, спазмов и пр..
Это пугает, но понимая ситуацию, большинству людей достаточно передохнуть, прийти в себя и все восстанавливается само по себе.
Подобная ситуативная психосоматика может случаться и раз в год, и реже.
Однако более чувствительные или тревожные люди, могут на таком состоянии зафиксироваться.
Тогда боль в сердце связывается с панической атакой, и в дальнейшем человек начинает уже без физических причин (гормоны в норме, тело отдохнуло, этанол выведен) провоцировать вегетативный криз по кругу:
страх перед новым приступом вызывает учащение сердцебиения =
человека бросает то ли в жар, то ли в холод, ноги подкашиваются, голова кружится, человек думает, что вот сейчас "снова заболит сердце и вдруг это инфаркт" =
паника еще больше усиливает вегетативный криз, сердце начинает работать интенсивнее, боли повторяются и круг замыкается.
Такие состояния могут проявляться по несколько раз в день, а в более запущенных ситуациях клиенты указывают на постоянную вялотекущую "сердечную симптоматику", из-за которой им сложно сосредоточиться на работе, вести привычный образ жизни и т.д..
Таким образом, если человек не поддается панике и осознает возможную психофизиологическую причину боли в сердце, с таким состоянием легко справляются прописанные врачом травяные сборы (за 2 недели - месяц).
Если же замкнулся панический круг, то без психотерапии избавиться от кардионевроза крайне сложно.
Соматизированная депрессия - это депрессия которая вызвана внутренними факторами, протекает скрыто и дает о себе знать через различного рода ни с чем не связанные органные боли (о симптомах скрытой депрессии я писала здесь).
Это значит, что человек может вести активный образ жизни: планировать - работать - встречаться с друзьями - смеяться и пр., в то время как в его головном мозге происходит все больше нарушений в работе нейромедиаторов (как бы гормонов нервной системы).
В свою очередь это сказывается на всем организме, снова сердце начинает работать усиленно и мы ощущаем тяжесть в грудной клетке и пр..
Такое состояние нашло отражение в эзотерической интерпретации - "отсутствие радости". Поскольку депрессию человек не видит, а вот то, что нет радости и удовольствия от жизни - ощущает.
Однако важно понимать, что эндогенная депрессия это не просто плохое настроение.
Соматизированная депрессия это нарушение химии головного мозга, которую помогает восстановить медикаментозная психотерапия.
В то же время психотерапия при депрессии часто напоминает об одной простой истине, что "бессмысленно повторять одни и те же действия и ожидать разный результат".
То есть, назначенные медикаменты помогают восстановить химию, убрать сердечную симптоматику, однако субъективное восприятие жизни человеком как безрадостной вполне может сохранятся.
Поскольку во многом это связано с образом жизни человека, его установками, смысложизненными ориентациями, а главное - теми проблемами и потерями, которые, накапливаясь, создают ощущение душевной тяжести.
Именно это и будет основным объектом психотерапии, без которой состояние рискует вернуться или перейти в "болезнь" другого органа.
Ситуативная сердечная психосоматика это тот самый случай "кратковременной" реакции на стресс или конфликт, когда происходит то, что мы называем "близко брать к сердцу".
В отличие от кардионевроза, человек не пугается и не паникует, но сердце болит от "несправедливости", "обиды" и пр..
Для коррекции такого состояния часто достаточно техник самоанализа, краткосрочной психотерапии, эмоциональной разгрузки, отдыха и соблюдения общепринятых оздоравливающих мер, в том числе психологических.
В то время как истинная психосоматика говорит о том, что конституционально сердце это слабый орган, который принимает удар на себя.
В данном случае мы опасаемся не столько вегетативных кризов и панических атак, сколько того, что постоянная психоэмоцианальная нагрузка приводит к реальным заболеваниям сердца.
В группе риска находятся люди, в роду которых сердечные заболевания передаются по наследству.
Когда мы говорим о том, что орган слаб конституционально, мы понимаем что так или иначе это нечто, чего изменить нельзя, как нельзя изменить человеческий темперамент и пр..
В то же время психотерапия заболеваний, передающихся по наследству, в первую очередь ориентируется на снижение частоты рецидивов, улучшение качества жизни и на повышение стрессоустойчивости клиента.
Очень часто пережитые травмы мы подавляем и забываем.
Если обобщить истории из практики, то чаще такие клиенты внешне очень уверены в себе, успешны и даже сами не могут понять как так получается, поскольку в целом их жизнь им нравится.
Они всем довольны, а различного рода неприятности трактуют по-философски, и если бы не неопознанные врачом сердечные боли, они бы в жизни не обратились к психологу.
Однако в результате длительной психотерапии у людей, открытых изменениям, зачастую на поверхность всплывают различного рода психологические травмы.
Это интенсивные болезненные переживания из прошлого, которые были настолько сложны и значимы для клиента, что не справившись с внутренним конфликтом, для сохранения психического здоровья, мозг принимает решение их вытеснить (спрятать, забыть, лишить красок "ну было и было" и т.д.).
Проявление симптоматики мы связываем с тем, что в жизни клиента на фоне каких-то абсолютно нейтральных событий, подсознание улавливает связь с травмой и путем ассоциации приходит к "захороненной боли".
На уровне вегетатики (неосознанно) организм испытывает стресс, включается сосудистая система, но так как объективно в нашей жизни вроде бы все в порядке, мозг путается и начинает искажать сигналы, поступающие от органов.
Однако априори наше подсознание нам друг, поэтому такие события обычно происходят тогда, когда клиент уже имеет достаточный опыт и внутреннюю силу для проработки психологических конфликтов, когда его психика более стабильна и более зрела, чем на момент случившейся травмы.
Поэтому все что ему нужно - это общетерапевтические: поддержка, принятие, обратная связь и психотерапевтическое ведение проработки травм прошлого.
Такое состояние возникает на базе реального заболевания.
Имея в анамнезе сердечную патологию человек может неосознанно провоцировать вегетативные кризы и панические атаки с одной стороны и психотерапевт работает с этим.
Поскольку есть опыт и симптоматики, и лечения, и даже возможно госпитализации, мы можем столкнуться с симптомами навязчивых мыслей и действий (ОКР - страх и ритуальные действия предотвращения болезни, с одной стороны призванные снижать тревогу, с другой доходящие до мании), кардиофобии, панического расстройства и пр..
С другой стороны, как говорилось раньше, в случае реальной сердечной патологии мы ориентируемся на то, чтобы обучить человека большей стрессоустойчивости, техникам психологической разгрузки и релаксации, повышению уровня качества жизни, изменению установок и поведения для более эффективного взаимодействия с другими людьми и конструктивного восприятия жизни с болезнью и т.д..
В то же время отсутствие такой проработки чаще приводит к усугублению основного заболевания и развитию депрессивного состояния на фоне сердечной патологии.
Круги замыкаются.
Безусловно, говоря о психосоматике сердечных болей нельзя пройти мимо такого явления как то ли сознательная, то ли неосознанная "манипуляция".
Как мы говорили ранее, вызвать сердечную симптоматику человеку всегда достаточно просто, потому что она тесно связана с вегетатикой (нашими эмоциями).
Это может проявиться в форме ситуативной психосоматики, когда на фоне предстоящего или состоявшегося события человек испытывает психогенную сердечную боль.
Выявить связь и функцию такого состояния просто с помощью дневника наблюдений за симптомом.
А иногда человеку даже не нужно испытывать болей, а достаточно просто сослаться на то, что у него слабое сердце и получить желаемое.
Если эффект вторичной выгоды очевиден, можно попробовать поработать с техниками самоанализа.
Безусловно психолог поможет разобраться и в этом, однако на практике часто клиенты, сталкиваясь с фактом манипуляции, заканчивают терапию преждевременно.
Вместе с тем стоит помнить, что не всякая вторичная выгода является манипуляцией и иногда психосоматический симптом защищает человека от болезненных эмоциональных переживаний.
Чрезмерные нагрузки на работе и различного рода неадеквтные "надо"; измены, предательства и другие разочарования и потери, которые настолько сильны, что человек "отказывается верить" и до последнего старается их "не замечать"; родовые сценарии, программы, установки и многое другое может отразиться на сердце, когда оно является конституционально слабым органом.
Последнее время я нередко встречаю обсуждения того, приводит ли органный невроз к развитию реальных соматических болезней.
Чаще оппоненты в качестве аргумента приводят фрагмент лекции известного психиатра о том, что в клинике неврозов пациенты, страдающие неврозами того или иного органа, не имеют соответствующих заболеваний.
Однако практика показывает что это не всегда так.
Полагаю путаница происходит из-за того, что некоторые специалисты под психосоматикой равнозначно понимают как расстройства, так и заболевания.
В то время как человек с психосоматозом чаще лечится не в клинике неврозов, а у врача соматической практики, поскольку орган уже реально болен и требует медикаментозной коррекции.
А обращение таких пациентов за помощью к психологам до популяризации эзотерического лозунга "все болезни от мозгов" встречалось крайне редко.
В то же время не лишним будет напомнить, что изначально эксперименты по развитию психосоматических заболеваний строились именно по такому сценарию.
Когда животных помещали в условия, ограничивающие возможность проработки стресса, и искусственно создавали конфликтные ситуации, это в результате через время и приводило к развитию органной патологии, и дало возможность рассматривать ряд заболеваний как психосоматозы (речь идет как о сердечно-сосудистых заболеваниях, так и о заболеваниях желудочно-кишечного тракта и пр.).
Чаще это происходит тогда, когда психосоматическое расстройство (органный невроз) связано с постоянным гормональным дисбалансом, психологическая проблема не решается, а только маскируется и игнорируется.
Со временем врачи действительно наблюдают развитие из кардионевроза гипертонической болезни и ишемической болезни сердца.
Иногда это связано с истинной психосоматикой, то есть с тем, что сердце является генетически (наследственно) слабым органом.
Однако опыт работы в психосоматике показывает, что глубинная психотерапия способна влиять на историю "наследственности", и при своевременной проработке психосоматического симптома (родовых сценариев , программ, установок и пр.) наследственные заболевания либо не проявляются вообще, либо берут значительную отсрочку (т.к. никто не совершенен и сорваться можно в любой точке отсчета). Здоровья и радости вашему сердцу. опубликовано econet.ru.
Анастасия Лобазова
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий