Подпишись

Сахарный диабет: Психосоматика заболевания

Исследования показывают, что у людей с диабетом, за пять лет до установления диагноза, отмечается более высокий уровень стрессовых событий и долговременных трудностей. Иными словами, в пятилетний период, предшествующий началу диабета, человек особенно часто сталкивается с различными трудностями и изменениями в жизни, чаще испытывает стресс.

Сахарный диабет: Психосоматика заболевания

Пять лет, конечно, большой срок. Чаще всего пациенты могут вспомнить стрессовые события, непосредственно предшествовавшие возникновению диабета. Дети, например, могут переживать по поводу развода родителей или смерти одного из них, конфликтов в семье, появления братика или сестренки, начала занятий в школе, перехода из начальных классов в средние. У юношей и девушек – несчастная любовь, поступление в вуз, армия, заключение брака, беременность, уход из родительской семьи, начало профессиональной деятельности. У людей зрелых – рождение ребенка, конфликт супругов, развод, жилищные и финансовые проблемы, проблемы на работе, во взаимоотношениях с детьми, уход детей из семьи и т.п. У людей еще более зрелых это может быть уход на пенсию, болезнь или смерть одного из супругов, проблемы во взаимоотношениях с супругом (супругой), проблемы в семьях детей. Конечно, события неравноценны по своей, так сказать, стрессовой силе. Смерть близкого человека для большинства является значительно более сильным стрессором, чем, к примеру, увольнение.

Сахарный диабет: о психологии

У разных людей уровень устойчивости к стрессу разный: одни способны выносить серьезные нагрузки, другие с трудом переживают самые незначительные изменения в своей жизни.

Как видите, для того чтобы попытаться выявить причины стресса, в первую очередь следует найти зависимость между стрессом и вызывающими его причинами. Не исключено также, что, прочитав приведенный перечень причин, вы не найдете тех, которые вызвали стресс лично у вас. Но не это главное: важно вовремя заняться своим психическим состоянием, своим здоровьем.

Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания – соматические и невротические. Почему это происходит?

Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

Тип личности и сахарный диабет

Кроме определения влияния негативных (особенно подавленных) эмоций на возникновение психосоматических заболеваний, психосоматическая медицина установила зависимость между конкретными заболеваниями человека и его личностными особенностями (типом личности), а также семейным воспитанием (Малкина-Пых, 2004).

Собственно, представление о предрасположенности определенных типов личности к тем или иным болезням всегда присутствовало в медицинском мышлении. Еще в то время, когда медицина основывалась исключительно на клиническом опыте, внимательные врачи отмечали распространенность определенных болезней у лиц с определенным физическим или психическим складом.

Однако насколько важен этот факт, им было совершенно неизвестно. Хороший врач гордился знанием подобных соотношений, опираясь на свой большой опыт. Он знал, что худой, высокий человек с впалой грудью скорее склонен к туберкулезу, чем полный, коренастый тип, и что последний более склонен к внутримозговому кровоизлиянию. Наряду с соотношениями между болезнью и строением тела также обнаруживались соотношения между чертами личности и определенными болезнями.

Сахарный диабет: Психосоматика заболевания

В литературе обобщены данные о психосоматических концепциях возникновения диабета (Менделевич, Соловьева, 2002):

1. Конфликты и различные непищевые потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за этим – длительная гипергликемия и далее истощение инсулярного аппарата.

2. Вследствие приравнивания еды и любви, при отсутствии любви, возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, голодный обмен веществ, соответствующий диабетическому.

3. Диабет – следствие хронической тревоги, связанной с бессознательным детским страхом быть побежденным и раненным вследствие агрессивных мятежных и сексуальных побуждений. У больных сахарным диабетом часто наблюдаются необычно сильные тенденции получать и принимать помощь.

4. Сохраняющийся в течение всей жизни страх мобилизует постоянную готовность к борьбе или бегству, с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии легко формируется сахарный диабет.

Людям с сахарным диабетом присуще чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности. Ф. Александер (2002) отмечает, кроме этого, сильное желание заботы о себе и активный поиск зависимости от других. Больные демонстрируют большую чувствительность к отказам в удовлетворении этих желаний.

Примером чрезмерно выраженной дезадаптации к сахарному диабету является «лабильный сахарный диабет». Он характеризуется значительными колебаниями содержания глюкозы в крови, часто с многократными случаями неотложной госпитализации. В настоящее время широко распространена точка зрения, что лабильный сахарный диабет – это поведенческая, а не патофизиологическая проблема.

Было выяснено, что такие больные позволяют себе потенциально опасное поведение отчасти из-за пренебрежения его последствиями, но чаще потому, что оно «окупается» в смысле удовлетворения других потребностей, независимо от того, любовь ли это или кровь, благоприятное мнение или бегство от какого-либо неразрешимого конфликта.

Острое начало часто имеет место после эмоционального стресса, который нарушает гомеостатическое равновесие у людей, предрасположенных к этому заболеванию. В частности, значимыми психологическими факторами, способствующими развитию диабета, являются фрустрация (от лат. frustratio  – обман, расстройство, разрушение планов), одиночество и подавленное настроение. В ряде случаев они могут являться механизмом, «запускающим» нарушения обмена веществ.

У. Кэннон показывает, что страх и тревога могут вызывать гликозурию ( glycosuria ; греч. glykys сладкий + uron моча – наличие в моче сахаров в повышенных концентрациях) и у нормальной кошки, и у нормального человека. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что эмоциональный стресс может стимулировать расстройство углеводного обмена даже у лиц, не страдающих диабетом.

Больные диабетом обычно пытаются как-то регулировать свое состояние с помощью диеты. Однако, пребывая в депрессии, они часто нарушают диету – слишком много едят и пьют, что приводит к обострению течения заболевания.

Наиболее важным провоцирующим фактором в генезе клинического синдрома диабета является ожирение, которое наличествует примерно в 75% случаев. Однако само по себе ожирение не может рассматриваться в качестве причины, поскольку диабет развивается лишь у 5% тучных индивидов. По имеющимся данным, ожирение приводит к повышенной потребности в инсулине. Если поджелудочная железа нормально функционирует, то возрастающая потребность в инсулине может быть удовлетворена. У тех пациентов, у которых скорость расщепления инсулина превышает возможности регуляторного механизма, развивается инсулиновая недостаточность и в конечном счете диабет.

Переедание обычно является результатом расстройства эмоционального развития личности. Следовательно, у пациентов, у которых сахарный диабет развивается вследствие переедания, психологические факторы имеют основное значение как в развитии ожирения, так и в возникновении сахарного диабета.

Проще говоря, причины кроются в одних и тех же отрицательных эмоциях, которые постоянно подавляются и «заедаются» (обида, страх, гнев и т.д.). Именно поэтому, если человек справляется с причинами возникновения лишнего веса, то есть нормализует свое пищевое поведение, то нормализуется и работа поджелудочной железы.

По отношению к больным сахарным диабетом часто используются такие определения, как «зависимый», «нуждающийся в материнской ласке», «чрезмерно пассивный». Центральной психологической характеристикой больных сахарным диабетом (Любан-Плоцца и др., 1994), является постоянное чувство неуверенности, которое окрашивает всю жизненную стратегию этих пациентов.

На фоне конституциональной предрасположенности к сахарному диабету заболевание развивается под влиянием определенных установок и поведенческих особенностей в семье, поскольку домашние традиции в питании, типа концепций «еда и питье укрепляют душу», «нет ничего лучше хорошего обеда» и т.д., определяют то значение, которое в дальнейшем человек придает еде.

Психологические факторы, связанные с семьей, межличностными взаимоотношениями, уровнем эмоционального принятия и поддержки, могут играть определенную роль в возникновении заболевания. В связи с традиционной, в рамках психодинамического направления, тенденцией, отождествляющей пищу с любовью, недостаток любви формирует «голодный» метаболизм, соответствующий метаболизму больного диабетом. Интенсивный аппетит и склонность к ожирению ведут к стабильной гипергликемии. Нарушение ролевой структуры, эмоциональных компонентов межличностных отношений в родительских семьях ухудшает состояние больных.

О практике исцеления

Каждое желание дается тебе вместе с силами, необходимыми для его осуществления. Возможно, однако, для этого тебе придется потрудиться.

Ричард Бах. «Иллюзии»

Итак, боль, болезнь, недомогание могут расцениваться как сообщение о том, что мы переживаем конфликт эмоций и мыслей, угрожающий нашему выживанию. Чтобы начать процесс исцеления, необходимо понять, действительно ли мы желаем улучшения, потому что это не настолько просто, как кажется.

Многие из нас предпочитают выпить таблетку, вместо того чтобы обратить внимание на свое раздражение, или пойти на операцию, но не менять своего поведения. Получая возможность потенциального излечения благодаря какому-либо лекарству, мы можем обнаружить, что не очень-то и хотим или даже отказываемся продолжать лечение. Мы должны желать выздоровления больше, чем привычной обстановки и образа жизни во время болезни.

Но, как мы уже подробно обсудили в предыдущих главах, для нашей болезни могут найтись и скрытые причины, приносящие нам компенсацию и препятствующие полному излечению. Может быть, мы получаем лишние внимание и любовь, когда болеем, а может, мы настолько привыкли к своему недугу, что, лишившись его, мы ощутим пустоту. Возможно, болезнь стала для нас надежным убежищем, чем-то, где можно спрятать свои страхи. Или так мы пытаемся вызвать чувство вины у кого-то за то, что с нами произошло, а также наказать себя или избежать своей собственной вины (Шапиро, 2004).

Здоровье и болезнь являются субъективными переживаниями. Мы сами определяем уровень своего здоровья, главным образом, оценивая свои ощущения. Не существует прибора, позволяющего объективно измерить здоровье или точно определить уровень боли.опубликовано econet.ru


По книге Ирины Германовны Малкиной-Пых «Диабет. Освободиться и забыть. Навсегда» 

Возникли вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 1)
    • 0 / 0

      Это страшная болезнь, и не всегда она связанна с перееданием сладостей. Вообще для нормализации сахара в крови я эваларовскую спирулину стала принимать, она мне и аппетит снизить помогает. Продается в таблетках, мне так удобнее принимать, чем в порошке. Повышает метаболизм, улучшает работу иммунной системы.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Живые существа должны, если воспользоваться метафорой Марка Аврелия, обращать препятствия в топливо — как делает огонь. Н.Талеб
    Что-то интересное