Подпишись

Исцеление смехом с точки зрения науки и духовной практики

Феномен смеха известен каждому. Это некая эмоционально-физиологическая реакция, которая выражается через моторные непроизвольные, пульсирующие движения тела, отрывистые звуки и глубокую ритмику дыхания

 Исцеление смехом с точки зрения науки и духовной практики
Феномен смеха известен каждому. Это некая эмоционально-физиологическая реакция, которая выражается через моторные непроизвольные, пульсирующие движения тела, отрывистые звуки и глубокую ритмику дыхания. Это врождённый психический механизм, пережитый и применяемый практически каждым человеком.
Явление смеха рассматривалось философами и прочими мудрецами много тысячелетий:  уже Аристотель указывал, что смех - это то, что отличает человека от животного.  Схоластики, например Фома Аквинский, отличали добрый смех от предосудительного. Кант писал о катарсической роли смеха: «Смех есть аффект от внезапного превращения напряжённого ожидания в ничто». Ницше максимизировал влияние смеха, указав, что не через гнев убивают, а через смех. Зигмунд Фрейд относился к смеху как к «поносу душевного возбуждения». Один из учителей моего немецкого профессора, социальный философ и социолог Гельмут Плесснер исследовал границы человеческого поведения через смех и плач. Для Анри Бергсона смех «не понимаем» во всех смыслах.
Наука о смехе - гелотология
Смех применялся и применяется в жизни каждым человеком, осознанно или неосознанно, это общеизвестный практический опыт. Но научно-теоретическую основу под смех подвели относительно недавно. Наука о смехе, о влиянии смеха на человека, о его целебности –гелотология (от греческого γέλως gélōs  - смех), -  берёт истоки в 60-70-е гг. прошлого века.
Смех как инструмент исцеления от психологических, физиологических и др. травм и болезней становится в последнее время всё более популярным в мире.
 
Основатель гелотологии - психиатр Уильям Фрай (William F. Fry) проводил исследования по воздействию смеха в Стэнфордском университете с 1964 г. Наряду с ним известны такие исследователи-гелотологи, как Lee Berk, Paul Ekman, Ilona Papousek, Robert Provine, Frank Rodden, Willibald Ruch und Barbara Wild. Они разработали фундамент современной юморо- и смехотерапии. В США работает Ассоциация Прикладного и Терапевтического Юмора (Association for Applied and Therapeutic Humor ). 
 
В русскоязычной литературе часто ошибочно зовут  основателем смехотерапии Нормана Казинса. Он стоял у истоков, но пришёл к юморотерапии немного позже (не через науку, а через свою болезнь), чем У. Фрай.
 
Фрай тесно сотрудничал с немецким психотерапевтом-гелотологом Михаелем Титце, с которым его познакомил Виктор Франкл,  известный психотерапевт с практическим опытом духовного пробуждения. Франкл одним из первых обратил внимание на т.н. парадоксальное влияние юмора в терапевтическом процессе. Титце разработал т.н. юмородраму. Он занимается гелотофобией и активно сотрудничает с больничными клоунами.
Исследования показывают, что при смехе в организме человека выделяются нейромедиаторы и гормоны - катехоламины, как адреналин и норадреналин, которые помогают нейтрализовать ощущение физической боли в теле. В процессе смеха выделяются и другие нейромедиаторы и гормоны:  наряду с такими катехоламинами, как дофамин, гормон  удовольствия, осуществляется выброс эндорфина, гормона радости, и серотонина, гормона счастья.
Как смех влияет на человека?
Влияние смеха на психическое и физическое здоровье человека разнообразно. В литературе обычно выделяют следующие сферы:
  • Позитивное мышление и настроение:  за счёт умения посмеяться над собой или ситуацией укрепляется психологическая устойчивость, способность не держаться за негативные стороны явлений и радоваться жизни, миру.
  • Расслабление как физическое, так и психологическое: в процессе смеха снимаются эмоциональные и телесные зажимы, что приводит к расслаблению, которое помогает человеку жить более открыто и успешно.
  • Укрепление здоровья и иммунитета:  в процессе выработки нейромедиаторов и гормонов, которые обладают иммуномодулирующим действием, активируются  Т-лимофоциты и гамма-интерферон, которые защищают организм от опухолевых болезней, а также являются натуральным болеутоляющим средством. Идёт активная стимуляция мышечной системы: при смехе задействовано более чем 100 мышц в организме от головы до ног. Улучшение кровообращения за счёт смеха ведёт к укреплению сердечно-сосудистой системы.
  • Повышение стрессоустойчивости: гормоны стресса перестают влиять на организм и психику, т.к. гормоны радости и счастья перекрывают их воздействие.
  • Стимуляция обмена веществ и очищение организма: за счет изменения типа дыхания,  работы глубинных мышц живота усиливается работа лёгких, гладкой мускулатуры кишечника, что приводит к избавлению от шлаков и прочих вредных веществ, накопленных в теле человека.
  • Общее психотерапевтическое воздействие: за счёт высвобождения подавленных эмоций и комплексов снимаются физическая, психологическая усталость и напряжение; разрешаются психологические проблемы.
Где применяют смех?
В современном мире существуют разные направления, где смех целенаправленно применяется в целительско-оздоровительных целях:
  1. Смехотерапия (и юморотерапия).
  2. Йога смеха (хасья-йога).
  3. Смех в духовных практиках.
  4. Больничная клоунада (как часть клоунотерапии,  Clown Care).
Раскроем содержательно каждое направление.
Смехотерапия
Смехотерапия и юморотерапия основаны  на лечении психологических и физиологических проблем человека методами, помогающими расслабить человека через конструктивный или деструктивный юмор, применение театральных форм, чтение смешных книг и просмотр комедий, и другими средствами, вызывающими смех у человека.
Один из классических примеров в гелотологии – это история Нормана Казинса (Norman Cousins), «человека, рассмешившего смерть». Н.Казинс, известный американский журналист, смог вопреки печальному смертельному диагнозу перебороть невыносимую физическую боль и выздороветь благодаря юмору и  смеху. Его история  описана во многих источниках, и она вызвала большую волну исследований в психотерапии и психологии. Казинс основал в Лос-Анджелесском Университете отделение по исследованию юмора.
 
Смехотерапия довольно активно применяется в западно-европейской и американской психотерапии. О ней мы уже писали выше, когда анализировали гелотологию. В России пока это направление мало популярно.  В психологической практике и литературе можно выделить работы Риммы Умяровой, которая работает на стыке арт-терапии, смехотерапии и йоги смеха через созданную ею смеходраму.
Йога смеха
Йога смеха (хасья-йога)– популярное во многих странах мира движение, основанное в 1995 г. индийским врачом Маданом Катариа (Madan Kataria). М. Катариа совместил азы смехотерапии с упражнениями из йоги (пранаяма) и основал систему клубов смеха, довольно быстро распространившуюся сперва в США и Германии, а затем и в других странах.
 
Сейчас по всему миру работает по разным данным от 6000 до 10000 клубов смеха. В России клубы смеха работают довольно разрозненно, т.к. часть инструкторов училась у американских специалистов йоги смеха, а другие занимались напрямую в индийской школе Мадана Катариа.
Мадан Катариа пришёл к интересным заключениям: смех не обязательно должен иметь причину; он воздействует на человека даже если он вызван искусственно. Организму неважно, есть ли конкретная причина для радости. Когда человек имитирует смех, то в теле протекают те же физиологические реакции, что и при естественном смехе. Это в любом случае вызывает выработку гормонов и нейромедиаторов и позитивные эмоциональные реакции. Искусственно вызванный смех вырастает в естественный, если заниматься этим регулярно.
Система йоги смеха основана на специальной методике: обученные специалисты ведут занятия в клубах по определённой схеме. Занятия начинаются с приветствия со смехом. Затем даются лёгкие упражнения на расслабление тела и дыхательные тренировки для настроя на смех (барабанная дробь пальцами по грудной клетке и тимусу, углублённое дыхание, обучение ритму через хлопание ладонями и звуки «хо-хо – ха-ха»). После этого группе предлагаются методы из телесно-ориентированной терапии и игротерапии со смехом вкупе с дыхательными упражнениями (представить себя львом и смеяться с высунутым языком и т.п.).
Таким образом участники группы подготавливают себя к основной части работы – многоминутному безостановочному смеху, который часто из искусственного переходит в естественный.
Затем даются другие упражнения из йоги смеха (которые можно применять и индивидуально в обыденной практике). Это улыбка перед зеркалом, или вкладывание пальца между зубами, чтобы вызвать рефлекторную улыбку. Занятие в клубе обычно заканчивается короткой медитацией, где участники делятся накопленной позитивной энергией со всем миром и с теми, кому эта энергия нужна. В процессе занятия участники поддерживают себя позитивным девизом. Важную роль в йоге смеха играют следующие факторы:
  • смех без причины;
  • групповая динамика, т.к. смех заразителен и в группе смеяться легче;
  • контакт глаза в глаза участников группы (усиление доверия и открытости);
  • дыхательная гимнастика,  частично перенятая из йоги;
  • применение базовых принципов - мир, свобода и радость.
Смех в духовных практиках
Медитации смеха можно встретить во многих древних традициях – буддизме, суфизме, даосизме. Смех помогает отключить ум, снять зажимы и освободить подсознание от мешающих блоков, что является одним из важных компонентов очищения души. Он ведёт к одному из важных духовных состояний - расслаблению, которое достигается зачастую с помощью смеха легче, чем через мудрёные асаны или многочасовые медитации. Смех освобождает от тоски, уныния и страданий, на его основе можно выработать кардинально новый взгляд на проблемы и принять их.
Смеющийся Будда или весёлые монахи показывают, что смех – это тоже Путь. В Японии популярен т.н. смеющийся Хотэй (Будай), который одновременно является как божеством счастья, веселья и изобилия, так и воплощением Будды Майтрейи. Его прообраз взят из легенд о китайском монахе Цицы. Он прочно укреплён в духовных традициях Китая, и через феншуй распространился по всему миру в виде смеющихся статуэток-- талисманов счастья и богатства.
Медитация смеха для очищения применяется во многих суфийских школах.
Методы юморотерапии и медитация смеха применял в своей работе с учениками и Ошо Раджниш. Его медитация приводит к катарсическому смеху, у которого тоже нет причины, и который освобождает сознание от зажимов и блоков.
В рамках позитивного мышления, через которое идут многие традиции, можно выработать устойчивое астральное тело человека и проработать определённые блоки ментального уровня. Для эффективной проработки гордыни, одного из тяжелейших качеств, мешающих духовно развиваться, предлагают смеяться над собой перед зеркалом по два-три раза в день.
 
Часто состояния духовного пробуждения сопровождаются долгим смехом. Некоторые современные школы и группы по саморазвитию применяют методы смехотерапии в своей практике. Ссылки на них можно найти в интернете.
Больничная клоунада
Больничная клоунада – это интернациональное движение клоунов-волонтёров и профессионалов по социально-культурной и психологической реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии.
Движение больничных клоунов началось с клоуна нью-йоркского городского цирка Big Apple Circus Майкла Кристенсена (Michael Christensen). Он основал в 1986 г. организацию «Big Apple Circus Clown Care»  и развил направление «Clown doctoring».
Его движение довольно быстро подхватили в Европе: вначале в Австрии, Германии, а затем и других странах. В России больничная клоунада тоже набирает силу. Основоположником её в России считается Константин Седов. Больничная клоунада  работает в западной традиции вместе с исследовательскими центрами по смехо- и юморотерапии.
Заключение и выводы
Все основные известные направления, действующие в сфере гелотологии,  универсальны в применении к разным типам людей. Смех известен практически каждому и может эффективно воздействовать на подсознание людей и исцелять их, в отличие от многих видов психотерапии или духовных практик. Только при работе с большими группами (залами) необходимо учитывать , что люди со слабым физическим здоровьем могут не выдержать долгие нагрузки на мышцы и дыхательную систему. Поэтому специалисты, работающие с такими группами, должны быть настоящими профессионалами и уметь хорошо чувствовать публику.
В группах с сильно зажатыми как психологически, так и физиологически людьми качество работы повышается за счёт  смешанных групп, когда среди участников есть опытные люди, не боящиеся смеяться.
При всей универсальности гелотологии необходимо учитывать, что, как показала личная практика и наблюдения автора за разными школами и участниками групп смеха,  это не панацея. Гелотологические приёмы эффективны при решении определённых психологических проблем человека, или для лечения  некоторых болезней, т.к. они высвобождают жизненную энергию, ранее уходившую на подавленные эмоции, негативные реакции, психологические комплексы и физиологические зажимы.
Уровень развития духовных практиков, использующих смех, показывает, что через гелотологические приёмы можно дойти до начальной степени просветления. Но если это единственный инструмент, то его может и не хватить для дальнейшего развития, если только учитель не несёт определенных высоких вибраций.
Бывает, что человек сам несет определённый духовный потенциал. Тогда  он может раскрыться  и с помощью смехотерапии или йоги смеха.
Гелотология - один из качественных инструментов для саморазвития и работы с людтми. Но необходим индивидуальный подход к каждому человеку. В общем, смейтесь на здоровье! Радуйтесь!  Жизнь прекрасна! 
 

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    История повторяется трижды. Первый раз как трагедия и пару раз — для тупых. Андрей Кнышев
    Что-то интересное