Есть данные, которые говорят о том, что «хорошее» и «плохое» ожирение действительно представляют собой два разных физиологических состояниях, и что «хорошее» ожирение не обязательно предшественник «плохого»
Вероятность метаболических расстройств при ожирении зависит от фермента, регулирующего силу воспаления.
Ожирение обычно ассоциируется с повышенным сахаром в крови, ненормальным кровяным давлением и прочими метаболическими и сердечно-сосудистыми расстройствами. Однако не всю люди с избыточным весом страдают от диабета и атеросклероза – можно сказать, что есть ожирение здоровое и нездоровое.
Но многие биологи и врачи до сих пор относятся к концепции «здорового ожирения» с сомнением. Считается, что отсутствие болезней – лишь временное явление, и впоследствии любой человек с ожирением получит обычный букет из диабета, проблем с сердцем и т. д. С этим согласуются данные ряда работ, вроде той, которая недавно была опубликована в Journal of the American College of Cardiology.
В ней исследователи из южнокорейского Университета Сонгюнгван описывают результаты обследований 14 000 человек без заметных метаболических нарушений. У тех из них, у кого был избыточный вес, отмечались первые признаки появления атеросклеротических бляшек. То есть метаболически здоровое ожирение у таких людей на самом деле не такое уж здоровое и может быть начальной стадией на пути к тяжёлым недугам.
Вместе с тем есть данные, которые говорят о том, что «хорошее» и «плохое» ожирение действительно представляют собой два разных физиологических состояниях, и что «хорошее» ожирение не обязательно предшественник «плохого». Харальд Эстербауэр (Harald Esterbauer) и несколько десятков его коллег из Венского медицинского университета и из других научных центров Австрии и Германии попытались выяснить, есть ли какие-то молекулярные переключатели, которые превращают здоровый избыточный вес в нездоровый.
Известно, что ожирение и метаболические расстройства связаны через воспаление, так что в центре внимания исследователей оказался фермент гемоксигеназа-1, который, как считается, подавляет воспалительные процессы.
Уровень фермента измерили в крови, печени и жировой ткани у 44 человек с ожирением. При этом те, у кого было ожирение, на здоровье не жаловались, концентрация глюкозы в крови у них была нормальной, и никаких признаков воспаления не обнаруживалось. Однако по одному параметру всё же были существенные отличия: у двадцати семи добровольцев с избыточным весом отмечались первые признаки тканевой устойчивости к инсулину, когда клетки перестают реагировать на гормон и перестают должны образом поглощать глюкозу из крови. Инсулиновая устойчивость считается первым признаком диабета второго типа. У остальных семнадцати человек ничего такого не наблюдали.
Когда у тех и у других сравнили уровень фермента, то оказалось, что у людей с первыми признаками инсулиновой устойчивости уровень гемоксигеназы-1 почти в два раза выше. Опыты на мышах подтвердили связь между ферментом и устойчивостью к инсулину: если у мышей ген гемоксигеназы отключали, то даже на жирной диете у клеток чувствительность к инсулину оставалась в норме, и уровень воспаления был низок. Если же ген гемоксигеназы искусственно стимулировали, то даже при нормальном питании у мышей появлялась устойчивость к инсулину.
То есть, как пишут в Cell авторы работы, гемоксигеназа-1 (или HO-1) может служить одним из самых ранних маркеров метаболического расстройства. Эти результаты согласуются с данными, полученными Юсси Науккариненом (Jussi Naukkarinen) и его коллегами из Хельсинкского университета, которые выступили в прошлом году с сообщением о том, что здоровое и нездоровое ожирение отличаются в том числе и по уровню воспаления.
С другой стороны, ещё предстоит выяснить, как именно связаны между собой воспалительная реакция, фермент гемоксигеназа-1 и реакция клеток на инсулин. Хотя считается, что гемоксигеназа-1 подавляет воспаление, возможно, мы не всё о ней знаем, и она же может и стимулировать воспалительные процессы. Возможен и другой вариант: уровень гемоксигеназы-1 повышается в ответ на воспаление и одновременно он оказывает побочное действие на чувствительность клеток инсулину.
По-видимому, этот же фермент разделяет здоровый и нездоровый избыточный вес. Правда, авторы работы уточняют, что его уровень у полных людей, пусть и с нормальной инсулиновой чувствительностью, был всё-таки выше, чем у худых. То есть избыточный вес всё-таки не бывает «абсолютно здоровым», и риск диабета при избыточном весе в любом случае повышен.
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий